Получи документы

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Татьяна Туева
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты.

Еще несколько лет назад необходимость экологического воспитания до-школьников нужно было доказывать, сейчас же важность этого направления не вызывает сомнений. Как следствие – интенсивно развивается методика, создаются экологические программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных условий нашей страны. Исследователи и практики заняты творческим поиском методов работы с дошкольниками, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры.

Публикация «Творческий отчет воспитателя „Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Чувствуя себя причастной к проблемам общества, которое поручило нам, педагогам, ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей, я на основе изучения и анализа современных развивающих программ, технологий и методик: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, «Семицветик» Ашиковых, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, ориентируясь на приоритетное направление работы детского сада и учитывая благоприятное природное окружение, разработала личную концепцию по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников».

Чтобы экологическое воспитание стало возможным и приобрело определенную значимость, поставила цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной осознанно – правильно и ответственно относиться к природе и её объектам.

Определила задачи:

1. Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей.

2. Формирование системы экологических знаний и представлений, пробуждение исследовательского интереса, любознательности, стремления к преобразованию.

3. Воспитание гуманного отношения к природе и её окружению, формирование позиции помощника и защитника природы.

4. Воспитание активной жизненной позиции личности в познании окружающего мира природы через эстетическую, эмоциональную, трудовую и художественную деятельность.

Анализируя поведение дошкольников и результаты диагностики, определила, что отношение у многих детей к растениям и животным неоднозначно. Чаще всего они знают, как нужно относиться к объектам природы, но не понимают почему. Так, например, решая педагогические задачи, все дошкольники осуждали жестокое обращение к растениям и животным, утверждали, что сами никогда не принесли бы вреда и помогли им. А в реальных жизненных ситуациях дети поступают в большинстве случаев не так, как утверждают, часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков. При этом эти поступки нередко побуждаются гуманным мотивом «помочь».

Чтобы приступить к экологическому воспитанию дошкольников необходимо выявить уровень их знаний, умений и навыков. Для этого я провела диагностику, используя тесты, срезовые наблюдения на основе созданных мною ситуаций, беседы, игры – упражнения.

На основе анализа результатов диагностики выделила причины неправильного отношения дошкольников к природе :

несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с объектами природы;

плохой пример взрослых;

недостаток общения с природой, низкий уровень наблюдательности.

Определив причины, сделала вывод, что недостаточно формировать у ребенка только соответствующие знания либо умения или только воспитывать эмоциональную отзывчивость – надо развивать основные личностные компоненты во взаимосвязи, ведь отношение большинства детей к объектам природы, может быть обусловлено не одной, а целым рядом перечисленных причин.

Решая обозначенные проблемы, провела анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, которое показало существенные пробелы у родителей в знаниях по экологии. Учитывая результаты анкетирования, а так же то, что в семье закладывается 80% черт характера ребенка, свою работу начала с просвещения родителей.

Для пропаганды экологических знаний среди родителей оформила совместно с коллегами экологический стенд, в который включены следующие рубрики:

«Экологическое направление в работе»,

«Основы экологического законодательства»,

«Эколого-оздоровительная работа»,

«Говорят специалисты».

Подготовила несколько консультаций на темы: «На природу – заряжаться биоэнергией от деревьев», «Гуляй да присматривайся», «Живые барометры», «Как прекрасен мир» (начало экологического воспитания) и другие.

Стараюсь не только просвещать родителей, но привлекаю их к участию в праздниках, неделях творчества : «Неделя овощей», «Неделя птиц», в конкурсах на лучший букет, поделку из овощей; в выставках рисунков на темы: «Берегите воду», «Наш дом природа», «Мы за чистый воздух» и другие.

В результате родители в курсе всех наших дел и имеют возможность принять посильное участие в проводимых мероприятиях. Так, например, принимая участие в трудовом десанте «Чистый участок – детям», родители не только очистили его от мусора, но и благоустроили, установив песочницу, лесенки для лазания, лавочки, домик для игр.

Заручившись поддержкой родителей, приступила к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Твердо уверена в том, что начинать экологическое воспитание детей следует как можно раньше. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая ступень в системе экологического образования. Ведь малыши очень восприимчивы и первые яркие впечатления откладываются в их памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания и образования дошкольников является правильная организация предметно – развивающей среды.

С этой целью в ясельной группе оборудовала игровые и сенсорные уголки; подобрала иллюстрированный материал о животных, растениях, природных явлениях; выделила место для игр с песком и водой; оформила экологическое окно, в котором ежедневно после наблюдений, мы отмечаем погоду, используя простейшие объекты (солнышко, туча, ветер, снег и дождь).

Такая организация предметно – развивающей среды помогла мне развить у малышей интерес к наблюдениям, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать изменения окружающего мира, эмоционально реагировать на них.

В младшей группе календарь наблюдений оформила в виде простейшей модели, на которой представлены четыре времени года. Организовала мини – театр с экологической направленностью, где дети могли отражать полученные впечатления о мире природы. Его использование помогло развитию творческой активности детей, способствовало развитию речи.

К средней группе дети получили богатые знания о природе и природных явлениях, о животных и растениях, для систематизации этих знаний использую создание целостных систем: «Лес», «Луг». Участвуя в их создании, дети применяют навыки работы с бумагой, бросовым и природным материалом.

Обобщая опыт работы, разработала методическое пособие «Новый день – новое открытие» по организации экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Пособие разботано, как дополнение к разделу «Ребенок познает мир» программы «Радуга» Т. Н. Дороновой. В пособиях нашел отражение опыт работы, накопленный в процессе практической деятельности.

Пособие содержит: пояснительную записку, цели и задачи экологического воспитания и пути их реализации, принципы построения педагогического процесса, критерии отношения детей к природе (что должны знать дети о живой и неживой природе, методику диагностики и перспективные планы.

Представленный материал интересен актуален по содержанию, разработан с учетом возрастных особенностей детей, систематизирован и представлен в виде годовых и помесячных перспективных планов.

Положительным является то, что в основе построения педагогического процесса с детьми в течение учебного года лежит органичная связь перспективных планов с временами года и сезонными проявлениями природы. Это делает работу по экологическому воспитанию более жизненной, связывающей все мероприятия с окружающей ребенка действительностью.

Ценность изложенного материала, его содержание и форма подачи, состоит в попытке построить систему организации работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Посредством увлекательных экскурсий, целевых прогулок и ежедневных наблюдений, участия в экологических акциях, исследовательской и практической деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, формируется сознание, экологическое поведение в природе и правильное отношение к ней.

Особое место отводится организации ежедневных «живых» общений детей с объектами природы, умению педагога преподносить материал через свое восхищение, удивление, радость и любовь, что позволяет пробудить у дошкольников интерес к окружающему миру, развить эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Чтобы каждый новый день приносил малышам новые знания и новые открытия, воспитателю необходимо перейти из роли источника знаний в роль организатора деятельности детей, не ущемляющего инициатив ребенка.

Методическое пособие «Новый день – новое открытие» может использоваться в работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Весь практический материал систематизирован и представлен в пособии "Новый день - новое открытие для детей младшего дошкольного возраста " в виде годовых и помесячных перспективных планов, в которые вошли такие разделы, как:

«Увлекательные целевые прогулки»,

«Ежедневные наблюдения в природе»,

«Исследовательская и трудовая деятельность»,

«Экологические игры».

Каждый раздел значим для экологического воспитания дошкольников и имеет свое определенное значение.

Целевые прогулки – это особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой (опубликованы в журнале "Дошкольная педагогика" № 10 (115) декабрь / 2015 года). Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество их в том, что они позволяют в естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы. Велика роль целевых прогулок и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, доставляет большую радость, оставляя неизгладимый след в сознании. А это способствует воспитанию любознательности и пытливости. Чтобы каждый новый день приносил детям новые знания и новые открытия, стараюсь преподносить детям материал через свое восхищение, удивление, радость и любовь.

Считаю, очень важно привлекать детей к участию в опытах и экспериментах. Знания, только тогда будут действенными, когда ребенок сам их получит в процессе практической деятельности (опубликованы в книге "Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ" выпуск 2, серии "Библиотека журнала Дошкольная педагогика", на странице 52).

Важную роль в экологическом воспитании отвожу организации труда в природе, он имеет не только большое воспитательное, но и образовательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, созидательное и ответственное отношение к природе, воспитывается любовь к ней. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе труда у детей формируются знания о растениях, о животных.

Малыши на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей. Начинают понимать роль человека в природе.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры, ведь игра является основой любой деятельности детей дошкольного возраста. В младших группах хорошо давать несложные задания, которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорных представлений, развивают наблюдательность, тренируют память.

В основе построения педагогического процесса для детей младшего до-школьного возраста в течение учебного года лежит органичная связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы. Такой метод построения тематического плана, на мой взгляд, делает работу с детьми более жизненной, связывает все мероприятия с окружающей ребенка жизнью.

При разработке мероприятий придерживалась общего принципа – для малышей давать все более целостно, обобщенно, больше внимания уделять красоте предмета или явления в целом, общему впечатлению, не делая акцента на деталях, причинно – следственных связях.

Обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста построено на следующих принципах.

Принцип наглядности. Дети в младшем возрасте нуждаются в возможности увидеть все то, о чем мы им говорим, и лучше воспринимают и надолго запоминают это, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ.

Принцип комплексности. Задачи экологического воспитания решаются комплексно в процессе разнообразной детской деятельности.

Принцип дидактики. Мир природы раскрывается детям через различные виды ощущений.

Принцип личностно – ориентированного взаимодействия. Необходимо помнить, что дети развиваются не одинаково, обладают различным природным потенциалом, индивидуальными особенностями и возможностями, и не учитывать это нельзя.

Одним из залогов успешного экологического воспитания дошкольников становится непосредственный контакт и живое общение ребенка с природой. Благодаря правильной организации такого общения с объектами природы и проведению систематизированной и целенаправленной работы по воспитанию экологической культуры детей младшего дошкольного возраста, удалось пробудить у них интерес к окружающему миру, развить эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста в течение нескольких лет, накопила большой практический материал: разработала перспективные и тематические планы наблюдений, экскурсий и целевых прогулок в природу, мероприятия по организации и проведению экологических акций, исследовательской и трудовой деятельности.

Обобщая опыт работы, разработала методическое пособие «Новый день – новое открытие» по организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (опубликовано на МААМ в предыдущих постах)

Природа постоянно дарит нам радость открытий! Любовь и забота о ней делает человека добрее, поэтому на этом этапе работы определила главную цель:

продолжать способствовать формированию у детей нового экологического сознания на основе чувственного восприятия окружающего мира, осознанно – правильного и ответственного отношения к природе и ее объектам.

Выделила основные задачи:

Создать развивающую среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей.

Формировать систему экологических знаний и представлений, пробуждать исследовательский интерес, любознательность.

Воспитывать гуманное отношение к природе и ее окружению, формировать позицию помощника и защитника природы.

Обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста построено на тех же принципах, что для малышей.

Одним из путей повышения эффективности работы по экологическому воспитанию считаю использование разнообразных форм и методов работы с детьми как в регламентируемой, так и в не регламентируемой деятельности. Я использую в своей работе такие формы как: игры – путешествия, эвристические беседы, викторины, экскурсии и походы, экологические акции, конкурсы, исследование и экспериментирование, моделирование.

Процесс познания окружающего мира непрост. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактные, обобщенные представления об объекте или в целом о явлении природы, составить схему изучаемого явления.

Например, программа предусматривает формирование понимания у детей связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как: «Рыбы», «Птицы», «Звери», «Растения». Помогает в решении этих задач метод моделирования, создание макетов, биоценозов. Совместно с детьми мы создали макеты: «Антарктида», «Африка», «Динопарк»; биоценозы: «Заповедник», «Аквариум».

Представления детей о мире природы, о правилах поведения человека в окружающей среде расширяю посредством чтение экологических сказок, рассказов, стихов, экотренингов.

Углубляла знания о причинно-следственных связях и процессах происходящих в природе, организуя наблюдения, самостоятельную исследовательскую деятельность детей.

Формируя чувство сопричастности и личной ответственности за сохранение природы, привлекала к уходу за объектами природы и участию в экологических акциях.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, стремилась перейти из роли источника знаний в роль организатора деятельности детей, не ущемляющего их инициатив. Основной упор в своей работе делаю на совместную деятельность воспитателя и детей. Мною разработаны ряд конспектов: занятие – игра с детьми ясельной группы «Птичка прилетела», «Прогулка на луг» - средняя группа, «Путешествие в Антарктиду» - старшая группа, итоговое занятие по проекту «Дерево» - «Наша березка» (подготовительная группа).

В процессе специально организованных наблюдений, экскурсий и целевых прогулок, участия в исследовательской и практической деятельности, в экологических играх и акциях расширяются и углубляются представления детей о мире природы, о причинно – следственных связях, о правилах поведения человека в природе.

Публикации по теме:

Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения. С.

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до» .

Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической.

Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Разработала: Кудашева Виктория Владимировна,.

Консультация для воспитателей «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в повседневной жизни» Решая, задачи экологического воспитания в детском саду необходимо опираться современные программы на такие, как: «Юный эколог» С. Н. Николаевой,.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» Видео В экологическом воспитании детей мной применяются различные методы и приёмы. Важными являются: детские исследования и экспериментирование,.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста “Любить природу – значит любить Родину” М. Пришвин Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает.

Создание условий ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в УДО 1. Требования к подбору животных уголка природы в младшей группе; 2. Требования к подбору животных уголка природы в средней группе; 3. Требования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 января 2018 в 07:12
+182Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД