Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Айрапетян Евгения
Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

План:

1. Задачи трудового воспитания в детском саду.

2. Содержание трудового воспитания.

3. Организация труда дошкольника (из практики)

«Радость труда - могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребёнок должен

пережить это благородное чувство.»

В. А. Сухомлинский.

Наряду с игрой для воспитания детей большое значение имеет и их трудовая деятельность. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте не противоречит природе ребёнка. Он активен, жадно стремится всё узнать, сделать всё самому выражается как в игровой, так и в трудовой деятельности. У детей младшего возраста игра и труд тесно связаны.

Подражая взрослым, дети копируют работу матери, отца, изображают шофёра, продавца в магазине, врача в больнице. У детей более старшего возраста трудовыепроцессы включаются в игру:

Например: сделать флажки, билетики, в игре с куклами - дети учатся стирать, и гладить, мыть и вытирать посуду и т. д.

По мере развития ребёнка меняется и характер его поведения: он начинает уже интересоваться результатом своих трудовых действий, он хочет узнать, что и как у него получается. Ребёнок старается повторять те же приёмы, которые он наблюдал в работе матери и отца. Действия ребёнка становятся осознанными.

Трудовое воспитание приносит пользу для развития ребёнка дошкольного возраста. Труд благотворно влияет на физическое и на психическое развитие ребёнка повышается работоспособность и жизнедеятельность всего организма. Труд укрепляет мышцы, содействует развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. Труд служит хорошим средством нравственного воспитания ребёнка, помогает развитию в нём положительных качеств.

Труд детей в детском саду многообразен. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание - направлено на уход за собой это умывание, раздевание, одевание, уборка постели… Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание осознаётся как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с некоторыми (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действия, отвлекаемость) что тормозит процесс формирования навыков. Воспитатель должен начать развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и выполнения необходимых действий. Здесь воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, поддерживает его. Находит с ним контакт и доверительное отношение к себе. Дети ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в обслуживании. Воспитатель формирует у детей приёмы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу. Как её оказывать, как поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрастеприобретаются навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы связанные с ним,используются для решения более сложных задач: это формирование привычки детей к опрятности и чистоте, навыков поведения среди сверстников. Воспитатель формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Детям постарше полезно предоставлять самостоятельно участвовать в хозяйственных работах.Например: убирая комнату мать даёт влажную тряпку и предлагает вытереть пыль с полок; накрывая на стол, поручает разложить ложки, расставить осторожно тарелки … У ребёнка тем самым воспитывается бережное отношение к вещам, привычка к чистоте.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, в цветнике. Особое значение это вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Живой интерес вызывает у детей труд по уходу за растениями и животными. Маленький цветник можно устроить и в группе на окне. Можно устроить и зооуголок.

Такой уход воспитывает у детейчувство ответственности: он должен аккуратно выполнять взятое на себя дело. Систематическое повторение одной и той же работы — поливка растений, уход за животными вырабатывает полезные трудовые навыки; наблюдение за тем, что происходит с растениями дают ребёнку конкретные знания, расширяют его кругозор. Во время прогулок воспитатель должен отводить время для полезного труда - Например: собрать в кучу сухие листья и ветки, очистить беседку от мусора, тем самым объясняю, что они помогают работе дворника или садовода.

Ручной труд - изготовление игрушек и полезных в быту вещей (прежде всего из бумаги и картона, из природных материалов, дерева. Используя природный материал дети изготавливают необходимые им игрушки,атрибуты для игр: лодочки, машинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут быть приятными подарками для родных.

Ручной труд развивает способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Всё что делается руками детей при помощи воспитателя, формирует в детях их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Например из скорлупы грецких орехов, жёлудей, каштана,сосновых шишек к ним же подручный материал : клей бумага, картон, глина, пластилин веточки, кукурузные волоски- можно изготовить парусник, жука, зайца, петушка, природную екибану. Готовые игрушки мы обсуждаем и оцениваем. Лучшие работы помещаются на выставочном стенде. Даю возможность детям взять готовые игрушки домой, чтобы показать родителям.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручение - это задания, которые воспитатель даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть простыми и сложными, индивидуальными или общими, временными или длительными. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувство ответственности к порученному делу.

В младших группах поручения индивидуальны, и просты (разложи ложки на столе, принеси игрушки, сними с куклы платье и т. д.)

В средней группе воспитатель поручает детям постирать бельё куклам, вымыть игрушки, подмести дорожку от песка. Эти задания более сложны чем в младших группах они содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации. Большинство поручений становятся групповыми, от 2 участников до 5-6 участников. Вместе убрать со стола игрушки, вымыть машинки, собрать строительный материал…

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива.Например : по столовой, дежурства по подготовке к занятиям, дежурства по уголку природы. Как правило дети дежурят вдвоём. Во всех этих заданиях воспитатель несёт ответственную роль воспитания и организованности действий детей.

В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ВОСПИТАТЕЛЬ УДЕЛЯЕТ ВНИМАНИЕ ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ между детьми, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации.

Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение10-15 минут, 5-6 лет 20- 30 минут.

Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка в детском саду: и тогда когда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой, когда готов к игре или заканчивает, когда собирается на прогулку ит. п. Любая деятельность ребёнка сопряжена с трудовыми усилиями.

-Нужно чтобы в помещениях детского сада, а именно в группах были созданы условия для трудовой деятельности.Например : индивидуальные шкафчики, индивидуальные вешалки для полотенец, фартуки для дежурных по столовой, щётки для чистки одежды и обуви, зеркала и т. п. - всё это необходимо для воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения.

Стараюсь, что все предметы (посуда, мыло, инструменты окружающие ребёнка были красивыми и удобными в пользовании, и привлекали детей к действию и выполнению заданий.

- В формировании навыков самообслуживания и в воспитанииу них самостоятельности в своей работе использую художественные произведения: рассказы Воронковой «Маша-растеряша», Стихи К. Чуковского «Мойдодыр» и другие…

Например в игровой ситуации приходит кукла, у которой измазаны ладошки : А. Барто «Девочка чумазая»-

Ах ты девочка чумазая,

Где ты ручки измазала?

Чёрные ладошки, на локтях дорожки!

Или К. Чуковский» Мойдодыр»

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок, И густой гребешок!

Главное постоянно поощрять детейза правильность действий: за правильное мытьё рук, за правильное одевание. Главное в работе воспитателя положительное воздействие на ребёнка, чтобы у ребёнка не пропал интерес к совершаемым действиям.

- Все дети любят чудеса, тайны, секреты. И любое занятие в обслуживании себя и другая трудовая деятельность, может быть обыграна. Можно найти множество методов в организации трудовых дел: лечение деревьев, расчистка снега, наполнение песочницы, уборка участка, посадка деревьев и. т. д.Например:

Старшей группе было дано задание перенести песок на участок, где планировалось разместить скульптурный зоопарк. Чтобы заинтересовать детей, я даю команду детям.

«Ребята поступило секретное задание, о приёме разных животных на этом участке. Наша задача перенести песок на площадку и разровнять. А завтра, когда вы придёте в садик, вы увидите чудо-зоопарк.

Дети активно работали на участке, задавали множество вопросов о зоопарке, и с помощью взрослых подготовили площадку. На следующий день, придя в садик ребята увидели скульптурный зоопарк. Нужно было видеть радостные лица детей! Их труд не прошёл даром!

Удовлетворение делом, которое даёт ощутимые результаты, побуждает его к дальнейшей деятельности, у него постепенно развивается любовь и привычка к труду, что является основной задачей трудового воспитания в дошкольном возрасте. Воспитанные с малых лет положительное отношение к труду, способность к усидчивости принесут ему большую пользу в школьные годы.

Использованная литература:

1. Дошкольная педагогика. - Учебное пособие. -М. ,1986г.

2.Мир детства:Дошкольник. -М. ,1987г

3.Наши дети: Сборник. /Библиотека молодой семьи. /.-М. ,1988г

4. Нравтсвенно-трудовое воспитание детей в детском саду. -М. ,1987г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 19:48
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 апреля. Всемирный день вечеринки

«Вечеринка» – слово, от которого так и веет молодостью, задором, весельем. Это мероприятие противоположно любому официозу и обязательно проводится в неформальной дружеской обстановке. Тематика, характер и...

3 апреля. День книжки-малышки на МААМ

Книги открывают детям большой и интересный мир. Путешествуя по нему, малыши не только приятно проводят время, но и учатся чему-то важному и полезному. Листая страницы хороших книжек, юные читатели...

Фотоотчет «Украшаем группу к 8 марта»
8 марта пожалуй самый прекрасный и нежный праздник в детском саду. Милая суета, репетиции, изготовление подарков, рисунки, разучивание стихов, создание...
«Интересные геометрические фигуры». Игры с детьми младшего дошкольного возраста
Ход занятия в младшей группе детского сада В групповой комнате раздается веселая музыка. Воспитатель обращается к детям. Слышите ли вы музыку? Какая музыка...
Методическое пособие-лэпбук «Осень» для детей среднего возраста
Данное пособие представляет собой картонную папку – книгу, оформленное в теплых тонах с использованием оттенков, характеризующих осеннее время года. На...