Эссе «Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима»

оксана гурова викторовна
Эссе «Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима»

Воспитание — категория ценностная как для отдельной семьи, одного человека, так и для общества в целом. Сейчас в нашей стране устанавливается новая система законов, в котором значимое место занимает закон об образовании — закон, в котором слово «воспитание» становится ключевым, а дошкольному образованию уделяется серьезное внимание.

Печально от того, что часто в нашей жизни мы наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. А хочется сделать мир хоть чуточку добрее.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего. Доброта – качество, ценимое во все эпохи, понятие ёмкое и многогранное. В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…».

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.

Я думаю, такую миссию и выполняют воспитатели, люди, рядом с которыми формируется маленькая детская душа, а через нее и будущее человечества. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на земле.

Я представляю для себя лестницу, путь, по которому я иду, чтобы исполнить свою миссию. Передо мой ступени — моменты мудрости и откровения жизни, которые я должна постичь сама и повести за собой своих воспитанников. Четыре ступени этой лестницы мне когда — то помог преодолеть Дмитрий Сергеевич Лихачев. И я хочу открыть этот путь тем, кого я веду за собой.

Первая ступень. Наверное, жизненный путь начинается с цели, которую человек выбирает и тем самым дает себе оценку. Если человек ставит цель приносить людям добро, дарить радость, то он и оценивает себя на уровне высоком и вечном — человечности. Совершая добрые поступки и радуясь каждой возможности это сделать, он не теряет, а приобретает. Вот и я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы совершать добро у моих воспитанников было внутренней потребностью, шло от сердца. И тогда есть надежда, что моя миссия, миссия воспитателя, выполнима и мир станет хоть чуточку добрее.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и работу свою по данному направлению провожу поэтапно. На каждом этапе решаю определённые задачи:

формирование у детей представления о добре;

создаю мотив быть добрым;

формирую навыки и привычки быть добрым;

формирую поступки и поведение быть добрым;

воспитываю положительное отношение к доброте.

В моем детском коллективе появились такие необычные традиции, как положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей», вечер примирения «Прости обиду». В моей группе есть уголок «Добра». В нем живет Фея, которая видит все добрые дела детей и дарит им сердечки. Создана копилка добрых поступков «Сердце нашей группы», в которую по итогам дня каждый может опустить Сердце со словами благодарности. Постепенно появляются и множатся благодарности родителям от имени ребят за заботу, помощь в организации интересных праздников.

Главная деятельность детей в детском саду игра. Именно в этой деятельности у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Практически в каждой сюжетно-ролевой игре я беру на себя какую-нибудь роль и направляю сюжет игры. Это позволяет создать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности. Чем разнообразнее игры, тем стабильнее результат. Мы игрем в спасателей, в службу «Добра и милосердия».

Одной из традиций моей группы является организация игры «Подарки друг другу». Ситуация строится таким образом, что ребенок выбирает, кому он хочет сделать подарок, что именно подарит.

Можно по — разному организовать прием пирога во время сладкого часа. Мы называем этот пирог «Доброта». Разрезая и отдавая каждому ребенку по кусочку, я каждый раз отмечаю — ты добрый, потому что. Еженедельно в группе мы вибираем «Мистера Добро» и «Мисс Доброты». Обладатели этого титула становятся своеобразным примером выстраивания отношений с другими детьми.

Вторая ступень лестницы — это забота людей друг о друге, вырастающая из очень важных качеств человека — сострадания, сочувствия, сопереживания — и проявляющаяся в конкретных поступках: помочь тому, кто в этом нуждается, поддержать добрым словом, уступить место в автобусе или подать руку. Воспитать для меня в моих воспитанниках заботу о тех, кто рядом, - это маленький и очень нужный шаг для человечества. И тогда есть надежда, что моя миссия, миссия воспитателя, выполнима и мир станет чуточку добрее.

В воспитании у детей доброты, милосердия большую роль занимает художественная литература.

Отношение к близким я пытаюсь донести до детей через произведения М. Артюховой «Трудный вечер», А. Барто «Вовка добрая душа», сказка «Кукушка», рассказывающая детям о том, почему чёрствость недобрых сыновей превратила их мать в кукушку.

Большую пользу приносит сказка В. Катаева «Цветик – семицветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки, самое большое удовлетворение получила тогда, когда исцелила безнадёжно больного мальчика. Литературный материал при работе над темой доброты незаменим, поскольку детям легче оценить поведение и поступки других, чем свои собственные. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов. Мы вместе организуем выставки. А еще проводим конкурс и защиту рисунков «Чему меня научили сказки». Сочиняем сказки о доброте и сами. Их иллюстрируем, а потом передаем для чтения малышам.

Постоянно стимулируя у ребенка желание быть добрым,

я провожу беседы «Зачем нужны добрые дела?», «Как можно сделать человека добрее?». Предлагаю детям рассказать о своих добрых поступках, назвать имя самого доброго ребенка группе. Заставляю поразмышлять, почему добрый – это не тот, кто просто с тобой поделился конфеткой.

К этой работе с удовольствием присоединяются родители. Они частые гости в группе с рассказами о добрых посткпках своих детей.

Есть в моей группе у ребят необычный почтовый ящик. Его они называют «Письмо для больного друга». Если в группе кто — то болеет, ящик не остается пустым. Ребята рисуют для заболевшего товарища рисунки, делают поделки с помощью аппликации. Те воспитанники, которым нездоровиться, ждут этих маленьких сюрпризов и весточек, присылают за ними пап и мам. А мои дети учатся состраданию и поддержке тому, кто в этом нуждается.

Давайте подумаем, что еще важно в воспитании маленького и большого человека. Мне кажется, что это интеллигентность. И мы поднимаемся на ступеньку выше. Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что быть интеллигентным — это социальный долг человека. Для меня интеллегентный человек тот, кто способен уважать и себя, и другого человека, его мнение, кто умеет договариваться и пойти на компромисс, кто умеет слушать другого, кто не обидет, даже если ему сделали больно. Если я всему этому научу своих воспитанников, то есть надежда, что мир станет хоть чуточку добрее.

Воспитывать интеллигентность мне помогают темы НОД «Человек и его поступки», «Настоящие мальчики и девочки», «Уроки доброты», беседы «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Если другу плохо.». Дети вместе со мной обсуждают и высказывают мнение о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии. Активно практикую я в своей работе и проведение тематических недель: «Неделя вежливых слов», «Неделя мягкого тона», «Неделя комплиментов».

И еще одна ступень. В жизни всякое бывает: и победы, и поражения. Нет человека, который бы не проигрывал и не ошибался. Взять хотябы вид спорта, - фигурное катание. Всегда восхищает, как спортсмен исправляет ошибки прямо во время танца. Упал, встает и продолжает танцевать, как будто и не было падения. Какой дать совет моим воспитанникам? Чему научить? Надо уметь признавать себя в ошибках и немедленно их исправлять. А окружающим необходимо реагировать так, как реагируют зрители на соревнованиях, награждая упавшего на льду спротсмена аплодисментами. Тогда есть надежда, что моя миссия, миссия воспитателя, выполнима, и мир станет чуточку добрее.

На этой ступени мы остановимся. Пусть дальше каждый педагог идет самостоятельно. Я не буду ему мешать своими советами. А чтобы путь был светлым, вспомним простые и мудрые «Письма о добром». Я думаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев был бы рад, узнав, что его размышления помогают в работе нам, воспитателям. Поэтому и я

Собираю добро по крупинкам,

По кусочкам, по малым пылинкам,

В сундуке, как скупец не храню.

Собираю и детям дарю.

И вы, уважаемые коллеги, находите для себя и в жизни, и в работе правильные цели и решения и стремитесь, чтобы все решения и стремления шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед. Я верю, что тогда мир станет добрее.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по социально-нравственному развитию детей, формированию товарищеских отношений «По ступенькам вверх»Дидактическая игра по социально-нравственному развитию детей, формированию товарищеских отношений «По ступенькам вверх» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию игру, которая помогла нам заинтересовать и организовать детей среднего возраста. В сентябре.

Дом вверх дномДом вверх дном Сегодня я хочу рассказать об одном, очень интересном месте, где всё перевёрнуто с ног на голову - это дом вверх дном. Попали мы в него.

Конспект образовательной деятельности по физкультуре по теме «По ступенькам добра» .

Лето, цветы, все вверх дном. ФотозарисовкаЛето, цветы, все вверх дном. Фотозарисовка Всем доброго времени суток,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сейчас прекрасное летнее время года,время отпусков!Кто-то еще только.

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «По ступенькам к школе» Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «По ступенькам к школе» Разработчики: Джавадова Татьяна Владимировна - воспитатель,.

Творческая презентация: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Был хмурый дождливый день, всем было грустно. Только дети – маленькие исследователи бегали по лужам, и считали капельки, пускали кораблики.

Творческая презентация математического уголка Недавно в нашем детском саду прошел конкурс математических уголков. хочу поделится своей находкой. Мы сочинили веселые частушки про наш.

Творческая презентация для конкурса «Воспитатель года» 1. Разрешите представиться: я - Гавриленко Н. А., воспитатель д\с «Звездочка» 2. Немного о себе: имею среднее специальное образование, окончила.

Творческая презентация воспитателя в стихах «Почему я работаю в приюте» Данный материал был представлен в качестве визитки на зональном уровне в рамках проведения конкурса воспитателей специализированных учреждений.

Творческая презентация «Формирование основ безопасного поведения на дорогах» В детском саду «Одуванчик» я работаю воспитателем уже седьмой год. В работе стараюсь осваивать и применять педагогический опыт, в общем.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Лексика
Автор публикации:
Эссе «Вверх по ступенькам, или Миссия выполнима»
Опубликовано: 31 октября 2015 в 16:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с профессиями
[/b]На педагогическом совете по теме «Трудовое воспитание в детском саду» воспитатели делились своими находками – дидактическими играми, которые способствуют...
Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Весной традиционно проводится конкурс «Аукцион педагогических идей» среди воспитателей и специалистов дошкольных учреждений. В прошлом году я тоже...
Консультация «Одаренный ребенок — особенности и правила воспитания»
Конечно, все детки талантливы, но бывают и особые случаи, когда ребёнок достигает значительных успехов, например, в танцах, в математике, в музыке. При этом...
Конспект ОД в кружке по экспериментированию «Песок, его свойства»
Маленькие галилео Пояснительная записка Образовательная деятельность «Песок, его свойства» реализуется на основе программы кружка «Маленькие Галилео»....
Коллективная работа по пластилинографии «Сказочный домик»
Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Один из сказочных образов – сказочный дом. Он присутствует во многих сказках, там живут сказочные...