Папки-передвижки

Научно-исследовательская работа «У времени есть своя память»

Наталия Плющенко
Научно-исследовательская работа «У времени есть своя память»
▼ Скачать + Заказать документы

Научно-исследовательская работа

Тема работы : У времени есть своя память…

Автор: Плющенко Полина Алексеевна

Научный руководитель : Плющенко Наталия Сергеевна

Место выполнения работы : Бузулукский колледж промышленности и транспорта

2017

Предстоящему 55-летию

Бузулукского колледжа промышленности и транспорта

(1962-2017 гг.) и увековечиванию памяти первого директора БКПТ,

участнику Великой Отечественной Войны А. Н. Свинаренко

посвящается…

Содержание

Введение…. 3

1. Основная часть… 5

Публикация «Научно-исследовательская работа „У времени есть своя память“» размещена в разделах

1.1. Наш колледж – как памятник архитектурного наследия…. 5

1.2. В огне не горели, в воде не тонули…5

1.3. Не изменил призванью своему…5

2. Выводы….8

3. Заключение….11

4. Список литературы…12

5. Приложения…13

Введение

… Ты как птица белая - колледж наш родной

Нет тебя прекраснее, стал для нас судьбой

Ты надежд дерзание – стремление к мечте

На годы нам опорой стал – наш БКПТ

В настоящее время очень значимо для каждого гражданина знать историю своей страны, родного края, своей семьи. Поступая в 2016 году в Бузулукский колледж промышленности и транспорта, я заинтересовалась историей этого учебного заведения. Подтолкнуло меня к этому не только необычная для нашего города архитектура здания, в котором расположился колледж, но и размещенные на фасаде мемориальные доски. Это самый престижный колледж в Оренбургской области. В колледже работают преподаватели с высоким уровнем педагогической подготовки. Среди 10000 выпускников колледжа, активно работающих во всех сферах народного хозяйства, много Почетных работником среднего профессионального образования, Отличников просвещения, авторитетных руководителей народного хозяйства.

Кто же помог им встать на ноги? Кто дал им путевку в жизнь? Какие яркие знаменательные события происходили на протяжении 55-летней истории этого учебного заведения? Ответы на эти вопросы я начала искать в музее колледжа, в Бузулукском историко-краеведческом музее. А еще меня очень увлекли воспоминания бывших преподавателей и студентов.

В связи с предстоящим празднованием 55-летия БКПТ тема исследования «У времени есть своя память…» является вполне актуальной.

Актуальность выбора данной темы в том, что подрастающее поколение должно помнить и свято чтить прошлое своего учебного заведения, своих наставников.

Объект исследования: биография и семейный архив директора, стоящего у истоков учебного заведения Свинаренко Алексея Никитовича.

Предмет исследования: Бузулукский колледж промышленности и транспорта, события жизни Свинаренко А. Н, ветерана Великой Отечественной войны, его вклад в победу и работу колледжа.

Цель исследования: изучить 55-летнюю историю Бузулукского колледжа промышленности и транспорта и первого директора Алексея Никитовича Свинаренко.

Задачи исследования:

1. Уточнить историческую летопись Бузулукского колледжа промышленности и транспорта.

2. Выявить новые данные о важных событиях учебного заведения, о биографии первого директора.

3. Проанализировать архивные документы музея коллежа и Бузулукского краеведческого музея, воспоминания сотрудников и бывших учащихся колледжа.

Гипотеза исследования: люди, о которых нужно помнить, не будут забыты, если из поколения в поколения мы будем рассказывать о их героических и трудовых подвигах. Прослеживание взаимосвязи в деятельности учебного заведения по подготовке кадров на различных исторических этапах.

Научно-практическая значимость работы : данная работа может пополнить исторические материалы музея колледжа, использоваться в качестве учебного материала на уроках краеведения, истории родного края, литературы, на внеклассных мероприятиях.

Проблема исследования заключается в том, что многие письменные и вещественные источники интересующего меня периода потеряны.

Методы исследования:

Беседа, интервью, наблюдение, изучение литературы, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Ожидаемые результаты:

• приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

• расширение знаний об истории БКПТ,

• сохранение памяти о суровых годах военной и трудовой жизни наставников.

1. Основная часть

1.1. Наш колледж - как памятник архитектурного наследия

В городе Бузулуке много достопримечательностей. Одной из них является здание Бузулукского колледжа промышленности и транспорта.

В начале XX века это здание Земской управы. В то время председателем земской управы был Евграф Андреевич Жданов. Именно он издал приказ о строительстве нового здания Земской управы. Строительство началось осенью 1915года, законченно было в августе 1917 года. Строилось оно под руководством талантливого архитектора, австрийского военнопленного Чедра, и подрядчика бузулучанина Николая Ивановича Лазарева, а техниками-строителями Уездной управы являлись Лебедев и Вахтеев.

Стиль здания – псевдоклассицизм. (Приложение 1). Геометрически правильные объемы и пропорции здесь уживаются с отклонениями от форм классицизма. Украшения фасадов в виде маскаронов, капителей, гирлянд, пилястр, уездного герба делают его неповторимым.

Однако Земская Управа в этом здании просуществовала недолго - до победы Великой Октябрьской Социалистической революции. В декабре 1917 года здесь проходил первый уездный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а через некоторое время здесь обосновался уездный исполком. В марте 1919года перед отправкой на Восточный Фронт (на борьбу с адмиралом А. В. Калчаком) с главного балкона здания колледжа перед трудящимися города и красноармейцами 25-й стрелковой дивизии выступили легендарный начдив В. И. Чапаев и комиссар Д. И. Фурманов. Именно здесь Всероссийский староста, Председатель ВЦИК М. И. Калинин, прибывший в сентябре 1919 года в город Бузулук, инструктировал работников Уездного Исполкома, учил их искусству руководства массами, впоследствии в этом здании до самой Великой Отечественной войны находился Исполком Бузулукского районного Совета депутатов трудящихся.

В годы Великой Отечественной войны в здании размещались: командование и штаб польской армии, сформированный генералом Владиславом Андерсом, эвакуационной госпиталь №1663, а с 1943 по 1946 г., 13-я Киевская специальная артиллерийская школа. Об этом ныне свидетельствуют мемориальные доски, установленные на фасаде зданий. (Приложение 2)

Начиная с 1947 года, и до сих пор здание принадлежит системе профтехобразования. Сначала здесь располагалось сельскохозяйственное училище №16, которое комплектовалось из числа молодежи, потерявшей родителей во время войны. Выполнив свою задачу, в 1955 году сельскохозяйственное училище №16 было реорганизовано в ремесленное училище сельского хозяйства №13. Это училище готовило трактористов для целинных совхозов нашей области.

На основании приказа Оренбургского управления профтехобразования №133 от 30. 08.1960г, изданного в соответствии с приказом Главного управления профтехобразования при Совете Министерства РСФСР от 11.08.1960г. №238, Бузулукское специальное сельскохозяйственное училище №16 и ремесленное училище по механизации сельского хозяйства №13 объединены в одно училище- механизация сельского хозяйства №2.

На основании приказа Главного управления ПТО при Совете министров РСФСР №157 от 13.04.1962 года на базе училища механизации сельского хозяйства №2 организован Бузулукский индустриально-педагогический техникум.

Это был первый на Южном Урале индустриально – педагогический техникум, выпускающий универсальных специалистов в области сельского хозяйства и профессионального образования.

Первым директором техникума стал бывший директор ремесленного училища Алексей Никитович Свинаренко, участник Великой Отечественной войны. (Приложение 3)

1.2. «В огне не горели, в воде не тонули…»

Так принято говорить о тех, кто прошел горнило Великой Отечественной войны.

Отчасти верно, и на самом деле поколение победителей сумело превозмочь немыслимые трудности и завоевать мир для народов всей планеты.

А. Н. Свинаренко родился в 1917 году в Кустанайской области, в семье крестьянина-середняка. (Приложение 4)

Обратимся к автобиографии нашего героя. «С 1934 года отец стал работать кузнецом и трудился беспрерывно до конца жизни». Наверное, не случайно названа эта дата – 1934 год. Можно предположить, что в период массовой коллективизации, опасаясь раскулачивания, таким образом, решил Никита Свинаренко спасти семью, ведь детей у него подрастало пятеро, жена умерла, и пестовала сирот мачеха, бездетная женщина, не побоявшаяся взвалить на себя такой груз.

Если в бытовом плане Алексею пришлось столкнуться с трудностями, то во всём остальном широкая дорога для юноши была отрыта. Семилетка, Кустанайский педагогический техникум, в 1938-м – назначение в начальную школу на должность завуча. А в октябре того же года призвали молодого специалиста в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. (Приложение 5)

И начались его странствия по белу свету, и прошёл их солдат с боями.

В первые дни начало войны Алексей Свинаренко в должности стрелка-радиста учувствовал в нанесении бомбовых ударов нашей авиацией. За время службы в Советской Армии принимал участие в событиях по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии (1939 год, в Иранских событиях в 1941 году и в Великой Отечественной войне, был дважды ранен. (Приложение 6)

Алексей Никитович чудом уцелел в этой страшной войне. Его самолет был подбит, но командир сумел посадить его на опушке леса. Экипаж покинул горящий самолет и отполз на безопасное расстояние. Алексей был тяжело ранен, и товарищи рвались его спасать, но командир принял решение не рисковать людьми и запретил приближаться к горящей машине.

Приказ не побоялся нарушить только Сергей Бионов. Пока командир отвернулся, тот подбежал к пылающей, как факел, стальной птице, вытащил боевого товарища из люка и перенес его на безопасное расстояние. Однако ранение, полученное им в этот период, оказалось настолько серьезным, что сказалось через тридцать с лишним лет и оборвало жить в шестьдесят два года.

Выкарабкавшись после ранения, старший сержант Алексей Свинаренко вернулся в свой полк и воевал до конца войны на тех же ДБ-3, на ИЛ-4.

…Еще одна графа «Личной летной книжки». Вот как записывали в ней краткое содержание задания: «полет по маршруту контролирования», «полет в зону». А за каждой записью – встреча с опасностью. И не зря говорят, что в чести у летчиков всегда был такой тост: «Выпьем за то, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок». (Приложение 7)

Листая документы этой эпохи – «Личная лётная книжка стрелка-радиста старшего сержанта Алексея Свинаренко», можно проследить: за июнь 1940 года – общий налёт 2 часа 22 минуты, тип самолёта – ДБ-39; за июль – уже 20 часов 32 минуты, и так далее (Приложение 8)

На фронте в 1943 году вступил в ряды Коммунистической партии, тогда это расценивалось как огромное доверие и большая честь, и в тоже время являлось лучшей характеристикой бойца Алексея Свинаренко, отважно воевавшего до Победы. (Приложение 9)

1.3. Не изменил призванью своему

Военная судьба забросила Алексея в тыловой Бузулук уже в конце 1945-го. В нашем городе стояли несколько частей, в том числе и летная. Солдаты и офицеры жили не в казармах, а ютились по съемным квартирам. Так состоялась встреча, определившая жизнь нашего героя. У квартирной хозяйки была дочка, юная женщина, ставшая вдовой в 19 лет. Вместе с мужем – офицером Клавдия Николаевна встретила войну в пригороде Ленинграда. В августе 1941-го у них родилась дочка, и муж успел отправить дорогих ему женщин с сопровождающим на родину, в Бузулук, до того, как вокруг города сомкнулось кольцо вражеской блокады. Их спас, а себя не уберег. Буквально по пятам за ними черной птицей прилетела похоронка.

Своей сердечной добротой, уважительным отношением Алексей Никитович сумел завоевать сердце Клавдии Николаевны и маленькой Риммы, которую он с шести лет растил как родную дочь, позже у них родились два сына.

После демобилизации из армии, в которой прослужил 8 лет, трудился на предприятиях. Позже, как тогда говорили, «был брошен» на партийную работу, и лишь в 1961 году вернулся к основной своей профессии – возглавил только что открывшийся Бузулукский индустриально – педагогический техникум. Его уважали учителя, студенты. Как рассказал один из выпускников, Пётр Сергеевич Афанасьев, он настолько глубоко вникал в проблемы ребят, что многие называли его «батей». (Приложение 10)

Окончив Ленинградский институт, Алексей Никитович внес большой вклад в формирование педагогического коллектива техникума и организацию его работы.

Много уделял внимания индивидуальной работе с коллективом сотрудников и студентов. В основу управления коллективом техникума был заложен принцип коллегиального решения всех основных вопросов принятых на заседании педагогического совета, собраниях сотрудников и заседаниях комитетов общественных организаций. Двадцатого октября 1962 года начались учебные будни. Были набраны три группы - всего 92 человека. Средний возраст учащихся составлял 25 лет. Готовили специалистов техников – механиков сельского хозяйства, мастеров производственного обучения. (Приложение 11)

А. Н. Свинаренко сумел создать и сплотить дружный, творческий коллектив. У истоков техникума стояли преподаватели: М. Г. Петрова, Н. З. Щедрина, супруги В. Д. и П. И. Поповы, зам. директора Ворваев В. И, мастер ПО Рубонов А. Р., Прокофьев А. С, Носов В. А., Голованов Н. Д, и другие. В основу управления коллективом техникума был заложен принцип коллективного решения всех основных вопросов. Обсуждения проходили на заседаниях педагогического совета и заседаниях комитетов общественных организаций.

В соответствие с учебными планами и программами учебные кабинеты были оборудованы и оснащены наглядными пособиями и необходимым оборудованием. Ежегодно улучшалась материально-техническая база техникума.

За короткий срок коллективом мастеров ПО совместно с обучающимися были созданы производственные цеха :

Токарный цех - мастер ПО Данилин Евгений,

Слесарный цех-мастер ПО Рудаков Александр Родионович

Кузнечный цех - мастер ПО Носов Василий Абрамович

Сварочный цех-мастер ПО Иванов Александр Иванович

Плотницкий цех-мастер ПО Щербаков Анатолий.

Были открыты лаборатории:

тракторов и автомобилей – преподаватель Салазкин Вячеслав Николаевич

сельскохозяйственных машин – преподаватель Попов Петр Иванович

ремонтного цеха - мастер ПО Рудаков Александр Родионович.

С момента рождения техникума коллектив студентов под руководством мастеров производственного обучения принимал активное участи в проведении посевных и уборочных работа на полях района и области (приложение). На основании ежегодных постановлений ЦК КПСС о привлечении обучающейся молодежи на уборку урожая своим решением областной обком партии давал разнарядку на весь контингент студентов. Обучающиеся работали трактористами, комбайнерами, помощниками комбайнеров в колхозах и совхозах Бузулукского, Курманаевского, Первомайского, Северного Шарлыкского, Ташлинского, Новоорского, Кваркенского и других районов области. Техникум имел 24 трактора, 28 комбайнов, 22 учебных автомашины, 64 единицы с/х машин. В колхозы и совхозы Бузулукского и Первомайского района отряды студентов – механизаторов выезжали на тракторах и комбайнах техникума. За период производственной практик обучающиеся получали заработную плату. (Приложение 12)

Руководители хозяйств поощряли победителей соцсоревнований, а отличившиеся молодежные звенья механизаторов награждали грамотами и денежными премиями. Студенты БИПТ неоднократно завоевывали переходящий приз космонавта Романенко. Работа в хозяйствах давала студентам не только практические навыки, но и сплачивала трудовые бригады, повышала авторитет мастеров производственного обучения.

При подготовке этой работы, я изучила архивные документы, связанные с работой индустриально-педагогического техникума. Читая старые приказы, поняла, что техникум жил как одна семья. На любую беду откликались. Отдельных студентов зачисляли на дополнительное питание, на время прохождения медкомиссии, практики или болезни. Отличникам повышали стипендии. Все учились на бюджетной основе. Учились в основном все хорошо и успешно сдавали классификационные экзамены. Как ни странно, но приказов об отчислении я не встретила, только дважды я прочитала приказы, и поняла, что прежде чем исключали из колледжа, студентам давали возможность исправиться или выносили строгий выговор с занесением в личное дело. Но по таким случаям, как уголовное преступление или появление на занятиях в нетрезвом виде, не прощали, и студента отчисляли.

В техникум поступали абитуриенты из разных областей, поэтому вставал вопрос о размещении учащихся в общежитиях. Вот что пишет в своих воспоминаниях В. В. Марченко: «Важным местом проведения воспитательной работы было общежитие техникума, где в 80-90-ые годы проживали до 150 учащихся из разных районов Оренбуржья, Татарстана, Башкирии, Ульяновской и Самарской областей. Пришлось много приложить усилий, чтобы наладить дисциплину, создать действенный студенческий совет. И надо сказать, что серьезных ЧП в общежитии не было. В начале 90-х годов студенты вместе с мастерами и преподавателями выезжали на 1-2 месяца на производственную практику по просьбе администрации автозаводов Ульяновска, Горького (Нижний Новгород, Саранска на практику. Там они на конвейере участвовали в сборке автомобилей. Заводы выделили техникуму несколько грузовых автомобилей и автомобиль УАЗ, отметив, таким образом, добросовестную работу студентов и сотрудников техникума.

Из воспоминаний преподавателя В. М. Морозова я узнал, что в техникуме существовали и вокальные группы, был свой оркестр. Интересно проходили тематические вечера, праздничные концерты. На дискотеки приходили студенты лесного техникума, педагогического, медицинского училища, в основном девчонки, так как в нашем «мужском» коллективе их можно было пересчитать по пальцам. В 90-е годы в Бузулуке был популярен вокально-инструментальный ансамбль техникума, и в творческом конкурсе «На Николаевской» обучающиеся постоянно занимали призовые места в художественной самодеятельности.

Студенты техникума неоднократно занимали призовые места по легкой атлетике, волейболу, баскетболу и других видах. Вся организация спортивных мероприятий ложилась на плечи талантливого преподавателя Босых Валерия Борисовича.

В беседе с И. Н. Ермолаевым я задала такой вопрос: «Вы проработали в техникуме большое количество времени. Что на ваш взгляд изменилось?» Ответ был таким: «Расширился спектр профессий, появилось новое оборудование, а самое главное – техникум не свернул с того пути, по которому он шел, по пути технического образования. Ведь сейчас большинство техникумов и колледжей в городе изменили своему предназначению, наш колледж нет, и это важно».

Алексея Никитовича не стало в 1978 году, сказалось тяжелое фронтовое ранение. Но светлая память о нем жива в сердцах тех, кто его знал и любил… (Приложение 13)

Индустриально-педагогический техникум закончил свою историю в 1998 году.

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 464 от 20 февраля 1998 года Бузулукский индустриально-педагогический техникум был реорганизован в Бузулукский колледж промышленности и транспорта и включен в состав Оренбургского государственного университета.

2. Вывод

Работая над темой, я окунулась в историю, которая удивила меня своей простотой и искренностью. Видя на фотографиях лица выпускников, слушая их рассказы, я открыла для себя новые страницы недавнего прошлого. Мне стало ясно, почему с такой теплотой бывшие сотрудники и выпускники колледжа, в котором я учусь, отзываются о времени, проведенном здесь. В нашем колледже работают преподавателями и мои родители, чем я очень горжусь.

Я посоветовал бы всем, кто стоит на пороге выбора профессии, делать такой же экскурс в историю. Поверьте, он не менее интересен, чем виртуальные игры на компьютере.

3. Заключение

О качестве обучения в колледже можно судить по тому, что выпускники БКПТ востребованы на рынке труда и не состоят на учете в Центре занятости населения. Многие выпускники остаются работать по месту прохождения преддипломной производственной практики.

Бузулукский колледж промышленности и транспорта федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» - учебное заведение XXI века. В нем обучается 1232 студента. Колледж развивается вместе с обществом, активно откликаясь на происходящие в нем изменения, реагируя на его потребности.

Взяв в настоящее всё лучшее, что было накоплено за 55-летнюю историю учебного заведения, коллектив БКПТ уверенно шагает вперед. Я горжусь тем, что я учусь в колледже и постараюсь внести свой вклад в его развитие. Надеюсь, что моя исследовательская работа станет небольшим подарком к юбилею.

В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

В своей исследовательской работе я ставила цель : получить и систематизировать информацию об истории колледжа, о первом человеке, который стоял у истоков учебного заведения, участнике Великой Отечественной войны. Цель работы достигнута, гипотеза исследования доказана: люди, о которых нужно помнить, не будут забыты, если из поколения в поколения мы будем рассказывать о их героических и трудовых подвигах. Прослеживание взаимосвязи в деятельности учебного заведения по подготовке кадров на различных исторических этапах.

Изучая биографию А. Н. Свинаренко, мне ближе и понятнее стали события тех далеких военных лет. Я убеждена, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась им победа.

Материалы, собранные мной послужат частью колледжной экспозиции ко Дню Великой Победы, с целью усиления патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу Родину, которые стояли у истоков учебного заведения.

Исследовательская работа может быть предложена при изучении курса краеведения для студентов 1 курса.

4. Список литературы

1. Архив Бузулукского краеведческого музея

2. Архив БКПТ

3. Материалы музея БКПТ

4. Воспоминания преподавателей и выпускников об истории колледжа

5. Статья в газете «Под знаменем Ленина» от 20 июля 1971г.

6. Материалы газеты «Российская провинция» от 31 октября 1992 г.

7. Специальное приложение к газете «Российская провинция» - Литературная тетрадь от 8 мая 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Откуда хлеб пришёл». Научно-исследовательская работа «Откуда хлеб пришёл» Научно-исследовательская работа Руководитель: Грибанова Наиля Гадельжановна Участники: воспитанники детского сада.

«У каждого, у каждого есть мамочка своя. Гордятся ими доченьки, гордятся сыновья». Фотоотчет о празднике «День матери»«У каждого, у каждого есть мамочка своя. Гордятся ими доченьки, гордятся сыновья». Фотоотчет о празднике «День матери» Дети, родители, педагоги группы №7 «Радуга» не случайно собрались в ноябрьский вечер в музыкальном зале. Ведь именно в ноябре отмечается.

Сценарий «Есть память, которой не будет конца» 70 лет прошло с тех пор, как прогремели залпы Победы в 1945г. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. 27 миллионов лучших.

Фотоотчет «Научно-исследовательская неделя «Волшебная вода»Фотоотчет «Научно-исследовательская неделя «Волшебная вода» Вода-удивительный химический элемент в таблице Д. И. Менделеева. Вода основа нашего существования. Она удивительна, необычна и прекрасна.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Конспект познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Воздух есть везде» Цель: Закрепление понятия «воздух», его свойства методом экспериментирования. Задачи: Образовательные: • обогащать и активизировать словарь;.

Научно-исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект»Научно-исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный дом творчества» Верхнекетского района Томской области Научно.

Научно-исследовательская работа «Духовное становление личности на основе театрального искусства» ВВЕДЕНИЕ Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного,.

Научно — исследовательская работа: «Духовное становление личности на основе театрального искусства» Презентация работы театральной студии «Колобок». 1слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Искалиева Эльмира Григорьевна. Я.

Коллективная работа «Дерево времени года»Коллективная работа «Дерево времени года» Каждая сторона этого дерева отражает сезонные изменения в природе. Вот так выглядит наша зима. Зимой мы вывешиваем кормушки, подкармливаем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Научно-исследовательская работа «У времени есть своя память»
Опубликовано: 22 марта 2017 в 11:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательская работа «У времени есть своя память»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Плющенко (УИ 1113505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД