Лучший педагог года

Творческий проект «Город чудный, город древний» как средство формирования культурно-исторических и нравственных ценностей

Татьяна Устюжанина
Творческий проект «Город чудный, город древний» как средство формирования культурно-исторических и нравственных ценностей

Актуальность проекта :

Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферу жизни общества.

Слайд 2

На актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций дошкольника, его нравственного облика нам указывает и один из основных документов в сфере дошкольного образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Слайд 3

Публикация «Творческий проект „Город чудный, город древний“ как средство формирования культурно-исторических и нравственных ценностей» размещена в разделах

Одной из основных задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является необходимость приобщения воспитанников к системе общечеловеческих ценностей, «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Духовно- нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, городу, а ведь это основа из основ духовно-нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, родного города. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему городу. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне

В нашем МДОУ в течение ряда лет проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей с учётом специфики места проживания подрастающего поколения.

Способом формирования культурно-исторических и нравственных ценностей у своих воспитанников мы избрали творческие проекты.

Одним из таких проектов стал творческий проект для родителей и детей «Город чудный, город древний».

Слайд 4 -5

Цель проекта : духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истории родного города, знакомство с прошлым и настоящим.

Слайд 6 -7

Задачи проекта :

• Дать детям знания о родном городе : история, символика, достопримечательности.

• Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, его жителям, их труду.

• Учить отражать в изодеятельности удивительное в окружающей действительности нашего города.

Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды

• Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

• Развивать способности к речевому планированию, логическим операциям.

• Воспитывать чувство любви и гордости своей малой Родиной.

Гипотеза:

Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, будут способствовать их полноценному нравственно -патриотическому воспитанию, расширят представления детей о родном городе, научат ориентироваться в своём городе.

Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый

Слайд 8

Участники проекта : дети, родители воспитанников, педагоги

Время реализации проекта : январь – март 2014 год

Слайд 9 -10

Предполагаемый результат реализации проекта :

Дети должны знать и называть:

Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому.

Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых.

Место проживания: город, область; символику города, местонахождение его на карте,достопримечательности.

Климатические условия; реки, флору и фауну города и области; природоохранительные мероприятия.

Должны научиться любоваться природой родного города, бережно относиться к ней.

Этапы реализации проекта

Слайд 11 -12

Подготовительный:

Педагоги:

Анкетирование родителей, беседы, выявляющие знания и представления дошкольников о своем городе, мониторинг уровня знаний детей, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы работы, изучение истории родного города. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

Основной (реализация проекта) :

Педагоги:

составление конспектов занятий, изготовление презентаций, альбомов; разработка инновационных технологий; создание краеведческого мини-музея и т. д.

Родители:

подбор материала для генеалогического древа, беседы с детьми о городе, в котором живём; пешие экскурсии по городу, сбор информации, исторических материалов и др.

Дети:

участие в конкурсе чтецов, экскурсии по улицам города, к памятным местам, в библиотеку, в музей. Рассматривание иллюстраций в книгах. Изучение родного города, природы, культуры народов Севера на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, по изобразительной деятельности. Участие в лыжных соревнованиях «Кольский пингвинёнок». Участие в трудовом десанте.

Заключительный:

представление проекта «Город чудный, город древний» в форме мультимедийной презентации на заседании педагогического совета.

Создание виртуальной книги «Познавательный сказ про колян –северян»

Слайд 13 -14

В ходе реализации проекта работа велась в различных направлениях:

1. Создание условий для реализации проекта –оснащение развивающей предметно –пространственной среды;

2. Социально –коммуникативная деятельность;

3. Познавательно – исследовательская деятельность;

4. Речевое творчество;

5. Художественно –эстетическое творчество.

Слайд 15 -19

Оснащение развивающей предметно – пространственной среды :

мини – музей «Город чудный, город древний»; библиотека «Коляне»; подбор и изготовление дидактических игр и пособий, изготовление макетов «Наш любимый детский сад»; «Быт поморов» ,«Коляночка»

Слайд 20 – 24 Познавательно-исследовательская деятельность: (виртуальное путешествие в прошлое, целевые экскурсии, герб города, Экскурсия в Краеведческий музей

Слайд 25 -30

Социально-коммуникативная деятельность:

герб семьи, родословное древо, «Мой дом –моя крепость»;, арт-проект, мини-исследование «Восстановление города Колы в послевоенные годы, «Переименование улиц», оформление фотоальбомов, фотовыставок»

Слайд 31

Речевое творчество :

составление рассказа с элементами творчества. составление рассказа из личного опыта, пересказ

Слайд 32

Художественно – эстетическое творчество :

выставки»Город моей мечты», творческие мастерские, «Народная игрушка своими руками»; конкурсы творчества : конкурс чтецов «Люби свой край родной», конкурс «Золотой микрофон»

Формирование духовно – нравственных чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. В работе с родителями активно использовались также различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др., организационные собрания.

Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

И нам думается, что в этой работе мы познали многое сами и много нового и интересного узнали для себя не только наши воспитанники, но и родители. А узнали они, что наш город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

Слайд 34 -44

Итогом всей нашей работы стало создание виртуальной книги «Познавательный сказ про колян - северян».

Публикации по теме:

Буклет «Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ» Стандарт включает следующее требования: - к структуре Программы; - к условиям реализации Программы: - к результатам освоения Программы,.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Город чудный, город древний» как средство формирования культурно-исторических и нравственных ценностей
Опубликовано: 24 января 2015 в 00:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД