Ирина Александровна
Конспект занятия «Творчество Евгения Ивановича Чарушина» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
тия[/b]
Тема «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Возраст: Дети 6-7 лет
Цель
Познакомить детей с творчеством писателя Е. И. Чарушина.
Задачи
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е. И. Чарушина.
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е. И. Чарушина.
Публикация «Конспект занятия „Творчество Евгения Ивановича Чарушина“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- формировать интерес к художественной литературе.
- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.
Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лиса с лисятами”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е. И. Чарушина.
Ход занятия:
Ребята, мы находились в мастерской художника.
Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:
«И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки…
Всё нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле!»
- Посмотрите, сколько же здесь картин!
Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.
Как вы думаете кто автор этих картин?
— Что вы можете сказать о Е. И. Чарушине?
-Кто такой художник — «анималист»?
-Почему на его картинках изображены животные?
- Е. И. Чарушин очень любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил, сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал. Читал много книг о природе. Вся его жизнь была связана с миром природы, с миром зверей. Любил рисовать звериных малышей.
Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
Сам автор рассказов для вас рисовал.
Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
Отгадывание произведения.
Послушайте внимательно отрывок из произведения.
«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке.»
- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы)
- Из какого произведения (Лиса с лисятами).
- Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.
Давайте поиграем в игру «НАЙДИ ОШИБКУ»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
«Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е. И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. Самое главное и красивое в этой картине это коряга на дальнем плане. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»
Дети исправляют:
- Е. И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е. И. Чарушина рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает отом, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие, сочные краски.
- Молодцы вы правильно все сделали.
А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем. /Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И продолжим путь.
А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»
Цель: учить детей подбирать прилагательные к картине, развитие эстетического восприятия, речевого восприятия и обогащение словаря.
Материал: иллюстрация Е. И. Чарушина «Медвежата».
Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящий и объяснить свой выбор.
-«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (медвежата)
- Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)
- Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые, мохнатые-короткошерстные, добрые-злые, смешные-несмешные, несмышленые-смышленые, бурые-черные).
Ребята, а вы любите загадки? (Да) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это –
Ответ: Волк
Поиграем в игру «Я слушаю»
Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.
Материал: иллюстрация Е. И. Чарушина «Волчишко»
Описание игры: Перед вами картина, давайте «войдём» в картину и прислушаемся внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначьте их словами. Попробуем составить рассказ на тему «Я слышу».
- Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого то)
- Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная)
- Какой взгляд у него? (испуганный)
-А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т. д.)