Лучший педагог года

Эссе «Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима»

оксана гурова викторовна
Эссе «Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима»

Воспитание — категория ценностная как для отдельной семьи, одного человека, так и для общества в целом. Сейчас в нашей стране устанавливается новая система законов, в котором значимое место занимает закон об образовании — закон, в котором слово «воспитание» становится ключевым, а дошкольному образованию уделяется серьезное внимание.

Печально от того, что часто в нашей жизни мы наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. А хочется сделать мир хоть чуточку добрее.

Публикация «Эссе „Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима“» размещена в разделах

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего. Доброта – качество, ценимое во все эпохи, понятие ёмкое и многогранное. В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…».

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Я думаю, такую миссию и выполняют воспитатели, люди, рядом с которыми формируется маленькая детская душа, а через нее и будущее человечества. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на земле.

Я представляю для себя лестницу, путь, по которому я иду, чтобы исполнить свою миссию. Передо мой ступени — моменты мудрости и откровения жизни, которые я должна постичь сама и повести за собой своих воспитанников. Четыре ступени этой лестницы мне когда — то помог преодолеть Дмитрий Сергеевич Лихачев. И я хочу открыть этот путь тем, кого я веду за собой.

Первая ступень. Наверное, жизненный путь начинается с цели, которую человек выбирает и тем самым дает себе оценку. Если человек ставит цель приносить людям добро, дарить радость, то он и оценивает себя на уровне высоком и вечном — человечности. Совершая добрые поступки и радуясь каждой возможности это сделать, он не теряет, а приобретает. Вот и я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы совершать добро у моих воспитанников было внутренней потребностью, шло от сердца. И тогда есть надежда, что моя миссия, миссия воспитателя, выполнима и мир станет хоть чуточку добрее.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и работу свою по данному направлению провожу поэтапно. На каждом этапе решаю определё нные задачи:

формирование у детей представления о добре;

создаю мотив быть добрым;

формирую навыки и привычки быть добрым;

формирую поступки и поведение быть добрым;

воспитываю положительное отношение к доброте.

В моем детском коллективе появились такие необычные традиции, как положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей», вечер примирения «Прости обиду». В моей группе есть уголок «Добра». В нем живет Фея, которая видит все добрые дела детей и дарит им сердечки. Создана копилка добрых поступков «Сердце нашей группы», в которую по итогам дня каждый может опустить Сердце со словами благодарности. Постепенно появляются и множатся благодарности родителям от имени ребят за заботу, помощь в организации интересных праздников.

Главная деятельность детей в детском саду игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Практически в каждой сюжетно-ролевой игре я беру на себя какую-нибудь роль и направляю сюжет игры. Это позволяет создать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности. Чем разнообразнее игры, тем стабильнее результат. Мы игрем в спасателей, в службу «Добра и милосердия».

Одной из традиций моей группы является организация игры «Подарки друг другу». Ситуация строится таким образом, что ребенок выбирает, кому он хочет сделать подарок, что именно подарит.

Можно по — разному организовать прием пирога во время сладкого часа. Мы называем этот пирог «Доброта». Разрезая и отдавая каждому ребенку по кусочку, я каждый раз отмечаю — ты добрый, потому что. Еженедельно в группе мы вибираем «Мистера Добро» и «Мисс Доброты». Обладатели этого титула становятся своеобразным примером выстраивания отношений с другими детьми.

Вторая ступень лестницы — это забота людей друг о друге, вырастающая из очень важных качеств человека — сострадания, сочувствия, сопереживания — и проявляющаяся в конкретных поступках : помочь тому, кто в этом нуждается, поддержать добрым словом, уступить место в автобусе или подать руку. Воспитать для меня в моих воспитанниках заботу о тех, кто рядом, - это маленький и очень нужный шаг для человечества. И тогда есть надежда, что моя миссия, миссия воспитателя, выполнима и мир станет чуточку добрее.

В воспитании у детей доброты, милосердия большую роль занимает художественная литература.

Отношение к близким я пытаюсь донести до детей через произведения М. Артюховой «Трудный вечер», А. Барто «Вовка добрая душа», сказка «Кукушка», рассказывающая детям о том, почему чёрствость недобрых сыновей превратила их мать в кукушку.

Большую пользу приносит сказка В. Катаева «Цветик – семицветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки, самое большое удовлетворение получила тогда, когда исцелила безнадёжно больного мальчика. Литературный материал при работе над темой доброты незаменим, поскольку детям легче оценить поведение и поступки других, чем свои собственные. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов. Мы вместе организуем выставки. А еще проводим конкурс и защиту рисунков «Чему меня научили сказки». Сочиняем сказки о доброте и сами. Их иллюстрируем, а потом передаем для чтения малышам.

Постоянно стимулируя у ребенка желание быть добрым,

я провожу беседы «Зачем нужны добрые дела?», «Как можно сделать человека добрее?». Предлагаю детям рассказать о своих добрых поступках, назвать имя самого доброго ребенка группе. Заставляю поразмышлять, почему добрый – это не тот, кто просто с тобой поделился конфеткой.

К этой работе с удовольствием присоединяются родители. Они частые гости в группе с рассказами о добрых посткпках своих детей.

Есть в моей группе у ребят необычный почтовый ящик. Его они называют «Письмо для больного друга». Если в группе кто — то болеет, ящик не остается пустым. Ребята рисуют для заболевшего товарища рисунки, делают поделки с помощью аппликации. Те воспитанники, которым нездоровиться, ждут этих маленьких сюрпризов и весточек, присылают за ними пап и мам. А мои дети учатся состраданию и поддержке тому, кто в этом нуждается.

Давайте подумаем, что еще важно в воспитании маленького и большого человека. Мне кажется, что это интеллигентность. И мы поднимаемся на ступеньку выше. Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что быть интеллигентным — это социальный долг человека. Для меня интеллегентный человек тот, кто способен уважать и себя, и другого человека, его мнение, кто умеет договариваться и пойти на компромисс, кто умеет слушать другого, кто не обидет, даже если ему сделали больно. Если я всему этому научу своих воспитанников, то есть надежда, что мир станет хоть чуточку добрее.

Воспитывать интеллигентность мне помогают темы НОД «Человек и его поступки», «Настоящие мальчики и девочки», «Уроки доброты», беседы «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Если другу плохо.». Дети вместе со мной обсуждают и высказывают мнение о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии. Активно практикую я в своей работе и проведение тематических недель: «Неделя вежливых слов», «Неделя мягкого тона», «Неделя комплиментов».

И еще одна ступень. В жизни всякое бывает: и победы, и поражения. Нет человека, который бы не проигрывал и не ошибался. Взять хотябы вид спорта, - фигурное катание. Всегда восхищает, как спортсмен исправляет ошибки прямо во время танца. Упал, встает и продолжает танцевать, как будто и не было падения. Какой дать совет моим воспитанникам? Чему научить? Надо уметь признавать себя в ошибках и немедленно их исправлять. А окружающим необходимо реагировать так, как реагируют зрители на соревнованиях, награждая упавшего на льду спротсмена аплодисментами. Тогда есть надежда, что моя миссия, миссия воспитателя, выполнима, и мир станет чуточку добрее.

На этой ступени мы остановимся. Пусть дальше каждый педагог идет самостоятельно. Я не буду ему мешать своими советами. А чтобы путь был светлым, вспомним простые и мудрые «Письма о добром». Я думаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев был бы рад, узнав, что его размышления помогают в работе нам, воспитателям. Поэтому и я

Собираю добро по крупинкам,

По кусочкам, по малым пылинкам,

В сундуке, как скупец не храню.

Собираю и детям дарю.

И вы, уважаемые коллеги, находите для себя и в жизни, и в работе правильные цели и решения и стремитесь, чтобы все решения и стремления шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед. Я верю, что тогда мир станет добрее.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по социально-нравственному развитию детей, формированию товарищеских отношений «По ступенькам вверх»Дидактическая игра по социально-нравственному развитию детей, формированию товарищеских отношений «По ступенькам вверх» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию игру, которая помогла нам заинтересовать и организовать детей среднего возраста. В сентябре.

Дом вверх дномДом вверх дном Сегодня я хочу рассказать об одном, очень интересном месте, где всё перевёрнуто с ног на голову - это дом вверх дном. Попали мы в него.

Конспект образовательной деятельности по физкультуре по теме «По ступенькам добра» .

Лето, цветы, все вверх дном. ФотозарисовкаЛето, цветы, все вверх дном. Фотозарисовка Всем доброго времени суток,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сейчас прекрасное летнее время года,время отпусков!Кто-то еще только.

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «По ступенькам к школе» Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «По ступенькам к школе» Разработчики: Джавадова Татьяна Владимировна - воспитатель,.

Творческая презентация: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Был хмурый дождливый день, всем было грустно. Только дети – маленькие исследователи бегали по лужам, и считали капельки, пускали кораблики.

Творческая презентация математического уголка Недавно в нашем детском саду прошел конкурс математических уголков. хочу поделится своей находкой. Мы сочинили веселые частушки про наш.

Творческая презентация для конкурса «Воспитатель года» 1. Разрешите представиться: я - Гавриленко Н. А., воспитатель д\с «Звездочка» 2. Немного о себе: имею среднее специальное образование, окончила.

Творческая презентация воспитателя в стихах «Почему я работаю в приюте» Данный материал был представлен в качестве визитки на зональном уровне в рамках проведения конкурса воспитателей специализированных учреждений.

Творческая презентация «Формирование основ безопасного поведения на дорогах» В детском саду «Одуванчик» я работаю воспитателем уже седьмой год. В работе стараюсь осваивать и применять педагогический опыт, в общем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима»
Опубликовано: 31 октября 2015 в 16:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД