Елена Дербишева
Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году.
В этом учебном году основным направлением в работе по теме самообразования «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» был 3-ий этап «Русские традиции в нашей семье».
Публикация «Творческий отчет „Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа“ за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Цель этого этапа:
Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуре.
Задачи:
- Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций. Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
- Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками. Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
- Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
- Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
- Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей об устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Актуальность:
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась
в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети
быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, Масленице петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Были проведены следующие мероприятия (по образовательным областям)
1. Познавательное развитие:
1.1. Беседы: «Москва-столица России. Герб Москвы» (презентация); «Как возникла Россия. Символика страны - герб, флаг, гимн» (Презентация); «Защитники Отечества»; «История праздника День Матери»; «Весело зимой»; «Откуда ёлка к нам пришла» + «История новогодних игрушек»; «Правила поведения во время проведения праздника».
1.2. Познавательные викторины: «Русские традиции празднования Нового Года»; «Зимушка-Зима»; «Зимние посиделки»; «Весна шагает по планете».
2. Речевое развитие:
2.1. Чтение и заучивание потешек по тематическому планированию ( Например: «Ой, мороз, мороз не показывай свой нос…»; «Ах, ты, зимушка-зима, к нам с морозами пришла» и т. д.)
2.2. Отгадывание загадок на зимнюю и новогоднюю тему; на весеннюю тему; на тему «Птицы прилетели»; «Предметы народного быта» и т. д.
2.3. Чтение стихотворений по темам : «День Матери», «День Народного Единства», «Зимушка-Зима», «День Защитника Отечества», «Встречаем птиц», «Масленица».
2.4. Чтение русских народных сказок.
2.5. Составление рассказов (совместная работа с родителями) : «Мои любимые зимние забавы», «Моя любимая мамочка», «Прилетели птицы», «Мой родственник – ветеран Великой Отечественной войны».
2.6. Заучивание и рассказывание пословиц и поговорок по темам: «Встречаем птиц», «Русская изба», «Зимушка-Зима», «Весна».
2.7. Заучивание и придумывание небылиц и перевертышей.
2.8. Проведение дидактических игр: «Угадай, из какой сказки», «Что было раньше – что сейчас».
2.9. Оформление книжных тематических выставок.
3. Художественно-эстетическое развитие:
3.1. Проведение творческих выставок совместно с родителями: «Герб моей семьи», выставка фотоальбомов и коллажей «Это моя семья», «Сказочный транспорт», выставка семейных альбомов и плакатов «Наши традиции празднования Нового Года», «Новогодние чудеса», «Мой папа – солдат», «Портрет моей мамы», «Народная игрушка», выставка «Барышни из соленого теста».
3.2. Мастер-класс по изготовлению народной куклы из лоскутиков (совместно с родителями).
3.3. Изготовление коллективных работ: Макет «Животные нашего края», Поздравительная газета «С Новым годом», Поздравительная открытка «День Матери» и «С 8 Марта», Макет «Прилетели грачи», «Весенние кораблики», Поздравительная газета «С Днем Победы».
3.4. Прослушивание музыкальных композиций и песен на народную тематику; использование аудиозаписей народной музыки на развлечениях, досугах и повседневной жизни детей в группе.
4. Социально-коммуникативное развитие:
4.1. Проведение досугов: «Лучше мамы нет на свете»,
«Здравствуй, Зимушка-Зима!», «Святочные посиделки», «В гости к Хозяюшке».
4.2. Развлечения и праздники: «Масленичные гулянья», «Встречаем птиц».
4.3. Проведение сюжетно ролевых игр: «Пограничники», «Семья встречает Новый год».
5. Физическое развитие:
5.1. Проведение подвижных народных игр : «Гуси – лебеди», «Бабка Ёжка», «Горелки», «Золотые ворота», «Молчанка», «Кто быстрее соберёт игрушки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк».
5.2. Русские хороводные народные игры : «Тень, тень, потетень», «Жаворонок», «Заяц Егорка», «Колпачок», «Пришла весна».
5.3. Строевой смотр, посвященный Дню Победы.
5.4. Использование русских народных музыкальных композиций в проведении утренней гимнастике в группе.
Взаимодействие с родителями:
1.1. Консультации: «Приобщаем детей к народным традициям», Русские традиции в нашей семье», «Проблемы нравственного воспитания в семье и детском саду», «Вежливость воспитывается вежливостью», «История народной куклы оберега», История праздника День Народного Единства», «История празднования Нового года на Руси», «История праздника День Матери», «История народного праздника Масленица», «Обычаи и традиции в семье».
1.2. Мастер – класс для родителей «Кукла оберег из лоскутиков».
1.3. Мастер - класс от родителей «Изготовление новогодних украшений».
1.4. Участие в праздничном оформлении группы к Новому году.
1.5. Активное участие в работе Мастерской Деда Мороза.
1.6. Фотовыставка альбомов и коллажей «Моя семья».
1.7. Родителями были изготовлены макеты: «Кремль», «Русская деревня зимой», «Русская изба. Предметы быта».
1.8. Родители оформили альбомы: «Москва – столица России», «Герб моей семьи», «Животные нашего края».
1.9. Участие родителей в оформление выставок познавательной и художественной литературы в течение всего учебного года.
1.10. Участие родителей в тематических развлечениях и досугах: «День народного единства», «Лучше мамы нет на свете», «Святочные посиделки», «Встречаем птиц».
1.11. Участие родителей в постройке зимнего городка на прогулочном участке.
Оснащение образовательного процесса:
1.1. Составление картотек: «Загадки на тему Русская изба», «Игры с использованием русского фольклора по речевому развитию детей», «Дидактические игры по развитию интереса к народной культуре», «Игры на сплочение детского коллектива», «Дидактические игры по патриотическому воспитанию».
1.2. Создание библиотеки художественной и методической литературы «Народная культура».
1.3. Пополнение театрального уголка атрибутами к русским народным играм и театрализованной деятельности.
1.4. Изготовление дидактической игры: «Предметы народного быта».
Взаимодействие с педагогами ФКДОУ:
1.1. Презентация проекта «Мастерская Деда Мороза».
1.2. Проведение мастер – класса по изготовлению народной куклы «Колокольчик».
Итоги реализации проекта:
1.1. Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
1.2. Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
1.3. Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитании детей.
1.4. У детей сформировалось умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.
1.5. Установились партнёрские отношения в семье каждого ребёнка.
1.6. Активное проявление творческих способностей в разных образовательных областях, как у детей, так и у родителей.
Перспективы:
1.1. Продолжать работу по данному проекту.
1.2. Оформить картотеку дидактических игр по приобщению детей к народной культуре.
1.3. Пополнить материалами и дидактическими играми по теме проекта
предметно-пространственную среду: уголок Художественного творчества, Театрализованный уголок, Библиотека, уголок Здоровья и Спорта.