Получи документы

Творческий проект: «Живая грамматика»

Елена Мозалева
Творческий проект: «Живая грамматика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - детский сад №32»

Творческий проект :

«Живая грамматика»

Автор: Мозалева Елена Николаевна, учитель-логопед

Рязань

Краткая аннотация проекта.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - детский сад №32»

Автор и руководитель проекта :

учитель-логопед Е. Н. Мозалева

Проект «Живая грамматика»

Публикация «Творческий проект: „Живая грамматика“» размещена в разделах

Данный проект направлен на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Как известно, связи между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Поэтому в условиях реализации проекта особое внимание уделяется знакомству детей с речевыми играми и упражнениями, познанию отношений и связей окружающего мира через экскурсии.

Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Проект «Живая грамматика»

по доминирующей деятельности: практико-ориентированный;

по количеству участников: коллективный;

по продолжительности: долгосрочный (1 год).

Содержание проекта

1. Введение

1.1. Необходимость проекта.

1.2. Актуальность и новизна проекта.

1.3. Цель проекта.

1.4. Задачи проекта.

1.5. Участники проекта.

1.6. Сроки реализации проекта.

2. Механизм реализации проекта

3. Этапы реализации проекта

3.1. Организационно-подготовительный

3.2. Реализация системы педагогических мероприятий

3.3. Аналитический

4. Ожидаемый результат

5. Приложения

1. Введение

1.1. Необходимость проекта

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача учителя-логопеда сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

А так как овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми, я решила разработать и реализовать проект «Живая грамматика».

1.2. Актуальность и новизна проекта.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Познавая окружающий мир, ребёнок открывает для себя связи между предметами и явлениями. А познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Новизна проекта «Живая грамматика» заключается в синтезе учебных занятий, праздников и экскурсий, благодаря чему представляется возможность постоянно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.

1.3. Цель проекта :

обогащение и активизация словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

1.4. Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.

2. Создать педагогические условия для реализации проекта.

3. Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР.

4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.

5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.

1.5. Участники проекта :

• дети и воспитатели старшей возрастной группы;

• учитель-логопед;

• родители

1.6. Сроки выполнения проекта : сентябрь 2018 - июнь 2019 года.

1.7. Механизм реализации проекта.

Проект реализуется через практику речевого общения. Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, во время экскурсии, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Формы организации проекта :

1. Комплексно-тематические занятия

2. Самостоятельная деятельность детей

2. Экскурсии в природу, музей, магазин и т. п.

3. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением

3. Викторины

4. Праздники

5. Консультации для родителей: «Обучаемся, играя», «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях», подбор картотеки речевых игр для занятий дома.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание и словесное описание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, составление монологических высказываний по личным впечатлениям, участие в диалоге.

3. Этапы реализации проекта

3.1. I этап – Организационно-подготовительный

1. Определение целей и задач.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературы по теме проекта.

4. Выбор форм работы с детьми и родителями (консультирование родителей)

5. Составление плана работы.

3.2. II этап - Реализация системы педагогических мероприятий (практический) :

1. Проведение цикла занятий (сентябрь-ноябрь) :

- «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень. Деревья», «Одежда, обувь, головные уборы» и др.

2. Подготовка экскурсии (ноябрь) : презентации по темам, беседа с детьми, проведение игр, экскурсия в музей Павлова.

3. Проведение цикла занятий (декабрь-февраль) :

- «Домашние животные и их детеныши», «Перелетные птицы», «Зима. Новогодняя карусель», «Зимние забавы» и др.

4. Участие в мероприятии «Светлый праздник Рождества»

5. Подготовка экскурсии (февраль) : презентации по темам, беседа с детьми, проведение игр, экскурсия в магазин «Продукты».

6. Проведение цикла занятий и т. д.

3.3. III этап - Аналитический:

1. Обработка результатов по реализации проекта (диагностика)

2. Викторина «Расскажи по фотографии»

3. Творческий отчёт о реализации проекта в форме медиапрезентации.

4. Выступление на педсовете (обмен опытом)

3. Ожидаемые результаты

• Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию расширится активный и пассивный словарь детей, уменьшится количество грамматических ошибок в их самостоятельной речи.

• Дети овладеют способами словообразования и словоизменения, научатся видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Заключение

Формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.

У старших дошкольников очень часто обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Формирование грамматического строя старших дошкольников проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм, интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей. Устная речь достаточно логична, стройна, грамматически правильно оформлена и интересна по своему содержанию.

Список литературы

1. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М., 2001г.

2. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М., 2004г.

3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / О. С. Ушакова. - М., 2003г.

4. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] / Г. Р. Шашкина. - М., 2003г.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в старшей группе. Проект «Живая ёлочка — зелёная иголочка» (старшая группа) Проект «Живая ёлочка – зелёная иголочка» (старшая группа) Авторы: Морева Ольга Ивановна Должность: Воспитатель Центр развития ребёнка.

Познавательный-творческий проект «Лето»Познавательный-творческий проект «Лето» Актуальность: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные.

Проект в группе раннего возраста «Живая вода» Муниципальное козённое дошкольное образовательное учреждение «Порошинский детский сад №12» Проект в группе раннего возраста №1 «Живая.

Творческий проект «Зимующие птицы»Творческий проект «Зимующие птицы» Проект «Зимующие птицы» Тип проекта:Познавательно-творческий; Продолжительность проекта: Краткосрочный( 1 неделя) Вид проекта: групповой;.

Психолого-педагогический тренинг «Живая планета-живая душа»Психолого-педагогический тренинг «Живая планета-живая душа» Цель: создание условий для развития межличностных отношений, умения работать в команде, улучшение эмоционального фона педагогов и закрепление.

Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика» Содержание 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка. 1.2 Актуальность 1.3 Педагогическая целесообразность. 1.4 Цели и задачи программы.

Творческий проект «Мультистудия «Капитошка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 182 г. Владивостока» Проект «Мультистудия «Капитошка» Донник Инна Григорьевна воспитатель.

Творческий проект «Сказочный фелтинг» В последнее время всё чаще в телевизионных программах говорят о Handmade, то есть о вещах, сделанных своими руками. Рукотворные вещи хранят.

Экологический проект в старшей группе «Берегите елку, ведь она живая»Экологический проект в старшей группе «Берегите елку, ведь она живая» МБДОУ №3 Экологическое воспитание детей очень важный аспект в дошкольном образовании, поэтому возникла идея разработки и реализации проекта.

Экологический проект «Зеленая елочка-живая иголочка» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами экологическим проектом, проведенным в старшей группе нашего детского сада. Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект: «Живая грамматика»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 20:42
+196Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД