Лучший педагог года

Туристско-краеведческая работа в секциях единоборств

Михаил Иванов
Туристско-краеведческая работа в секциях единоборств

Отличительной особенностью современной системы образования является расширение спектра образовательных услуг и появления целого ряда новых направлений. Одним из них стало преподавание традиционных боевых искусств (ТБИ) в образовательных учреждениях. Особое значение при этом приобретает нравственная подготовка учащихся.

В основе всех ТБИ лежит «воинская мораль» (У Дэ – кит. ) призванная формировать моральные качества и специфический образ мышления, при котором происходит снижение агрессивности и основной целью занятий становится укрепление духа и тела. Однако, в современных условиях, требования «воинской морали» ТБИ зачастую представляются обучающимся некой восточной экзотикой, оторванной от реальной жизни.

Публикация «Туристско-краеведческая работа в секциях единоборств» размещена в разделах

В этих условиях особое значение приобретает воспитательная работа методами патриотического и экологического воспитания. Программа, разработанная в Центре детского творчества «Созвездие» Западного округа г. Москвы, предусматривает комплексное преподавание ТБИ и туристско-краеведческую работу, что позволяет формировать в учащихся патриотические чувства и нравственные качества, способствовать их самоопределению и самореализации, развивать социальную активность, вырабатывать сознательную дисциплину, умение преодолевать трудности в коллективной работе, прививать навыки рационального поведения и социального взаимодействия.

Решая задачи обеспечения разносторонней физической подготовки учащихся, воспитания их морально-волевых качеств и патриотизма, обучения практическим навыкам самообороны, программа способствует адаптации наших воспитанников к непростым условиям современного общества, что придает занятиям личностно-значимый смысл и делает программу актуальной для системы современного образования

Воспитательное значение туризма и краеведения связано с тем, что соприкосновение с конкретными фактами истории, общение с участниками и свидетелями интересных событий, участие в выявлении и изучении памятников истории и культуры, объектов природы воспитывает в детях и подростках чувство любви к родным местам, гордости своими земляками, их традициями и ратными подвигами, что является основой формирования патриотических чувств и нравственных качеств человека, что, в свою очередь, является основой его самоопределения и самореализации, социальной активности, отношения к правам и обязанностям в обществе.

Второй важной особенностью туризма является возможность дополнить тренировки по боевым искусствам тренировками в выносливости и оздоровительным воздействием. Принятые в туризме большие, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют укреплению здоровья, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные навыки и умения. В туристическом походе вырабатывается сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолевать трудности в коллективной работе. Туризм, как ничто другое, удовлетворяет стремление к новизне, поискам, романтике.

Немаловажным является и то, что участие в туристических походах позволяют сформировать первичные навыки выживания в природной среде, а также способствовать развитию аналитического мышления и рационального поведения в незнакомых ситуациях природного характера, социального взаимодействия в необычных условиях.

Основными способами туристско-краеведческой работы являются:

1. «Тропа»;

2. Многодневные походы-семинары;

3. Краеведческие экспедиции;

4. Летние учебно-тренировочные лагеря;

5. Специальные тренировки по технике туризма.

«Тропа» представляет собой комплексное мероприятие, включающее в себя:

- туристический поход общей протяженностью 8 – 17 км (поход выходного дня);

- тематический семинар по какой-либо боевой или оздоровительной системе, продолжительностью 2 – 3 часа;

- осмотр какого-либо историко-культурного или природного объекта с краткой лекцией.

В некоторых случаях, «тропа» представляет собой тренировку на природе без похода выходного дня.

Основными задачами «тропы» являются: оздоровительное воздействие; получение углубленных знаний по одной из боевых или оздоровительных систем; знакомство с историей, культурой и природой родного края; патриотическое воспитание; экологическое воспитание; получение начальных навыков выживания в условиях природной среды.

«Тропа» проводится в выходные дни в период апрель – июнь и сентябрь – октябрь. Основной район походов – Подмосковье.

Многодневные (от 2 – 3 дней до недели) походы-семинары проводятся для наиболее подготовленных учеников и преследуют те же задачи. Режим проведения похода должен позволять сочетать прохождение намеченного маршрута, регулярное проведение тренировок, осмотры исторических, культурных и природных памятников. Походы проводятся во время школьных каникул.

Краеведческие экспедиции проводятся под руководством Союза краеведов России, РФО РАН и других организаций в рамках программы Туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество».

Основными задачами экспедиций являются:

- изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня;

- выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы;

- изучение исторического прошлого по вещественным источникам, мониторинг археологического наследия;

- изучение и охрана природного наследия;

- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды, ее охрана и восстановление;

- исследования в области геологии, спелеологии и спелеостологии;

- изучение культурного наследия;

- изучение материальной и духовной культуры народов, их быта, занятий и этнических процессов;

- изучение военной истории.

Важной составной частью работы является регулярное проведение летних учебно-тренировочных лагерей, что позволяет:

- провести активные и углубленные тренировки в боевых искусствах;

- собрать в естественных условиях группу учеников, объединенных общими интересами и общим делом, создать условия для неформального общения педагогов и учеников;

- проводить учебные и тренировочные занятия на местности;

- собрать большой педагогический коллектив для проведения разноплановых занятий;

- дать детям и подросткам пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту;

- привить любовь к природе, воспитать чувство любви к своей Родине;

- получить и закрепить навыки выживания в природной среде;

- интересно отдохнуть, оздоровить и закалить организм.

Район проведения лагеря выбирается в зависимости от природных условий, досягаемости, наличия материальной базы и т. д. Срок проведения лагеря 7 – 14 дней.

Летние учебно-тренировочные лагеря могут проводиться совместно и при поддержке (организационной, материальной и педагогической) с различными организациями, занимающимися развитием боевых искусств, туризма и краеведения.

Специальные тренировки по технике туризма проводятся для повышения спортивного мастерства и развития морально-волевых качеств обучающихся. Тренировки проводятся в ближнем Подмосковье в выходные дни и дни школьных каникул в виде однодневных выходов.

Одним из основных достоинств предложенного метода обучения является его комплексность. Тренировки по боевым искусствам и технике туризма, оздоровление и закаливание, краеведческая работа, патриотическое и нравственное воспитание, экологическое обучение, получение навыков выживания происходят параллельно, дополняя и обогащая друг друга.

Публикации по теме:

Городской смотр-конкурс «Краеведческая копилка»Городской смотр-конкурс «Краеведческая копилка» 1 июня в дошкольном учреждении № 197 подведены итоги городского смотра-конкурса «Краеведческая копилка». Конкурс проходил в рамках празднования.

Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.

Календарное планирование неделю «Краеведческая» 4 неделя «Краеведческая» 22.08.- День государственного флага Российской федерации 20.08 тема: «Я живу в России» Утренняя гимнастика Беседа.

Коллективная работа «Кошки и луна» работа сухой кистью по изодеятельностиКоллективная работа «Кошки и луна» работа сухой кистью по изодеятельности Тема: «Кошки и луна». Цель: обучить рисованию нетрадиционной технике – работа сухой кистью (тычком); раскрывать и развивать потенциальные.

Краеведческая деятельность в детском саду Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало.

Краеведческая игра «Узнай свой город»Краеведческая игра «Узнай свой город» Краеведческая игра "Узнай свой город" подготовила воспитатель 1 категории Горохова Юлия Михайловна (МБДОУ № 8 "Золотой петушок" г. Лобня).

Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна»Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна» Цель прогулки: - расширять представления детей средней группы о нелегком труде дворника осенью; - прививать любовь детей к труду дворника;.

Работа с родителями № Сроки Совместные мероприятия Стендовые консультации Отметка о выполнении 1 Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало учебного года!» 2. Фотовыставка.

Работа с родителями в семейном клубе выходного дня. Развлекательная программа «Нам вместе весело» В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ ВЫХОДНОГО ДНЯ. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Нам вместе весело». Всем добрый день! Мы рады приветствовать вас на игровой программе.

Эколого-краеведческая игра-квест по теме «Природа родного края» Цель: формирование интереса к природе родного края через совместную деятельность взрослых и детей. Задачи: • расширять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Туристско-краеведческая работа в секциях единоборств
Опубликовано: 17 января 2019 в 13:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД