Марина Романова
Творческо-информационный проект «Наша Родина — Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация проекта
Данный образовательный проект был разработан в связи с тем, что мы, педагоги, считаем важным реализацию задач нравственно-патриотического воспитания, огромен интерес детей к изучению родного края,а также сотрудничества педагога с родителями в вопросах развития патриотических чувств детей. Сущность проекта основывается на инновационных технологиях работы с детьми. Оптимизация взаимодействия в системе «родитель – ребёнок– педагог» происходит через:
Публикация «Творческо-информационный проект „Наша Родина — Кубань“» размещена в разделах
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- установление контактов с родителями, с целью становления доверительных отношений;
- повышение компетентности родителей;
- организацию совместной деятельности.
Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование, план взаимодействия с родителями, картотеку дидактических и подвижных игр.
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной. Быть гражданином – патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, какой он есть. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не вырастет достойным членом общества.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Мы живем в Краснодарском крае. А это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.
Имеет свои особенности также этническая и социальная культура нашей станицы Выселки. Здесь проживают люди разных национальностей. Это приучает всех к взаимопониманию, уважению права на индивидуальность, воспитывает толерантность, симпатию и культуру межнационального общения. Ребенок учится ценить «непохожесть» другого, с уважением относиться ко всем без исключения.
Я считаю, что проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.
Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, на мой взгляд, прежде всего необходимо уточнить само понятие нравственно - патриотического воспитания.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако, зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Я выделила следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
- создать предметно-развивающую среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать интерес к русским кубанским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширить представления о городах России;
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: в процессе образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения на современном этапе развития общества. И важным ее условием вляется тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
2. Паспорт проекта
Цель проекта : Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России.
Задачи проекта : Обогащение знаний о достопримечательностях родного края.
Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
Обогащение игрового опыта старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.
Воспитание гордости за свой Краснодарский край.
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Активизация творческого потенциала родителей.
Методическое сопровождение Перспективно-тематическое планирование
Модели образовательной деятельности, виртуальные экскурсии, беседы
Картотека дидактических игр
Картотека подвижных игр
Консультации для родителей
Тип проекта Творческо-информационный
Сроки реализации проекта Долгосрочный 2016-2017 гг.
Участники проекта дети, педагог, родители дошкольников
Этапы реализации проекта
Первый этап подготовительный
Сентябрь
2016г. Изучение, обобщение методической литературы по теме «Наша Родина - Кубань»
Разработка перспективного планирования по теме проекта
Создание – «Кубанского уголка» в группе для реализации проекта
Разработка картотеки дидактических и подвижных игр
Второй этап основной
Октябрь 2016 – май 2017г.
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом
Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей
Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность
Третий этап творческий
Май 2015г. Обобщение опыта работы по проекту
Открытые мероприятия для родителей и детей
Ресурсы проекта
Временные В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей
Информационные Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература
Материально-технические Аудиозаписи, презентации, компьютер, цифровой фотоаппарат
Художественно-изобразительные средства Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков
Продукт деятельности детей Выставка творческих работ детей ;
Изготовление дидактических игр;
Оформление тематических презентаций
Результат деятельности педагога Систематизация работы по теме проекта с детьми в рамках ДОУ
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста во время совместных мероприятий с родителями
Активность родителей в реализации проекта
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по проекту на подготовительную группу, продолжать знакомить детей с историей Кубани. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
3. Технология работы по проекту
Срок реализации проектной деятельности Сентябрь 2016 – май 2017 гг.
Работа по проекту ведётся как в совместной образовательной деятельности с детьми, так и в самостоятельной. Тематика образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, перспективно-тематическим планом в рамках проекта «Наша Родина - Кубань»
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности. В группе старшего дошкольного возраста:
Виды МОД По художественно-эстетическому развитию
По познавательному развитию
Формы работы с детьми Виртуальные экскурсии
Беседы
Дидактические игры
Подвижные игры
Оформление выставки
Проектная деятельность
Применяемые методы Наглядно-практические
Словесные
Проблемные ситуации
Анализ образцов
Игровые
Основные принципы обучения детей Последовательность
Доступность
Индивидуальный подход к каждому ребёнку
Эффективность форм взаимодействия
В данном проекте систематизирована и представлена работа по ознакомлению детей с историей Кубани, воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный проект технологичен, так, как в нём прослеживается целенаправленная систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен для всех участников проекта.
4. Работа с родителями и социальными партнерами
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребёнка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Вовлечение родителей в совместную деятельность играет немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Необходимо достичь такого уровня, чтобы родители дошкольников с большим интересом принимали участие в подготовке и реализации проекта.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Данный проект предполагает сплочение детско-родительских отношений. Очень часто к детской деятельности с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями. В процессе реализации проекта планируется вместе оформлять альбомы, организовывать фотосессии, а также использовать совместные игры детей и родителей, в качестве средства общения, и многое другое. Проектная работа даёт им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
Ожидаемые результаты в рамках проекта «Наша Родина - Кубань»
- организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- использование в образовательный процесс инновационных форм работы с детьми;
- повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
- использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- рост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.
5. Основные шаги реализации проекта
Первый этап «Подготовительный» (сентябрь 2016г.)
Цель Выявить исходный уровень знаний дошкольников на начальном этапе внедрения проекта
Анкетирование родителей с целью изучения их заинтересованности по данному направлению работы с детьми
Содержание работы Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач проекта
Диагностика включает в себя
Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления интереса и активности дошкольников
Индивидуальные беседы с детьми
Результат
Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе.
Для того чтобы познакомить детей с историей и достопримечательностями Родного края, обогатить знания о данном направлении, заинтересовать родителей и привлечь к активному взаимодействию.
В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей в области знаний истории Кубани, знаменитыми и талантливыми поэтами и композиторами.
В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. На основе полученной информации и запросов родителей в развитии ребёнка был составлен перспективный план работы в рамках реализации проекта «Наша Родина - Кубань»
Второй этап - основной «Реализация проекта» (октябрь 2016г – март 2017г)
Цель Апробировать результативность разработанного содержания проекта в рамках проекта «Наша Родина - Кубань» направленного на развитие и расширение знаний детей о Кубани и воспитании патриотических чувств.
Анализ данных по комплексным критериям Проявление интереса ребенка к изучению традиций в казачьих семьях
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе реализации проекта
Отношение ребенка к результату и его оценка
Виды деятельности по реализации проекта Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом
Организация режимным моментов с использованием методического и литературного материала
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ и социальных партнеров в рамках темы проекта
Третий этап «Оценочный» (май)
3 этап (май 2017г) - заключительный
Цель Выявить уровень развития знаний детей старшего дошкольного возраста, показать динамику на конец 2017 г.
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития
Диагностика включает в себя Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления активности дошкольников
Индивидуальные беседы с детьми
Анализ данных по комплексным критериям Проявление интереса ребенка к теме проекта
Отношение ребенка к результату и его оценка