Получи документы

Творческий проект «Дымковская барышня» (22 фото)

Татьяна Дощинская
Творческий проект «Дымковская барышня»

Ишимский район

МАОУ Черемшанская СОШ — Плешковский Детский сад

Районный креатив - фестиваль

«Надежда»

Направление: «Мир увлечений»

Творческий проект

Дымковская барышня

Автор:

Дощинская Настя, 6 лет, воспитанница

Плешковского Детского сада

Руководитель:

Дощинская Татьяна Александровна

Творческий проект «Дымковская барышня»

Дощинская Анастасия

Дата рождения: 06.03.2012.

Публикация «Творческий проект „Дымковская барышня“» размещена в разделах

Образовательное учреждение:

МАОУ Черемшанская СОШ - Плешковский Детский сад.

Фото «Дымковская барышня»

Дощинская Татьяна Александровна

Дата рождения: 02.12.1986.

Образование: Педагогика и методика дошкольного образования, ИГПИ им. П. П. Ершова, 2008г.

Место работы: МАОУ Черемшанская СОШ - Плешковский Детский сад, Музыкальный руководитель.

Оглавление:

Введение.

Глава 1. История возникновения дымковской игрушки.

1. Появление промысла.

2. Особенности внешнего вида и процесса изготовления.

Глава 2. Технология изготовления дымковской игрушки из соленого теста.

1. Изучение материалов по работе с соленым тестом.

2. Основные этапы работы (разработка эскиза игрушки, приготовление теста, создание формы игрушки, роспись).

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей известностью пользуются дымковская игрушка. Родина их - слобода Дымково под Вяткой. В настоящее время дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. С этим народным промыслом и связан наш творческий проект.

Тема нашего проекта «Дымковская барышня». Перед нами стоит проблема – отсутствие знаний и практических умений, позволяющих самостоятельно изготовить дымковскую игрушку.

Цель нашего проекта – изготовить дымковскую игрушку «Барышня».

Для достижения цели мы будем решать следующие задачи:

1. Изучить литературу о происхождении дымковской игрушки.

2. Познакомиться с оригинальной технологией ее изготовления.

3. Изучить технологию работы с соленым тестом.

4. Разработать эскиз.

5. Самостоятельно изготовить дымковскую игрушку «Барышня».

В начале нашей работы мы изучим литературу по теме, посетив библиотеку, а так же обратившись к сети интернет.

Глава 1. История возникновения дымковской игрушки.

1. Появление промысла.

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.

Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику.

Глиняная игрушка предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров[2].

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

2. Особенности внешнего вида и процесса изготовления.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом, после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.

Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносов и детей.

Творческий проект - фото

Глава 2. Технология изготовления дымковской игрушки из соленого теста.

1. Изучение материалов по работе с соленым тестом.

В нашем проекте мы решили создать игрушку из соленого теста, так как этот материал легко доступен, а техника выполнения не нуждается в специальном оборудовании для обработки изделий (в отличие от лепки из глины).

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из солёного теста.

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки.

Классический рецепт:

Мука – 1 стакан

Соль – 1 стакан

Вода – 0,5 стакана

Растительное масло – 1 столовая ложка

Замес теста:

Замешивать тесто лучше в глубокой миске. Сначала смешиваем соль и муку, затем добавляем воду и масло. Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Сушка изделий из солё ного теста:

Первый способ. Сушка воздушная. В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности.

Второй способ. Сушка в духовке. Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.

Третий способ. Комбинирование двух предыдущих. Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.

Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие.

Лакирование. Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.

На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям.

На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множество вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.

На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р. н. сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов.

2. Основные этапы работы.

Перед тем, как приступить к непосредственному изготовлению конкретной игрушки, мы делаем эскиз на основе полученных при изучении литературы нами знаний о внешних особенностях дымковских изделий.

Фото №1 Ишимский район МАОУ Черемшанская СОШ Плешковский Детский сад Районный креатив фестиваль Надежда Направление Мир увлечений Творческий проект Фото №2 Дымковская игрушка Фото №3 Знакомство с Дымкой Дымковская барышня Автор Дощинская Настя лет воспитанница Плешковского Детского сада Руководитель Дощинская Татьяна Александровна

Далее мы делаем тесто. Для этого смешиваем все ингредиенты (1 стакан муки, 1 стакан соли, 0,5 стакана воды и 1 ст. ложка растительного масла) и отправляем тесто на 2 часа в холодильник.

Фото №4 Дощинская Анастасия Дата рождения Фото №5 Публикация Творческий проект Дымковская барышня размещена в разделах Барышня

Когда тесто готово, приступаем к формированию статуэтки. Обрезаем верхнюю часть бутылки - получаем юбочку.

Фото №6 Дымковская игрушка барыня Дымковская игрушка

Покрываем поверхность бутылки-юбочки тестом.

Фото №7 Знакомство с Дымкой Дымковская игрушка

Формируем туловище барышни. Раскатываем круговыми движениями из кусочка теста голову, шею и прикрепляем к туловищу.

Фото №8 Проекты планы Проекты творческие Проекты

Из кусочка теста раскатываем руки и прикрепляем к туловищу.

Фото №9 Проектная деятельность Темочки Образовательное учреждение МАОУ Черемшанская СОШ Плешковский Детский сад

Делаем косу – две тонкие колбаски скручиваем в виде спирали, крепим сзади.

Фото №10 Дощинская Татьяна Александровна Дата рождения

На голову надеваем кокошник.

Фото №11 Образование Педагогика и методика дошкольного образования ИГПИ им

После высыхания фигурки приступаем к ее росписи. Расписываем игрушку гуашью согласно придуманному заранее эскизу.

Место работы МАОУ Черемшанская СОШ Плешковский Детский сад Музыкальный руководитель Оглавление Введение История возникновения Дымковская игрушка Проекты планы дымковской игрушки Появление промысла Особенности внешнего вида и процесса изготовления Технология изготовления дымковской игрушки из соленого теста

Заключение

В процессе реализации нашего творческого проекта мы достигли поставленной цели – изготовили дымковскую барышню из соленого теста.

Так же решили поставленные задачи: изучили литературу о происхождении дымковской игрушки, познакомились с оригинальной технологией ее изготовления, изучили технологию тестопластики, разработали эскиз и изготовили игрушку.

Полученный результат соответствует ожидаемому. В процессе работы с тестом возникали некоторые сложности, которые могут быть устранены путем развития умений через регулярные занятия тестопластикой.

Список литературы:

1. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 332 с.

2. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В. В. 1993-2007 гг.

3. Конышева Н. М. Секреты мастеров. - Издательство Ассоциация XXI век,2001.

4. Осетров Е. Живая древняя Русь: Книга для учащихся. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 304 с.

5. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителей. М. : Просвещение, 1984. -144 с.

6. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткина, Н. С. Королева. - М. : Высш. шк., 1992. - 159.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аппликация для детей компенсирующей подготовительной группы «Дымковская барышня»Аппликация для детей компенсирующей подготовительной группы «Дымковская барышня» Вступительная беседа для детей. «Ребята, мы с вами уже знакомы с такими изделиями народных промыслов, как дымковская игрушка. Сегодня я.

Фотоотчёт о проведении ООД по изобразительной деятельности (лепка) «Дымковская барышня» в подготовительной группеФотоотчёт о проведении ООД по изобразительной деятельности (лепка) «Дымковская барышня» в подготовительной группе Дымковские игрушки относительно несложны в исполнении, красивы, красочны, наполнены эмоциональным смыслом, что делает работу с ними для.

Педагогический проект «Дымковская игрушка» Паспорт проекта Структура Содержание Тема «Дымковская игрушка» Участники про-екта Воспитатель группы: Логунова Е. В. воспитанники средней.

Конспект ОД в подготовительной группе по изобразительному творчеству. Декоративное рисование «Дымковская барышня» Декоративное рисование «Дымковская барышня» Цель: расширять представления о разнообразии художественных промыслов. Продолжать знакомить.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Дымковская барышня»Конспект занятия по рисованию в средней группе «Дымковская барышня» Задачи: • Расширить знания детей о дымковской игрушке, учить называть элементы дымковского узора. • Продолжать учить детей составлять узор.

Мастер-класс для воспитателей ДОО «Дымковская барышня из пластиковой бутылки»Мастер-класс для воспитателей ДОО «Дымковская барышня из пластиковой бутылки» Мастер-класс для воспитателей ДО «Дымковская барышня из пластиковой бутылки» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Мастер-класс на родительском собрании «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барыня подружек привела»Мастер-класс на родительском собрании «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барыня подружек привела» Посмотри, как хороша, Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. (Народное творчество) Цель: познакомить с изготовлением дымковской.

Мастер-класс по изготовлению магнита из соленого теста «Дымковская барышня»Мастер-класс по изготовлению магнита из соленого теста «Дымковская барышня» Мастер-класс предназначен для педагогов и родителей – для работ с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: обучение детей изготовлению.

Мастер-класс по лепке на основе пластиковой бутылки «Дымковская игрушка. Барышня»Мастер-класс по лепке на основе пластиковой бутылки «Дымковская игрушка. Барышня» Мастер-класс Презентация пошаговая Тема: «Дымковская игрушка. Барышня» Цель: Создать условия способствующие развитию творчества у детей.

Проект «Дымковская барышня» (подготовительная группа) Тип проекта: познавательно – творческий Вид проекта: краткосрочный Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной к школе группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Дымковская барышня»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 17:24
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД