МААМ-картинки

Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста

Арина Игнатович
Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика бытия человека такова, что «в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания – самовоспитание, в основе сознания – самосознание» [1 Зинченко В. П. Живое знание: психологическая педагогика. Изд. 1. Самара, 1998]. И все эти «само», конечно, не существуют без творческой активности человека. Сказанное справедливо и в отношении ребенка. Между тем в науке проблематика психического развития ребенка, возникновения различных возрастных психических новообразований почти не соприкасается с проблематикой творчества. Хотя, казалось бы, очевидно: «новое» в ребенке может быть только продуктом его собственной творческой деятельности и ни чем иным.

Публикация «Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

Как отмечает по этому поводу В. Т. Кудрявцев, «решение творческих задач, проблем – вовсе не прерогатива высокоразвитого интеллекта» [2 Кудрявцев В. Т. Практика – методологическая проблема культурно-исторической психологии // Вестник РГГУ. 2010. № 17(61). С. 13 – 22]. В исследованиях различных ученых – физиолога Н. А. Бернштейна [3 Алиева М. Г. Развитие креативности дошкольников – важнейшее условие развития творческой личности // Инновационная наука. 2015. № 10 3 ] и психолога А. В. Запорожца [4 Запорожец А. В. Избр. психол. труды. Т. 1. М., 1986] показано, что «процесс формирования обыкновенного моторного действия (например, движения руки) включает в себя решение специфической моторной задачи – преодоление препятствия, в основе которого лежит свободное волеизъявление человека (ребенка)». Это отличает живое, по выражению Н. А. Бернштейна, движение от движения механического. Такие же данные были получены Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко [5 Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982].

В науке имеются также данные о том, что «построению субъектом чувственного образа объекта предшествует развернутая ориентировочно-исследовательская деятельность в ситуации неопределенности» [6 Запорожец А. В., Венгер Л. А. и др. Восприятие и действие. М., 1967]. Вообще, внутренняя формообразующая активность чувственного образа подчеркивалась еще и И. Кантом, которому принадлежит следующее утверждение: «Что воображение есть необходимая составная часть самого восприятия, об этом, конечно, не думал еще ни один психолог» ( цит по: [7 Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование : культурно-исторический подход. Часть I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. М., 2016, с. 117]).

В XX столетии ситуация изменилась: «многие современные исследователи восприятия полностью соглашаются с такой ролью творческого воображения», о чем, в частности, говорит С. Д. Смирнов [8 Смирнов С. Д. Психология образа : Проблема активности психического отражения. М., 1985]. О решении перцептивных проблем как ключевом моменте восприятия писали и зарубежные исследователи – Дж. Брунер, Р. Грегори, У. Найссер, И. Рок. «Эксплицировано роль антиципации (предвосхищения) в сенсомоторных и перцептивных актах» (Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков) в том числе «на ранних этапах онтогенеза» (Е. А. Сергиенко).

«Креативная сущность человеческого созерцания раскрыта на материале изучения целостных феноменов – визуального мышления и продуктивного восприятия» [9 Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1999. № 4].

Идеи Канта «о порождающих функциях чувственного образа» получили развитие в сравнительно недавних исследованиях А. И. Миракяна [10 Принципы порождающего процесса восприятия / под ред. А. И. Миракяна. М., 1992].

Психологами также выделен особый пласт задач, сопряженных с построением целостных способов жизнедеятельности [11 Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1997] и множество других свидетельств того факта, что «творческое происхождение и природа присущи практически всем психическим функциям человека» [12 Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 2012. №3].

По утверждению П. Я. Гальперина, «это отражает общую природу психики как способа регуляции витальных (в широком смысле слова) процессов в ситуацию возникновения неопределенной уникальной и неповторимой задачи» [13 Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976].

По утверждению К. Дункера, даже характер, поскольку он образуется в жизни и через жизнь, есть нечто вроде типа решения задач [14 Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965, с. 167].

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Изобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность — многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития детей дошкольного возраста. Творчество в любом проявлении необходимо для развития.

Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки»Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки» Аппликация «Разноцветные рыбки» Цель: создать условия для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 10 августа 2022 в 07:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая деятельность как источник психического развития ребёнка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Арина Игнатович (УИ 3035765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД