Гульназ Шайхуллина
Творческий проект «Наши красивые калфаки и тюбетейки»
▼ Скачать + Заказать документы
По приобщению детей к татарскому орнаменту нами были разработаны 15 проектов. Все проекты очень понравились детям, потому что проходили с использованием натуральных материалов, наиболее интересными проектами можно выделить такие проекты, как «Наши красивые калфаки» (“Безне матур калфакларыбыз”, «Наши красивые тюбетейки» (Безне матур тбтйлребез”, «Гордость моя-Казань!» (“Казан-минем горурлыгым!”, «В Татарстане мы живем!» (“Без Татарстанда яшибез!”, «Я на праздник нарядился!» (“Мин бйрмг бизндем!”). Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями “Программы воспитания и обучения в детском саду”, мы знакомим детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараемся приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. Одной из эффективных форм ознакомления орнаментом и его разновидностями стал творческий проект «Наши красивые калфаки и тюбетейки» - “Безне матур калфакларыбыз м тбтйлребез”. Цель проекта – помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.
Публикация «Творческий проект „Наши красивые калфаки и тюбетейки“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
На основе цели были сформулированы следующие задачи проекта :
- Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.
- Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.)
- Учить самостоятельно создавать узор.
- Продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками.
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Умение обобщать и делать выводы.
- Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
- Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
Проект, участниками которого стали педагоги, дети старшей группы реализовывались поэтапно. В ходе первого, подготовительного этапа было принято решение о реализации проекта, определена тема, сформулированы цели и задачи. Для эффективной работы над проектом была сформирована творческая группа, распределены права и обязанности ее участников. Также в ходе подготовительного этапа была подобрана художественная литература, изучены методические пособия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с татарским орнаментом.
Решение поставленных задач в ходе основного этапа осуществлялось в разных видах детской деятельности: игровой, художественно-продуктивной, чтения художественной литературы, экспериментирования, моделирования, а также в процессе наблюдений, анализ проблемных ситуаций.
С воспитанниками была проведена диагностическая беседа, позволившая определить уровень элементарных представлений о татарском орнаменте, а с родителями – консультация. В рамках этого этапа была оформлена выставка татарского национального костюма, художественной и научной литературы о татарском прикладном искусстве, подобран список литературы для полноценной реализации темы проекта, создана игротека подвижных игр. В качестве примера в приложении 6 представлены подвижные игры с детьми в рамках проекта.
В течение основного этапа с воспитанниками был проведен цикл ежедневных бесед о татарском прикладном искусстве, о разновидностях татарского орнамента. Дошкольники заучивали стихи о родном городе, загадывали загадки о посуде, одежде и обуви, рассматривали кукол в национальной одежде. С целью закрепления полученных детьми знаний была организована выставка национальных работ «Мамины руки не знают скуки».
На последнем, завершающем этапе проекта, стало участие детей в открытом показе непосредственно образовательной деятельности «Украшение калфака и тюбетейки», организованном с целью обобщения их знаний о татарском орнаменте.
Подводя итоги, можно сказать, что данный проект имел большое значение для всех участников. Так, у детей сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности. Педагоги расширили образовательное пространство (пополнили предметно-развивающую среду группы, оформили выставку национальных костюмов, вместе с детьми посетили выставку национальных работ «Мамины руки не знают скуки», способствовали развитию у дошкольников интереса к миру взрослых и из разнообразной деятельности. На проекте дошкольники познакомились с праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества (в народном прикладном искусстве – татарский народный орнамент.) Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край. Как показала практика, проведение подобных проектов является эффективной формой приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.