Елена Фадева
Творческий проект «Опыты с красками» для детей старшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 93»
Творческий проект
на тему
(Для детей старшей возрастной группы)
Воспитатель: Фадеева Е. С.
г. Краснодар 2020г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проекта.
Публикация «Творческий проект „Опыты с красками“ для детей старшей возрастной группы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1.2. Новизна проекта.
1.3. Цель проекта.
1.4. Задачи проекта.
1.5. Предполагаемый конечный результат.
1.6. Методы исследования.
2. Этапы проекта.
2.1. Подготовительный этап.
2.2. Основной этап
2.3. Заключительный этап.
2.4. Достигнутые результаты.
2.5. Список использованной литературы.
3. Приложение
3.1. Консультация для родителей.
3.2. Анкета для родителей.
1. Пояснительная записка.
С раннего детства все дети любят рисовать мелками, карандашами, фломастерами. На занятиях по рисованию мы используем гуашь и акварель. Но раньше не было таких красок, и люди сами делали краски. И на занятиях окружающего мира мы познакомились, как люди рисовали в старину. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому рисунку, который он создал сам. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.
1.1. Актуальность проекта.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Ребенок воспринимает цвет непосредственно и увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Задача педагога – развивать способность детей смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту, использовать цвет в своих работах как средство выразительности идейного замысла.
Упражнения по смешиванию цветов помогают развитию чувства цвета у ребят. Важен результат получения нового цвета и осознание того, что дети сами могут делать его другим. Чем шире набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора. Подобные занятия готовят детей к более свободному и точному отражению цвета и оттенков в рисовании, способствуют творческому развитию.
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Руководители проекта – педагоги.
Участники проекта – педагоги, родители, дети средней группы.
Продолжительность проектной деятельности – с 10.10.20 г. - 15.01.21 г.
Проблема: Получить представление о красках, об истории возникновения красок; узнать о новых нетрадиционных материалах для рисования.
1.2. Новизна проекта заключается в следующем:
Рисовать красивыми и яркими красками детям доставляет большое удовольствие. На занятиях действия ребенка с цветом требуют не только знаний, представлений об окружающем мире, но и умения передать графический и цветовой образ. Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов.
1.3. Цель проекта.
Цель проекта данного проекта : Самостоятельно получить краски, с помощью которых можно нарисовать красивый рисунок.
1.4. Задачи:
- Узнать историю появления красок.
- Изучить состав красок.
- Провести опыты : изготовить краски в домашних условиях.
- На основании полученных знаний, найти природные материалы, которые годятся для приготовления красок и самостоятельно их приготовить.
- Нарисовать рисунок из полученных красок.
1.5. Предполагаемый конечный результат:
Процесс смешивания цветов направлен на получение нового цвета; цветовые соотношения будут близки к реальным; в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии; дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета; дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.
1.6. Методы исследования.
В работе использовались следующие методы исследования:
- изучение познавательной литературы,
- изучение информации в сети интернет,
- эксперимент,
- наблюдение.
2. Этапы проекта :
Месяц Работа с детьми Взаимодействие с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Октябрь 2.1. Подготовительный этап.
1. Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
2. Изучить историю возникновения красок и их виды.
3. Просмотр наглядных материалов о разных способах изготовления красок.
Ноябрь 2.2. Основной этап.
1. Беседа с детьми.
«История возникновения красок»
Цель: вызвать у детей интерес к определенному объекту – краски.
2. Практическая часть- создание красок.
3. Исследовательская деятельность.
4. Занятие по теме.
5. Прсмотр презентации по теме.
1. Консультация для родителей «Роль красок в жизни ребенка».
2. Коллективная работа: рисунок «Волшебство красок». 1. Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Дорисуй вторые половинки предметов с помощью красок».
2. Разгадывание загадок про цвета «Отгадай загадки о радуге».
3. Дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку с цветка».
4. Дидактическая игра «Найди предметы такого же цвета».
5. Физкультминутка «Потрудились- отдохнем…».
Декабрь 2.3. Заключительный этап.
1. Коллективная реализация проекта.
2. Выставка рисунков «В нашем детском саду № 93 самые красивые рисунки».
1. Выставка рисунков, которые сделали дети совместно с родителями. 1. Определить рецепт для изготовления безвредных красок.
2. Изготовить краски в домашних условиях из пищевых красителей, натуральных красителей
3. Выполнить рисунки полученными красками.
4. Чтение стихотворений на тему «Волшебные краски».
5. Загадки про краски.
Январь 1. Изготовление альбома из полученных рисунков.
Цель: Закрепить знания детей о красках.
1. Обобщение результатов, выводы.
Опыты с красками.
Узнав все о возникновении и составе красок, мы с детками выбрали рецепты приготовления красок. Процесс создания красок был увлекательным и интересным.
Для того, чтобы узнать какой из рецептов лучше, мы решили проверить 3 способа.
Опыт «краски с помощью крахмала»
Смешав ингредиенты (крахмал, вода, пищевой краситель, мы получили кашу, которая через некоторое время изменилась. Крахмал остался внизу, а вода была на поверхности. Такими красками рисовать неудобно, краска плохо наносится.
Опыт «краски с помощью масла»
Для этого опыта нам понадобится : растительное масло, мука, соль, вода, пищевые красители. Перемешали и взбили до состояния густой сметаны. Разлив готовую краску по баночкам добавили красители. Рисовать такими красками детям понравилось. Краска ложится хорошо, сохнет быстро.
Опыт «краски с помощью пены»
Смешиваем пену для бритья, клей ПВА, пищевые красители до густой массы. Полученную смесь выкладываем в пакет и можно выдавливать объемные краски.
Полученными красками мы рисуем в группе с ребятами. Рисунки получаются необычными и очень интересными.
Вывод: не все вещества подходят для изготовления красок в домашних условиях.
2.4. Достигнутые результаты.
В процессе исследования дети узнали из чего можно получить краски в домашних условиях. Рисунки получились разными по насыщенности цвета и по яркости.
В домашних условиях можно приготовить безвредные краски, используя пищевые красители и связующее вещество и нарисовать рисунок.
В процессе исследования наших красок дети узнали, что:
- Если растения имеют разную окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета.
- Если растения могут окрашивать предметы, то ими можно рисовать.
- Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.
- В овощах и ягодах есть красящие вещества и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно. Лучше покупать краски в магазине. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.
Обоснование социальной значимости:
Совместная деятельность по созданию ярких красок очень заинтересовала детей. В домашних условиях дети с родителями приготовили безвредные краски и создали уникальные рисунки для детского сада.
2.5. Список использованной литературы.
1. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –М. : “Издательство Скрипторий 2003”, 2010, - 91 с.
2. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009, - 203 с.
3. Н. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина И учеба, и игра, и изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с., - 75 с.
Приложение 3.1.
Консультация для родителей.
Появление красок и нанесение рисунков относится к доисторическому времени. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещер до настоящего времени сохранились в отличном состоянии. Можно сказать, что появление красящих веществ было одним из первых открытий.
Самыми первыми красками были разноцветные глины: голубая, красная, белая, жёлтая. Древние художники высекали на скалах изображения, а потом втирали глину, смешанную с жиром. Так и появились первые краски. Древний человек рисовал этими красками диких животных и растения, которых он видел вокруг себя.
Позже краски стали делать из минералов малахит, лазурит и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Способы приготовления красок передавались из поколения в поколение.
В ходе нашего исследования мы так же выяснили, что в состав красок входят : пигмент и связующее вещество.
Пигмент - сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т. д.
Связующее вещество – это вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Природные красители - органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами. Красящими свойствами обладают сотни тысяч растений. Из отдельных красящих растений достаточно отжать сок.
Растения - красители собирают в сухую погоду, когда в них содержится больше красящих веществ : полностью раскрытые нежные листья - весной, свежие травы, цветки - сразу после раскрытия бутонов, спелых фруктов и ягод, корни - незадолго до цветения растений или осенью. Многие растения собирают все лето: щавель, стебли и листья помидоров, моркови.
В современном мире можно найти множество видов красок. Самые распространенные из них. Акварельные - это прозрачные краски, легко растворимые водой, в зависимости от консистенции они продаются твердые или мягкие.
Гуашевые - густые, маслянистые краски. Имеют очень много красящих пигментов, цвета сочные, насыщенные. И акварель, и гуашь могут выступать еще в нескольких вариантах по содержанию пигментов - перламутровые, с блестками, флуоресцентные.
Акриловые - это очень легкие в применении, насыщенные по цветовой палитре, могут разбавляться водой, но главное их достоинство - при высыхании образуют не смываемую водой текстуру. Сохнут достаточно быстро. Можно наносить на любую поверхность-бумага, картон, керамика, пластик.
Масляные - различают жидкие и пастообразные. При высыхании образуют пленку, сохнут достаточно долго. Разбавляются специальным растворителем.
Приложение 3.2
Анкета для родителей.
1. Как вы считаете можно ли получить краски в домашних условиях?
- Да
- Нет
2. Пробовали ли вы делать дома краски?
- Да
- Нет
3. Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок?
- Да
- Нет
4. Какую краску вы используете при окраске пасхальных яиц?
- Природная краска
- Синтетическая краска