Светлана Бабкина
Творческая мастерская «Чудесный поролон»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования
«Чудесный поролон»
эстетической направленности
для детей 3-4 лет
на 36 часов.
Автор: С. В. Бабкина
г. о. Тольятти
2016 - 2017 уч. г.
Пояснительная записка
В наше время очень трудно удивить современных детей, увлечь их чем-то интересным и особенно полезным для их же развития. Каждому ребенку надо предлагать различные виды творчества. Поверьте, что-нибудь обязательно заинтересует. Станет любимым.
Публикация «Творческая мастерская „Чудесный поролон“» размещена в разделах
- Поролон. Маски, пособия, поделки из поролона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. Одним из увлекательных видов рукоделия можно назвать работу с поролоном. Часто мы выкидываем вещи, которые нам кажутся абсолютно бесполезными. Но порой даже из ничего можно сделать самому что-то оригинальное – на радость детям и взрослым. У многих дома есть остатки поролона, которые лежат и пылятся. Давайте попробуем изготовить из них что-нибудь оригинальное. А если нет, то у любой хозяйки найдутся губки для посуды – найдем им еще одно применение.
Программа составлена в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ.
Новизна программы: Данная программа адаптирована для детских садов. Представляет один из путей совершенствования мелкой моторики, развития сенсорики, восприятия цвета. С помощью занятий, проводимых в игровой форме, успешно решаются задачи эстетического, умственного воспитания, развивается ручная умелость, у ребёнка повышается самооценка.
Актуальность программы: Специалисты отмечают, что в настоящее время продолжает расти негативная тенденция, связанная с задержкой речевого развития у трёхлетних детей и функциональной подготовленности учащихся к школе. Как известно, существует прямая зависимость, чем больше ребёнок развивает мелкую моторику рук, тем более развит мозг ребёнка и, следовательно, речевой аппарат. В данное время проблема совершенствования ручной умелости в детских садах является предметом внимания специалистов, и ее решение направлено на поиск новых, нетрадиционных способов проведения занятий с учетом мотивационной сферы воспитанников. Изготовление поделок и картин из поролона - это занятие не только увлекательное. Оно позволит развить мелкую моторику, изучить геометрические фигуры и цвета, да и просто скрасит привычный уклад жизни.
Поролон. Замечательный материал, который так знаком каждому из нас. Кто хоть раз не утеплял им окна? А сегодня давайте поговорим о том, как можно использовать его для детских поделок.
Аппликации из поролона - эта идея подойдёт для самых маленьких. Поролон нарезаем на кусочки, приклеиваем на бумагу по предварительно нарисованному контуру, раскрашиваем сверху красками. Аппликации для деток постарше делают немного иначе: по нарисованному эскизу выкраивают картонные шаблоны, затем с их помощью уже вырезают детали из поролона. Поролон необходимо раскрасить (можно с помощью пальцев). Готовые детали аппликации приклеивают согласно эскизу на основу. Следующая идея применения - рисование поролоном. Тут всё просто: ребёнок слегка обмакивает кусочек поролона в краску и прикладывает его к бумаге. Можно рисовать произвольно, а можно использовать шаблон. Таким образом, получается изображение в необычной технике.
«Волшебная палочка» .Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей, имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды, и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски. Ну и самое интересное - объёмные игрушки. Можно использовать цветной поролон или окрасить его самостоятельно.
Необычность данных творческих занятий, доброжелательный подход помогают выявлению творческих задатков, преодолению комплексов и стремления к успеху!
В процессе занятий большое внимание уделяется развитию координации, творческих способностей. Каждое новое занятие сопровождается заучиванием коротенького стишка или загадки, соответствующей теме.
Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании»,
Цель программы:
Создать условия для общефизического, умственного, культурного и духовного развития подрастающего поколения посредством занятий рукоделием.
Задачи программы (общие) :
1. Привлечь детей к систематическим занятиям рукоделием.
2. Развить у детей ручную умелость, мелкую моторику рук, память.
3. Формировать уверенность в себе, правильную самооценку, эмоциональную зрелость.
4. Развить умение работать с различными материалами и инструментами.
5. Создать условия для творческого развития.
6. Способствовать эстетическому воспитанию занимающихся.
Задачи программы:
1. Образовательные:
• Ознакомить детей с правилами пользования различными инструментами и материалами. Изучить свойства данных материалов: нитки, ткань, природные и бросовые материалы, и т. д. ;
• показать разнообразные приёмы работы с названными материалами;
• направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность;
• создавать условия для творческой деятельности детей;
• способствовать воспитанию эстетического вкуса;
развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе
• Разучивание малых литературных форм.
• Теоретическая подготовка.
2. Развивающие:
• Содействие физическому, культурному и духовному развитию детей.
• Привлечение детей к занятию творчеством, систематическим занятиям рукоделием и к участию в различных творческих выставках и конкурсах.
• Создание благоприятных предпосылок для раскрытия потенциальных
возможностей детей.
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
• Развивать желание экспериментировать, проявлять яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
• Развивать пространственное воображение.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.
Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.
3. Воспитательные:
• Психологическое развитие через формирование уверенности в себе,
правильной самооценки и достижение эмоциональной зрелости.
• Социальное развитие через сотрудничество, конкуренцию и правильные стандарты поведения.
• формировать культуру общения и поведения в коллективе;
• помочь ребенку в самореализации, осознания собственного «Я»;
• воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• воспитывать внимание, аккуратность, целесообразность, творческую самореализацию;
• воспитывать практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
• воспитывать уважительное отношение к результатам труда.
4. Обучающие:
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
• Закреплять приобретённые умения и навыки и показать широту их возможного применения;
• Обогащать активный словарь.
При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, своевременно проводится с детьми инструктажи по технике безопасности.
Работа мастерской «Чудесный поролон» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания разных видов с различными материалами.
Последовательность тем в учебно - тематическом плане выстроена с учётом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале, поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности и материалов.
Программа включает теоретическую и практическую работу. Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:
• Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
• Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
• Доступности (познание происходит от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
• Личностно - ориентированного подхода (знания подаются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
• Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
• Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно- следственные связи);
• Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативу детей).
В работе используются следующие методы обучения:
• Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
• Словесный (беседа, рассказ, стихи, загадки, объяснение, вопрос);
• Практические упражнения;
• Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).
Показ является ведущим методическим приёмом, соревновательный метод – ведущим в морально-волевом воспитании и стимулировании.
Приёмы, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий – меняются через 2-3 занятия. Комплексы различных приёмов необходимо выполнять на протяжении 7-10 занятий, постепенно усложняя условия выполнения и увеличивая нагрузку с учётом степени подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя. Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
1. для игр детей;
2. для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
3. их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определё нные требования:
1. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
2. тщательно промытым и высушенным;
3. доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Педагогическая целесообразность.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития мышления, воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Программа дополнительной образовательной услуги - творческой мастерской «Чудесный поролон» является инновационным образовательным документом.
Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» и с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Она направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Основные формы работы:
• Со всем составом.
• Индивидуально.
• Выставки.
Формы занятий: индивидуальные и коллективные работы, выставки.
Отслеживание результатов осуществляется через мониторинг обученности. Процедуры оценивания: самостоятельная работа, тестирование,
участие в конкурсах, выставках.
Учебно – методический план
Дата № и тема занятия кол-во час инструменты и материалы фотография поделки
сентябрь 1. Подсолнух 1 — поролоновая губка,
- чёрная гуашь,
- кисточка,
— ножницы,
- цветной картон,
- клей ПВА.
2. Яблочко 1 — поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
— ножницы,
- цветной картон,
- клей ПВА.
3. Рябина 1 -поролоновые тычки (поролон в виде шарика прикреплён к палочке,
- кисточки,
- гуашь.
4. Астры 1 - разноцветная поролоновая губка,
- нитки,
- стаканчик из-под йогурта.
октябрь 5. Осеннее дерево 1 - цветная поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
6. Грибы 1
- цветная поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
7. Воздушный шар 1 - белая поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
8. Приведение 1 - белый тонкий поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
ноябрь 9. Кактус цветущий 1 - зелёная поролоновая губка,
-цветная бумага,
— клей Момент,
- стаканчик из-под йогурта.
10. Тучки 1 - тонкий белый поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
11. Солнышко 1
- жёлтая поролоновая губка,
- тонкий белый поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- цветной картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
12. Жираф 1 - жёлтая поролоновая губка,
- тонкий белый поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- цветной картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
декабрь 13. Барашек 1 - белая поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
14. Цветы (розы) 1 - разноцветная поролоновая губка,
-тонкий белый поролон,
- гуашь разноцветная,
- нитки,
- стаканчик из-под йогурта.
15. Ёжик 1 — поролоновая губка,
— ножницы,
— бусины,
— клей Момент,
— булавки с шариками на конце или зубочистки,
- зелёный картон,
- гуашь.
16. Колокольчик (ёлочная игрушка) 1 - разноцветная поролоновая губка,
- гуашь разноцветная,
- нитки,
-ленточки, тесьма,
- бусины.
январь 17. Зайчик 1 - белая поролоновая губка,
- синяя гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
18. Лебедь 1 - белая поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
клей «Момент».
19. Зимнее дерево 1 - белая поролоновая губка,
- разноцветная акварель,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
20. Фиалки 1 - тонкая поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
февраль 21. Паучок 1 - цветная поролоновая губка,
-нитки или тонкая проволока,
- клей «Момент»,
- бусинки.
22. Лошадка 1 - тонкая поролоновая губка,
-нитки,
- бусинки,
- клей «Момент»,
- цветная бумага.
23. Танк 1 -- белый тонкий поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- ватные палочки,
- клей ПВА.
24. Автомобиль 1 -разноцветная губка,
- цветной картон,
- клей «Момент».
март 25. Корзинка с цветами 1 - цветная поролоновая губка,
- кисточки,
- ножницы,
- цветная бумага,
- цветной картон,
- клей ПВА.
26. Букет для мамы 1 - белый тонкий поролон,
- жёлтая гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- цветной картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
27. Мимоза 1 - жёлтая поролоновая губка,
- ножницы,
- цветной картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
28. Ландыши 1 - белый тонкий поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- цветная бумага,
- клей ПВА.
апрель 29. Божья коровка 1 - белый тонкий поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
30. Бабочка 1 - цветная поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- клей ПВА.
31. Барашки танцуют 1 - белый тонкий поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- белый картон,
- ватные палочки,
- клей ПВА.
32. Ромашки 1 - белый тонкий поролон,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- цветной картон,
- клей ПВА.
май 33. Цыплёнок 1 - цветная поролоновая губка,
- разноцветная гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- цветной картон,
- клей ПВА.
34. Малиновый куст 1 - красная поролоновая губка,
- коричневая гуашь,
- кисточки,
- ножницы,
- зелёный картон,
- клей ПВА.
35. Поросёнок 1 - розовая поролоновая губка,
-нитки,
- бусинки,
- ленточка.
36. Одуванчики 1 - разноцветная поролоновая губка,
- нитки,
- стаканчик из-под йогурта.
Итого: 36
Содержание составлено с учётом возрастных особенностей и в соответствии СанПин 2.4.3049.13. (требования к организации режима дня и организации учебно - образовательной деятельности). Возраст детей 3 – 4 года.
Срок реализации - 1 год.
Количество занимающихся в возрастной группе до 15 человек.
Продолжительность занятий в группе – 1 раз в неделю по одному академическому часу (15 минут, согласно возрасту детей.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Особенностью методики проведения является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных заданий многообразны, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Целевые ориентиры образования для детей 3 - 4 лет.
1. Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок учиться договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребёнок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребёнок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребёнка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен.
6. Ребёнок способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Предполагаемый результат.
- Иметь знания о форме, фактуре, цвете предметов.
- Владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками, их применением.
- Уметь творчески самовыражаться, получать возможность фантазировать, изобретать.
- Повысить заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности.
- Владеть умениями создавать формы предметов, используя нетрадиционный материал для передачи образа.
- Уметь правильно активизировать движения пальцев руки, синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов.
- Уметь передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.
- Иметь представление о свойствах материалов, наблюдать, делать выводы, подводить итоги.
- Заинтересовать родителей в развитии личности ребёнка и формировании его креативности.
Прогнозированный результат.
Воспитанники должны знать:
• Виды и назначения предметов;
• Необходимые инструменты и материалы;
• Основные этапы изготовления изделий;
• Основные приёмы, технологию выполнения;
• Композиционные основы построения изделия;
• Законы сочетания цветов;
• Требования к качеству и отделке изделий;
• Правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• Изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• Подготавливать материал;
• Использовать инструменты для работы;
• Изготавливать отдельные детали;
• Соединять детали в готовые изделия;
• Составлять композицию из отдельных элементов;
• Гармонично сочетать цвета;
• Проводить окончательную отделку изделий;
• Выполнять правила безопасной работы;
• Организовывать рабочее место;
• Определять качество готового изделия.
Для каждого ребё нка конкретным показателем его успехов является:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании РФ».
2. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. № 706 «Об оказании платных образовательных услуг».
3. https://www.sdelaysam-svoimirukami.ru/859-igrushki-iz-porolona.html
4. Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет». Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М, : «Просвещение», 2000.