Ольга Панкратова
Конспект занятия в рамках творческого проекта «Хотим быть здоровыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы:
1. Участники проекта
Дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный руководитель, родители
2. Проблема
Как сохранить здоровье детей
3. Цель проекта
Формирование у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью, привитие навыков здорового образа жизни
4. Задачи проекта
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в рамках творческого проекта „Хотим быть здоровыми“» размещена в разделах
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
5. План реализации проекта
Физические упражнения:
утренняя гимнастика
физкультурно-оздоровительные занятия
игровой массаж
подвижные игры
пальчиковая гимнастика
дыхательная гимнастика
улучшение осанки, плоскостопия
спортивные игры
релаксация
Гигиенические водные процедуры:
•
полоскание горла после еды кипяченой водой комнатной температуры
Световоздушные ванны:
проветривание помещений
сон при открытой фрамуге
прогулки на свежем воздухе
воздушные ванны в облегченной одежде
Активный отдых:
игры-забавы
дни здоровья
праздники и развлечения
Фитотерапия:
витаминотерапия
фиточай
фитоотвары
аромамедальоны
Музыкальная терапия:
музыкальное сопровождение режимных моментов
Коррекция плоскостопия:
хождение босиком по траве, по гальке, по песку, по асфальтированной дорожке (летом)
хождение босиком по ребристой дорожке и по следам из пуговиц
Проведение бесед:
изучаем свой организм
о роли лекарств и витаминов
ценности здорового образа жизни
поговорим о болезнях
прислушиваемся к своему организму
Ознакомление с художественной литературой:
пословицы и поговорки о здоровье
стихи о здоровье
рассказы о здоровье
загадки
Выставка рисунков и поделок:
как выглядит здоровый человек
что делать, чтобы быть здоровым
Анкетирование родителей:
какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании
Наглядная агитация:
- стенды-планшетки для родителей:
значение режима дня в жизни дошкольника
закаливаем детский организм
вредные привычки взрослых и их влияние на здоровье детей
- фотоальбом для группы:
я расту здоровым
- стенд-фотовыставка:
хотим быть здоровыми
6. Ход занятия
Спортивно-музыкальный праздник для детей и родителей
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Как только мы с вами встретились, я сразу же пожелала вам здоровье, а вы мне. А теперь давайте пожелаем здоровье нашим гостям.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Все мы хотим быть сильными, здоровыми, красивыми. Сегодня мы попробуем разобраться, что поможет нам такими стать.
Ребенок: Чтоб расти нам сильными
Ловкими и смелыми
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем
Хором: (показывают движения) К солнцу руки поднимаем
Дружно весело шагаем
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем.
Сегодня вы узнаете о состоянии здоровья и физическом развитии своих детей, получите практические советы и рекомендации, увидите фрагменты нетрадиционных занятий, которые помогут вам вырастить ваших дочерей и сыновей здоровыми и успешными.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей. Здоровье детей зависит не только от их физических возможностей, но и от условий жизни в семье. Мы уверены: ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Мы хотим добиться успеха в жизни и иметь возможность пользоваться ее благами? Значит, мы должны поставить перед собой задачу - научиться беречь основное свое богатство, т. е. здоровье, и освоить само искусство быть здоровым, которое включает в себя целый комплекс знаний.
Первый шаг на этом пути - научиться сохранять здоровье.
Одно из условий сохранения здоровья, а иногда и жизни - рациональное питание, которое оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма заболеваниям.
Предлагаем вашему вниманию кукольный спектакль о том, какую роль в жизни человека играют углеводы, белки, витамины и минералы.
Звучит песня В. Шаинского «Надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить».
Из-за ширмы появляются куклы Углевод, Белок, Витамин. Они маршируют друг за другом, потом Белок нечаянно задевает Углевода.
Углевод. Эй, ты! Чего толкаешься? Да ты знаешь, кого толкаешь? Я Углевод, я даю людям силу и энергию.
Белок. Прости, я нечаянно тебя задел. Но ты не важничай. Я Белок, я помогаю детям расти. Без меня ты ничто!
Витамин. Подождите, не ссорьтесь! Без меня ни один из вас ничего не смог бы сделать! Я, витамин, помогаю усваивать пищу, убиваю вредные микробы и вирусы!
Все куклы (кричат). Я важнее! Нет, я! Нет, я! (Дерутся.)
Из-за ширмы появляется девочка.
Девочка. Что происходит? Кто это у меня внутри так толкается? Перестаньте! Когда вы помогаете, друг другу, я здоровая и веселая, а когда ссоритесь, я заболеваю.
Все куклы. Нет, нет! Нет, нет! Не болей! Мы будем помогать друг другу!
Девочка. Запомните! Вы все мне нужны! Вы одна команда здоровья! За мной шагом марш!
Маршируют под песню «Надо, надо.», уходят.
Из-за ширмы появляется Негодяй (кукла).
Негодяй. Ага! Вот вы где! Посмотрите, какие вкусные угощения я вам принес! Чипсы, чупа-чупсы, газировка. Ешьте и пейте их почаще и побольше. И станете такими же красивыми, как я!
Витамин. Подожди, Негодяй! Это же вредная пища!
Негодяй. Что ты здесь делаешь? Хочешь испортить мне день?
Витамин. Нет, хочу предложить людям выбор!
Негодяй. И я предлагаю людям выбор. Сочный, мягкий, сладкий и очень ароматный. Невозможно устоять!
Витамин. Но все это не помогает твоему здоровью! И даже вредит ему! А вот наш выбор полезен здоровью : овощи, фрукты, каши, молочные продукты.
Белок и Углевод. Кто нас звал? Мы здесь!
Негодяй. Овощи, фрукты, каши, кефир. Как это все скучно!
Углевод, Белок и Витамин. Быть здоровым - это вовсе не скучно! А ты не помогаешь людям быть сильными и здоровыми!
Негодяй. Ладно, ладно! Уговорили. Лучше пойду подобру-поздорову. (Уходит.)
Витамин. Он ушел, но он обязательно вернется. Будьте бдительны! Не поддавайтесь на провокации - раз и навсегда откажитесь от вредной пищи!
Под марш все уходят за ширму.
Инструктор по физкультуре.
Мы предлагаем вам пройти вперед,
Ведь стоп массаж - полезное занятье :
Он разгоняет крови, лимфы ток
И обостряет чувства и желанья.
Родители с детьми проходят по выложенным на полу массажным коврикам и садятся на скамеечки.
Инструктор по физкультуре. Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций. Нельзя резко вскакивать с постели, необходимо сделать несколько упражнений на потягивание, а утренняя гимнастика под музыку добавит вам хорошего настроения. И тогда день принесет удачу.
Организуется игровое упражнение «Буратино».
Дети (произносят текст и совершают указанные в нем движения).
Буратино потянулся,
Раз - прогнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел -
Ключик все же не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Игра-кричалка «Полезно-вредно»
- Читать лежа
- Смотреть на яркий свет
- Промывать глаза утром
- Смотреть близко телевизор. 3 метра, 1.5 часа в день
- Оберегать глаза от ударов
- Употреблять в пищу морковь, петрушку
- Тереть глаза грязными руками
- Заниматься физкультурой
- Делать утреннюю зарядку
- Я чищу зубы 2 раза в день
- Я грызу ручки и карандаши.
- Я рано просыпаюсь и делаю зарядку
- Вечерами я долго сижу перед компьютером
- Я люблю долго поспать
- После еды я полощу рот
- До еды я не мою руки
- Я часто ем сладкое
- Я ем фрукты и овощи.
Инструктор по физкультуре. Глаза являются главными помощниками человека. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для профилактики близорукости. Родители, познакомьтесь с упражнением «Хитрый глазик», которое мы систематически выполняем в детском саду.
Дети.
Смотрит глазик вправо, влево,
Смотрит глазик вверх и вниз.
Что увидел хитрый глазик?
Ну-ка, глазик, поделись!
Инструктор по физкультуре. Многие дети в дошкольном и младшем школьном возрасте страдают плоскостопием. Чтобы укрепить мышцы и поднять свод стопы, рекомендуем выполнять гимнастику для ног и специальные игровые упражнения. Вот такие!
Дети.
Раз, два, три, четыре, пять! (Стоят, руки на поясе.)
Будем ноги укреплять.
На носочки поднялись,
Опустились быстро вниз (поднимаются на носки и опускаются на всю ступню,
Выпад сделали вперед (делают выпад вперед,
Пружинили - и вот! (Кладут руки на колено и делают пружинящие движения.)
Мы назад вернулись,
Друг другу улыбнулись (возвращаются в и. п.).
Будем прыгать: прыг да скок! (Выполняют прыжки в чередовании с ходьбой.)
Опускайтесь на носок.
Далее проводятся игровые упражнения для детей и родителей: «Кто быстрее соберет в ведерко грецкие орехи пальчиками ног?» и «Кто быстрее достанет пальчиками ног из таза с водой киндер-сюрприз?».
Инструктор по физкультуре. Правильная и красивая осанка - ключ к здоровью. Предлагаем упражнения, которые можно выполнить в домашних условиях.
Дети.
Позвоночник берегу!
Сам себе я помогу!
Все выполняю по порядку:
Сначала делаю зарядку,
Нагнусь, прогнусь и выпрямлюсь,
И вправо-влево наклонюсь.
С друзьями поиграю в мяч,
Он весело помчится вскачь.
И за столом я посижу,
И телевизор погляжу.
Но буду помнить я всегда:
ДОЛЖНА ПРЯМОЮ БЫТЬ СПИНА!
Объясните пословицы:
1. 3ДОРОВЬЕ - ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
2. ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕГО ДОБУДЕШЬ
3. КРЕПОК ТЕЛОМ – БОГАТ ДУШОЙ
4. COH-ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО
5. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Физкультминутка поможет нам оздоровиться.
1. Изображаем жирафа
Поднимаем голову вверх, опекаем вниз. Выполняем круговые движения
головой вправо, влево.
2. Изображаем обезьяну
Наклон вперед, назад, вправо, влево. Выполняем круговые движения ногой
правой ногой, левой ногой.
3. Изображаем кошку
Потягивание всем телом, встать на цыпочки, вытянув сначала правую руку,
затем левую.
4. Изображаем птицу
Руки поднять, опустить, имитируя движения крыльев. Выполнить круговые
движения руками.
Дети читают стихи:
1. Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет ешьте яблоки, морковку-вот вам дети, наш совет.
2. Зайка серенький, косой полощи свой рот росой чаще ешь чеснок и лук ты, кушай овощи и фрукты.
3. Все хорошие ребята чистят зубы аккуратно.
4. Чистить зубы нам не лень - чистим их 2 раза в день.
5. Чистим зубки 2 раза в сутки чистим долго-3 минутки щеткой чистой, не мохнатой, пастой вкусной, ароматной.
6. Чистим щеткой вверх и вниз - ну, микробы, берегись
7. Всем девчонкам и мальчишкам надо брать пример с зайчишки. Репка, яблоки, морковка - детским зубкам тренировка
8. Чтобы зубы не болели, знают дети, знают звери: Каждый должен 2-жды в год показать врачу свои рот.
9. Все ребята сели в ряд фрукты, овощи едят, витаминов много в них, очень нужных для ребят.
10. Жил бобер в норе у речки умываться он любил, утром, делая зарядку, на прогулку выходил. Умывался он раненько, зубы чистил, уши тер. Самым чистым и опрятным был в лесу лесной бобёр.
Упражнения в парах (с родителями)
• «Крокодильчики». Взрослый держит ребенка за ноги, тот на руках идет до стойки и обратно.
• «Шаги». Ребенок ставит свои ноги на стопы взрослого. Стоя лицом, друг к другу и держа ребенка
за руки, взрослый идет до стойки и обратно.
• «Бег в обруче». Одной рукой обняв друг друга за талию, а другой, держа обруч, взрослый и ребенок в
обруче бегут до стойки и обратно.
Инструктор по физкультуре. Переходим к водным процедурам. Закаливание водой начинаем с умывания, обтирания по пояс, мытья рук, потом переходим к обливанию, прохладному душу, «топтанию в тазу». Теперь на очереди более сложные процедуры – купание в бассейне или открытом водоеме.
Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой. Понижать температуру воды надо постепенно и возраста ребенка, состояния его здоровья, 1 процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно настроив ребенка.
Проводится игровое упражнение «Умывалочка».
Дети.
Надо, надо нам умыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем, руки моем.
Щеки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Инструктор по физкультуре. Набираем в ладони воду, умываемся, стараемся не стряхивать с лица воду, затем обливаем шею и даем воде спокойно стекать. Вода должна быть теплой, располагающей к комфорту и удовольствию. Поэтому, родители, утром создавайте у ребенка мотивацию, приговаривая:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Будем чисты, аккуратны
И всегда во всем приятны.
Вода успокаивает и укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, сон, кровообращение, вызывает положительные эмоции.
Педагог-психолог. Физическое здоровье в значительной мере зависит от психического состояния, т. е. нормального эмоционального, поведенческого и социального самочувствия. Чтобы сохранить психическое здоровье, нужно:
• поддерживать у ребенка положительную самооценку - он должен быть уверен : родители любят егои гордятся им;
• содействовать эмоциональному благополучию:
оно помогает преодолевать препятствия, управлять
своими чувствами;
• помогать ребенку осознавать свои эмоции и контролировать их, обсуждать свои чувства (это поможет ему установить хорошие взаимоотношения с окружающими);
• помогать ребенку управлять своим временем, поведением, предоставлять ему право выбирать и планировать собственные дела и действия.
Чтобы преодолеть внутреннее напряжение, восстановить свое психоэмоциональное состояние, необходимо научиться технике релаксации. Релаксация - это сознательное расслабление мышц с целью снятия напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком движений. Умение расслабляться помогает приостановить ненужный расход энергии, нейтрализует утомление, снимает нервное возбуждение, дает ощущение покоя. Расслабились мышцы - отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
В комплексы оздоровительных мероприятий традиционно включаются и элементы массажа. Предлагаем комплекс оздоровительного массажа зон с макси-мальным количеством биологически активных точек - кистей рук, головы, лица, ушных раковин, стоп.
Родители и дети делятся на пары и встают в круг.
1. Массаж кистей рук. Похлопать ладонью о ладонь со сменой темпа и ритма, растирать кисти (максимальное трение ладони о ладонь, межпальцевые промежутки (небольшое надавливание до ощущения скольжения пальцев по суставам) и тыльную сторону кисти каждой руки (ладонью, большим и указательным пальцами одной руки осуществлять вытягивающее растирание каждого пальца другой руки.
2. Массаж головы «Дождик». Кисти рук над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы (дождик). Сила и частота постукивания выбираются ребенком произвольно, до возникновения приятного ощущения.
3. Массаж ушных раковин. Большим и указательным пальцами пощипывать края ушной раковины, потом указательным пальцем массировать внутреннюю поверхность ушной раковины.
4. Массаж лица. Кончиками пальцев осуществлять легкие движения: поглаживающие, постукивающие,
разминающие, поглаживающие.
5. Массаж спины в парах. Партнер, стоящий сзади, выполняет поглаживания, растирания, похлопывания (ладони сложены лодочкой, поглаживания (не
задевать позвоночник, область поясницы).
6. Массаж шеи (в парах). Партнер, стоящий сзади, руками выполняет поглаживающие движения от верхней части шеи к плечам, слегка надавливая и растягивания мышцы шеи.
После оздоровительного массажа целесообразно выполнить упражнения для восстановления дыхания.
Инструктор по физкультуре. Дыхательные упражнения дают человеку возможность накапливать и восстанавливать жизненную энергию. Но, как показывает статистика, не все умеют дышать правильно. И «неумение» это вырабатывается с ранних лет. Большинство детей дышат ртом, поэтому они часто болеют. Почему полезно дышать носом? Потому что воздух, проходящий через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, организм защищается от болезней.
Провидится упражнение для нормализации дыхания.
Дети.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже. А потом
Марш на месте не спеша,
Как же жизнь хороша!
Список используемой литературы:
1. Зимонина В. А. «Воспитание ребенка – дошкольника. Расту здоровым»
2. Кузнецова М. Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»
3. Моргунова О. Н. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»
4. Овчинникова Т. С. «Двигательный игротренинг для дошкольников»
5. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста»