Творчество как метод социальной реабилитации

Борисова Татьяна
Творчество как метод социальной реабилитации

Творчество как метод социальной реабилитации.

Составила Борисова Т. А.

Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений. Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение (родители, близкие родственники и друзья, но значительно больший положительный эффект возникает именно при публичной демонстрации своих творческих наработок и их общественном признании.

Воспитанники реабилитационных центров ощущают огромную тягу к искусству, что подтверждает их активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.

Но, когда перед ребенком открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества – это и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ, – т. е. воспитание так называемых «верхних этажей» его психики. Потому что на нижних этажах у него все плохо. И когда ребенок еще даже очень маленький, от него уже трудно это скрыть.

Мне кажется, смысл этих занятий в том, чтобы дать этим детям высокоуровневую психическую защиту.

Множество причин не дает нам возможности развивать творческий потенциал и расширять горизонты творчества. Тем более что существуют 2 мифа о творческой личности: в первом речь идет о том, что способности человека прямо пропорциональны его интеллектуальному уровню, а во втором, что творчество – удел талантливых и одаренных с детства людей. Эти два утверждения могут разрушить творческий потенциал любого человека, но на самом деле они не совсем верны. Творческая самореализация в широком смысле является основной чертой, неотъемлемой характеристикой психически здорового человека. И хотя, по определению, творчество – это человеческая деятельность, направленная на создание чего-то нового, не похожего на созданное ранее, но под творчеством понимают и деятельность, направленную на открытие нового для данного индивида, решение задания, которого он еще никогда не решал. Произведение, ставшее таковым для творца, является таким и для другого человека. Более того, автор предназначает его другим людям. Таким образом, в творчестве открывается его самая важная функция – общение.

Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.

К сожалению, зачастую современное обучение развивает только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. А для того, чтобы двигать вперед науку, технику и особенно общественную жизнь, когда вокруг огромное количество проблем, необходимо все больше могучих творческих умов и, по сути, не важно, находится ли этот ум в здоровом теле или в теле человека с ограниченными возможностями – все они могут быть полезны обществу.

Жизнь доказывает, что в сложных, изменяющихся условиях лучше всего ориентируется, принимает решения и работает творческий человек, т. к. он более гибкий и способен к созданию и использованию нового. Поэтому готовность к творчеству, творческому решению проблемы является одним их механизмов психологической защиты человека в сложных условиях, в том числе в критических ситуациях, с которыми воспитанники центра сталкиваются.

Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и молодежи в систему художественного образования, эстетического воспитания и нравственного развития.

Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей «неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.

После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между самими ребятами и между ребятами и их родителями. Это формирует у молодых инвалидов защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

Формирование и становление ребенка как творческой личности возможно только путем постижения механизма творческого процесса, преодоления одиночества, ощущения равенства с окружающим миром и воспитания социального оптимизма в масштабах всей будущей жизни.

В процессе занятий, естественно, появляются лидеры, ярко проявляющиеся в том или ином виде творчества, но смысл творческой реабилитации сводится не к выявлению наиболее одаренных ребят, а к тому, чтобы освоенный ими механизм творчества мог быть применен в любой сфере деятельности, которую в будущем воспитанник.

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми и семьей

Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Физическое и физиологическое влияние творческой реабилитации заключается в том, что творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.

Творческая реабилитация включает в себя комплекс видов искусств – музыка, театр, хореография, изобразительное и прикладное творчество: каждое из них занимает отдельную нишу, так как развивает различные стороны личности, поэтому симбиоз всех видов творчества является максимально благоприятным для детей в процессе развития своей творческой личности.

Творческая реабилитация может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма коррекционного воздействия, характерных для метода творческой реабилитации.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Публикации по теме:

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации в СРЦН «Что припасёшь, то и пожуёшь. Домашнее хозяйство» ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН» Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Простые истины».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сценарий для детского центра реабилитации детей и взрослых Знакомство с классической музыкой может стать увлекательным путешествием ребенка с помощью сказок. с помощью сказок А. С. Пушкина мир классической.

Фотоотчет о социальной акции «Коробка храбрости»Фотоотчет о социальной акции «Коробка храбрости» Фото отчет о Социальной акции "Коробка храбрости" В нашем детском саду в этом году стартовала Социальная акция «Коробка храбрости». Акция.

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Героическая история России» ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН» Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Простые истины».

Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное.

Создание социальной ситуации «Поможем Незнайке» КТП с 09.09.2019 по 13.09.2019 Тема недели: «Безопасность» Сроки: 09.09.2019-13.09.2019 Цель: создание социальной ситуации развития детей.

Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления» Метод шести шляп 1 слайд Сегодня я хочу познакомить вас с методом шести шляп или методом параллельного мышления. Дошкольное учреждение.

Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации «особых детей» Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации "особых детей " Музыкотерапия — разновидность психотерапии, это целительное воздействие.

Сценарий праздничного мероприятия «Весенний букет» в комплексном центре реабилитации инвалидов Сценарий праздничного мероприятия к празднованию Международного Женского дня «Весенний букет».Звучит песня «Мамин день». (муз №1) Ведущая:.

Экологический проект по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Юный эколог» Экологический проект по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Юный эколог» ТЕМА: «В гости к нам пришла весна».

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Творчество как метод социальной реабилитации
Опубликовано: 5 октября 2019 в 07:23
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки