Арина Игнатович
Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика бытия человека такова, что «в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания – самовоспитание, в основе сознания – самосознание» [1 Зинченко В. П. Живое знание: психологическая педагогика. Изд. 1. Самара, 1998]. И все эти «само», конечно, не существуют без творческой активности человека. Сказанное справедливо и в отношении ребенка. Между тем в науке проблематика психического развития ребенка, возникновения различных возрастных психических новообразований почти не соприкасается с проблематикой творчества. Хотя, казалось бы, очевидно: «новое» в ребенке может быть только продуктом его собственной творческой деятельности и ни чем иным.
Публикация «Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Как отмечает по этому поводу В. Т. Кудрявцев, «решение творческих задач, проблем – вовсе не прерогатива высокоразвитого интеллекта» [2 Кудрявцев В. Т. Практика – методологическая проблема культурно-исторической психологии // Вестник РГГУ. 2010. № 17(61). С. 13 – 22]. В исследованиях различных ученых – физиолога Н. А. Бернштейна [3 Алиева М. Г. Развитие креативности дошкольников – важнейшее условие развития творческой личности // Инновационная наука. 2015. № 10 3 ] и психолога А. В. Запорожца [4 Запорожец А. В. Избр. психол. труды. Т. 1. М., 1986] показано, что «процесс формирования обыкновенного моторного действия (например, движения руки) включает в себя решение специфической моторной задачи – преодоление препятствия, в основе которого лежит свободное волеизъявление человека (ребенка)». Это отличает живое, по выражению Н. А. Бернштейна, движение от движения механического. Такие же данные были получены Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко [5 Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982].
В науке имеются также данные о том, что «построению субъектом чувственного образа объекта предшествует развернутая ориентировочно-исследовательская деятельность в ситуации неопределенности» [6 Запорожец А. В., Венгер Л. А. и др. Восприятие и действие. М., 1967]. Вообще, внутренняя формообразующая активность чувственного образа подчеркивалась еще и И. Кантом, которому принадлежит следующее утверждение: «Что воображение есть необходимая составная часть самого восприятия, об этом, конечно, не думал еще ни один психолог» ( цит по: [7 Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование : культурно-исторический подход. Часть I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. М., 2016, с. 117]).
В XX столетии ситуация изменилась: «многие современные исследователи восприятия полностью соглашаются с такой ролью творческого воображения», о чем, в частности, говорит С. Д. Смирнов [8 Смирнов С. Д. Психология образа : Проблема активности психического отражения. М., 1985]. О решении перцептивных проблем как ключевом моменте восприятия писали и зарубежные исследователи – Дж. Брунер, Р. Грегори, У. Найссер, И. Рок. «Эксплицировано роль антиципации (предвосхищения) в сенсомоторных и перцептивных актах» (Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков) в том числе «на ранних этапах онтогенеза» (Е. А. Сергиенко).
«Креативная сущность человеческого созерцания раскрыта на материале изучения целостных феноменов – визуального мышления и продуктивного восприятия» [9 Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1999. № 4].
Идеи Канта «о порождающих функциях чувственного образа» получили развитие в сравнительно недавних исследованиях А. И. Миракяна [10 Принципы порождающего процесса восприятия / под ред. А. И. Миракяна. М., 1992].
Психологами также выделен особый пласт задач, сопряженных с построением целостных способов жизнедеятельности [11 Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1997] и множество других свидетельств того факта, что «творческое происхождение и природа присущи практически всем психическим функциям человека» [12 Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 2012. №3].
По утверждению П. Я. Гальперина, «это отражает общую природу психики как способа регуляции витальных (в широком смысле слова) процессов в ситуацию возникновения неопределенной уникальной и неповторимой задачи» [13 Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976].
По утверждению К. Дункера, даже характер, поскольку он образуется в жизни и через жизнь, есть нечто вроде типа решения задач [14 Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965, с. 167].