Папки-передвижки

Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае

ЕЛЕНА ЕВДОКИМОВА
Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае

Туристско-краеведческая деятельность является одним из важных направлений в обучении детей 6-7 лет. С помощью нее дети могут получить знания об истории, культуре, развитии своего города, области, края. Имея такие знания, у детей формируется желание жить, трудится в своем городе, селе, области, крае, не уезжая в большие города.

Публикация «Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае» размещена в разделах

В дошкольном возрасте происходит достаточно быстрое развитие интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому туристско-краеведческая деятельность должна вводится в детском саду – в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности.

Вопросы приобщения детей к своей культуре рассматривались такими авторами, как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Они выдвигали идеи воспитания детей в новых условиях и призывали педагогов «внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропагандировать национальное искусству, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества».

Рассмотрим понятие «краеведение».

«Большая советская энциклопедия» определяет краеведение как «комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное краеведение изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое краеведение – отдельные разделы : географическое краеведение, историческое, этнографическое, топонимическое краеведение».

В словаре С. И. Ожегова понятие краеведение дается через «изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно- исторических, экономических, этнографических особенностей».

Краеведение, как знание народа о своих родных местах, возникло очень давно. Во все времена, у всех народов мира, были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания они передавали последующим поколениям устно или в различных письменных документах. Так было и в нашей стране, где информация краеведческого характера нашла свое отражение в летописях, в различных государственных документах еще в XV-XVI вв. В середине XVIII века были опубликованы первые описания некоторых областей России (например, «Топография Оренбургская» П. Н. Рычкова, «Общее географическое описание Сибири» В. Н. Татищева, а начиная со второй половины XVIII века работы, которые велись в различных областях нашей страны, изучали и описывали их особенности, получили большой размах, и уже в 1777 г. Сенат издал указ о том, что топографические описания всех губерний России должны были быть составлены. В 80-х годах XVIII века такие описания были составлены уже по большинству губерний Российской империи. В них содержались данные о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения.

Основные историки этого периода, такие как М. В. Ломоносов, П. И. Рычков, В. В. Крестинин придавали огромную значимость местной истории. Г. Ф. Миллер отмечал: «Сколь некоторые города по нынешнему состоянию, ни мало важны, однако ж особенные оных произшествия, есть ли к тому случай есть, заслуживают быть исследованы и обнародованы, потому они всегда к объяснению всеобщей истории государства несколько способствуют». Историки, имеющие высокое звание в обществе, одновременно совмещающие исследовательскую деятельность придумывали различные анкеты для крупных городов, в которых содержались данные о местной истории, географии, экономике. Это делалось для формирования описания государства в целом, хотя и сведения, которые предоставляли в ответ были отрывочными. В разные регионы нашей страны были отправлены научные экспедиции, целью которых был сбор данных о тех местах, где они бывали.

Туристско-краеведческая деятельность в детском саду является одним из главных способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию нравственных качеств и воспитанию любви к своей малой родине. Она позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город – это часть великой страны, историей и культурой которой нужно и должно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Туристско-краеведческая деятельность является тем значительным педагогическим средством, способствующим вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Педагогический процесс с точки зрения концепции дошкольного воспитания рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте ребенок получает основы личностной культуры, ее основы, соответствующие общечеловеческим духовным ценностям. В состав основы личностной культуры входит в том числе и ориентировка ребенка в окружающей его природе, в явлениях общественной жизни, предметах, которые созданы руками человека, в явлениях своей жизни и деятельности, в себе самом.

Материал, собранный краеведами, имеет немаловажное значение в развитии кругозора дошкольников, расширении их интеллектуального потенциала. Он является основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем и воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес движет детьми, и заставляет их получать как можно больше информации о родном крае, это способствует воспитанию таких чувств, как привязанность и любовь, а они, в свою очередь, побуждают к возникновению желания и потребности узнать как можно больше нового и интересного о своем городе, о своем родном крае. Таким образом, формируется устойчивый познавательный интерес. Однако «малая» Родина ребенка, это не только сквер или парк, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, которые живут в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Одним из основных факторов формирования исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста является их ознакомление с историей родного края. Важность развития познавательных интересов детей дошкольного возраста в этой сфере вызвана социальным запросом общества. Дети окажутся приобщенными к культуре родного края, тем больше, чем глубже, полнее, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, культуре, истории, традициях.

Уделено серьезное внимание краеведению и в комплексных образовательных программах дошкольного образования. Так, в таких программах, как «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы» и др. учтена работа по знакомству детей дошкольного возраста с социальной реальностью, которая включает в себя работу по воспитанию любви и привязанности к родному городу, к своей Родине. Кроме этого, все перечисленные программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности, который выражается в раннем приобщении ребенка к истокам народной культуры своей страны. В программах также уделено внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества, с народной музыкой и танцами, с народными хороводными играми, с декоративно-прикладным искусством России.

Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1. «Использовать народный опыт непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

2. Участвовать в краеведческой деятельности детям совместно со взрослыми;

3. Родные, близкие, работники детского сада должны совместно вести работу по усвоению детьми традиционных культурных эталонов;

4. Основную и самую важную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Потому что именно в семье первоначально закладываются основные ценности и прививается любовь к родине».

Основная идея туристско-краеведческой деятельности заключается в формировании у детей 6-7 лет системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие дидактические принципы:

1. Принцип историзма.

Этот принцип реализуется путем сохранения хронологической последовательности описываемых явлений и отнесения их к трем временным параметрам: прошлое – настоящее – будущее. Так, если с детьми изучают историю родной местности, города, села (прошлое, то следует знакомить их и с их современным состоянием (настоящее, а также перспективами обновления и развития (будущее). Этот подход обучает детей глубже понимать и осмысливать всю последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, а также содействует тому, что у детей последовательно формируется историческое мышление.

2. Принцип гуманизации.

Этот принцип предполагает то, что педагог со своим умением и опытом может встать на позицию ребенка, может учитывать его точку зрения, его чувства, эмоции, не игнорировать ребенка, а видеть в нем полноправного человека и партнера, а также ориентироваться на общепринятые понятия, такие как: любовь к родине, семье и своему Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в том, чтобы создать ребенку оптимальные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка в процессе освоения им знаний о родном крае. Для этого необходимо учитывать возраст детей, накопленный ими опыт, эмоциональную и познавательную сферу и их особенности.

4. Принцип интегративности.

Предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников, с социокультурными объектами города: выставками, библиотеками, музеями. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в наглядном донесении до детей информации, которая была бы интересна и доступна, это делается путем изготовления пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.

В процессе формирования основ туристско-краеведческой деятельности ребенок :

- «определяет свою социальную роль в обществе;

- получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

- имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

- развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

- приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

- учится самоорганизации, взаимопомощи».

Важным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку в определенном предметно-развивающем пространственном окружении приобрести идеалы, овладеть культурой и развить эстетический вкус. Предметно-развивающая среда таким образом выполняет две функции: информационную и развивающую.

Важнейшим условием эффективности и результативности туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста является понимание их родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь воспитателям в этом направлении. Работа с родителями может проходить в форме коллективных обсуждений нюансов проведения будущих экскурсий, прогулок, походов, выработке совместных решений. Прежде всего, следует проинформировать родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; дать советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребенка, проведению закаливающих мероприятий; дать рекомендации, как подготовить одежду и личное снаряжение ребенка для кратковременных туристских прогулок. Далее следует спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Целью этого этапа работы является создание у детей дошкольного возраста правильного позитивного психологического настроя на новый для них вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящим экскурсиям и прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную деятельность : познавательную, двигательную, игровую, художественно-творческую.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности детей дошкольного возраста является тематическая прогулка, экскурсия, поход. Основным методом воспитания в данном направлении можно отнести игровой, поскольку именно игровые приемы являются основой развития ребенка в дошкольном возрасте, придают эмоциональную окрашенность каждому путешествию в окружающий мир. Основной формой познания окружающего мира является в данном случае наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, лепку, создание фотоотчета, аппликации, конструирование.

Экскурсии и прогулки за пределы детского образовательного учреждения можно проводить, начиная с пятилетнего возраста. В детском саду дети старшей и подготовительной групп обладают повышенной степенью самостоятельности и организованности, это является обязательным условием проведения длительных прогулок за пределами детского учреждения. Здесь речь идет о дошкольном туризме, решающем не только воспитательные и образовательные задачи, а также и оздоровительные задачи, которые совершенствуют двигательные способности детей, и способствуют тому, что дети осваивают простейшие туристские умения и навыки. Для детей старшего дошкольного возраста туристская прогулка является вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детей. Туристские прогулки оказывают ярко выраженный оздоровительный эффект, который получается как следствие разнообразной двигательной активности, а также совместного воздействия на организм ребенка природных факторов : воздуха, солнца, воды. Дети старшего дошкольного возраста при занятиях туристической деятельностью ведут целесообразную двигательную активность, которая им необходима при так называемом двигательном голоде. Если такие туристские прогулки проводятся регулярно, у детей старшего дошкольного возраста активизируется двигательный режим.

Туристскими прогулками может заниматься любой ребенок, если у него отсутствуют серьезные патологии. Туризм это прекрасное средство оздоровления, которое общедоступно и рекомендуется всем взрослым и детям. А универсальность туризма в том, что он всесезонен. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно освоение простейших туристских умений и навыков, значительно обогащающих их двигательную деятельность и закладывающих фундамент для более серьезных занятий туризмом позже в школьные годы. У детей, занимающихся туризмом, появляется первый походный опят и необходимые навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, ставить палатку, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему). А самое главное, у детей, занимающихся туризмом, формируются качества личности, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни это самостоятельность, ответственность, самоорганизация и воля. На развитие всех психических процессов дошкольников, а также внимания, мышления и памяти, оказывает благотворное влияние изучение начальных основ спортивного ориентирования (движение по карте, знание топографических знаков, работа с компасом) .

Туристские прогулки это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Туризм, как и любой другой вид спорта, способствует формированию дисциплины и порядка, который необходим ребенку с малых лет, это также возможность интересно и содержательно организовать свой досуг. Если интересно и увлекательно организована туристская прогулка или любая другая двигательная деятельность в природных условиях, у детей возникает интерес заниматься физической культурой, спортом и мотивация вести здоровый образ жизни.

Любая туристская прогулка для детей подготовительной группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.

Удивительный мир природы воздействует на детей старшего дошкольного возраста своим разнообразием и новизной. У ребенка возникает желание узнать и раскрыть все тайны природы. Педагог должен не упустить возможность помочь ему в этом, обращая внимание на красоту и особенности сезонных изменений. Вместе с воспитателем дети узнают о родном крае, собирают лекарственные травы, помогают исчезающим видам животных. С целью экологического образования детей проводятся туристско-краеведческие прогулки тематического характера. Такая прогулка характеризуется тем, что в нее включена природоохранная работа, дети участвуют в различных экологических акциях. Одним из эффективных методов ознакомления детей с историей родного края и воспитания чувства патриотизма является прогулка по историческим достопримечательностям родного города.

Чувство любви к родной природе - одно из составляющих патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. При этом более важен не объем знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений. Важно, чтобы ребенок полюбил родную природу. Информация, данная воспитателем при знакомстве с городом, селом, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к созидательной деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать, слепить и т. д. то, о чем он только что услышал, увидел; рассказать родителям и друзьям то, что он узнал от воспитателя.

Экскурсия - важная форма туристско-краеведческой деятельности, помогающая педагогу в его воспитательной работе с детьми. Она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.

Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

На уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира и положительного эмоционального отношения к ним влияют формы, средства, методы и приемы туристско-краеведческой деятельности, а самое главное, формирование детского опыта на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Публикации по теме:

Формирование элементарных представлений у детей 6–7 лет о России как о родной стране, об Иркутской области, о родном городе МБДОУ № 114 Перспективный план Формирование элементарных представлений у детей 6-7 лет о России, как о родной стране, об Иркутской области,.

Игровая деятельность как средство развития представлений о форме предметов у детей 5–6 лет Аннотация: в статье показана эффективность использования дидактических игр в работе по развитию представлений о форме предметов у детей.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

«Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста». План по саморазвитию педагога План по саморазвитию педагога «Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста». Актуальность: Не земля вообще, а.

Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей» .

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Шарова Ирина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ.

Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возрастаУниверсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Уважаемые родители, коллеги! В.

Выступление на педагогическом совете на тему «Эколого-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма» Выступление на педагогическом совете на тему: «Эколого – краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма». Национальная доктрина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Туристско-краеведческая деятельность, как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае
Опубликовано: 7 апреля 2018 в 08:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД