Лучший педагог года

Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников»

Ирина Владимировна Диканова
Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Публикация «Творческий отчет „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Мой опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Разработанная модифицированная программа направлена на развитие гуманного отношения к природе, а также освоения детьми норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.

Изучение материала я строю от возраста к возрасту по принципу «от простого – к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняю содержание деятельности по уходу за растениями.

В своей работе с детьми я поставила следующие задачи:

1. Оздоровительная направленность:

• Охранять и укреплять здоровье детей;

• Учить их правильно взаимодействовать с природой;

• Учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды;

2. Образовательная направленность:

• Формировать элементарные экологические знания и представления;

• Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

• Познакомить с Красной Книгой;

3. Воспитательная направленность :

• Формировать бережное отношение к миру природы;

• Развивать интерес и любовь к родному краю;

• Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к лесным богатствам.

Я разработала данную технологию по принципу развивающего обучения. Технология включает следующие разделы:

• Неживая природа;

• Мир растений;

• Мир животных;

• Всё о человеке;

• Земля – дом, в котором мы живем;

«Красная книга».

Технология рассчитана на детей 4-7-летнего возраста. В основу ее реализации я включила игры, наблюдения, получение новых знаний в процессе экспериментирования, работу с детской энциклопедией.

Содержание познавательного материала я распределила по следующим возрастным группам: средняя группа (4-5 лет, старшая группа (5-6 лет, подготовительная группа (6-7 лет).

В работе с детьми содержание познавательного материала всё усложняется. В средней группе мы с детьми знакомимся с неживой природой, изучаем растительный и животный мир и всё о человеке. В старшей группе работаем над такими темами: «Земля – дом, в котором мы живем», «Солнечная система» и более подробно изучаем мир растений, мир животных и всё о человеке. В подготовительной группе я с детьми провожу беседы, экскурсии, дидактические игры, различные опыты с водой, песком и воздухом, мы ведем наблюдения за природой и погодными явлениями, за растениями.

Занятия строю по принципу развивающего обучения, которые направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

В своей работе использую такую литературу:

1. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998.

2. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные?// Дошкольное воспитание, 2000.

3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу, 1972.

4. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим// Дошкольное воспитание, 2003.

5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим// Дошкольное воспитание, 2005.

6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

7. Королева А. Земля – наш дом// Дошкольное воспитание, 1998.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы».Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы». Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 24 марта 2014 в 13:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД