Ирина Владимировна Диканова
Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Публикация «Творческий отчет „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Мой опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Разработанная модифицированная программа направлена на развитие гуманного отношения к природе, а также освоения детьми норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Изучение материала я строю от возраста к возрасту по принципу «от простого – к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняю содержание деятельности по уходу за растениями.
В своей работе с детьми я поставила следующие задачи:
1. Оздоровительная направленность:
• Охранять и укреплять здоровье детей;
• Учить их правильно взаимодействовать с природой;
• Учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды;
2. Образовательная направленность:
• Формировать элементарные экологические знания и представления;
• Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
• Познакомить с Красной Книгой;
3. Воспитательная направленность :
• Формировать бережное отношение к миру природы;
• Развивать интерес и любовь к родному краю;
• Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к лесным богатствам.
Я разработала данную технологию по принципу развивающего обучения. Технология включает следующие разделы:
• Неживая природа;
• Мир растений;
• Мир животных;
• Всё о человеке;
• Земля – дом, в котором мы живем;
• «Красная книга».
Технология рассчитана на детей 4-7-летнего возраста. В основу ее реализации я включила игры, наблюдения, получение новых знаний в процессе экспериментирования, работу с детской энциклопедией.
Содержание познавательного материала я распределила по следующим возрастным группам: средняя группа (4-5 лет, старшая группа (5-6 лет, подготовительная группа (6-7 лет).
В работе с детьми содержание познавательного материала всё усложняется. В средней группе мы с детьми знакомимся с неживой природой, изучаем растительный и животный мир и всё о человеке. В старшей группе работаем над такими темами: «Земля – дом, в котором мы живем», «Солнечная система» и более подробно изучаем мир растений, мир животных и всё о человеке. В подготовительной группе я с детьми провожу беседы, экскурсии, дидактические игры, различные опыты с водой, песком и воздухом, мы ведем наблюдения за природой и погодными явлениями, за растениями.
Занятия строю по принципу развивающего обучения, которые направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
В своей работе использую такую литературу:
1. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998.
2. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные?// Дошкольное воспитание, 2000.
3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу, 1972.
4. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим// Дошкольное воспитание, 2003.
5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим// Дошкольное воспитание, 2005.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
7. Королева А. Земля – наш дом// Дошкольное воспитание, 1998.