Анастасия Орлова
Учебно-методическое логопедическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическое логопедическое пособие
Дорогие коллеги! Я начинающий логопед, для своих деток я придумала это пособие. Мне хотелось бы знать Ваше мнение о нем.
Цель данного пособия - развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику детей с ОНР, воздействуя тем самым на речевые зоны головного мозга
Публикация «Учебно-методическое логопедическое пособие „Умелые ручки-ловкие пальчики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2014
2. Развивать все стороны речи детей в процессе выполнения заданий: фонетическую, фонематическую, лексическую, грамматическую.
3. Развивать у детей внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.
4. Развивать глазомер и координацию движений пальцев рук
5. Развивать сенсорные способности детей: закрепить знаний о цвете, размере и т. п.
6. Формировать пространственную координации, умение ориентироваться на плоскости.
7. Развивать зрительный, слуховой, и тактильный анализаторы.
8. Формировать умение планировать работу, оречевлять план работы и каждый ее этап.
9. Развивать творческое воображение, способность к вербальному фантазированию.
10. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
11. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, в частности языка и умения соотносить название упражнения с позицией языка и показом ее с помощью элемента пособия. («Веселый язычок»).
Таким образом, систематические занятия с данным пособием, не только развивают мелкую моторику детей с ОНР, но и повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к развитию познавательной и творческой активности ребенка, способствуют формированию психических процессов: внимания, мышления, памяти а так же непосредственно способствуют развитию речи детей. Кроме того кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Вид пособия
«Умелые ручки – ловкие пальчики» – объемное, эстетически оформленное, красочное пособие, которое представляет собой усеченный конус с 4 сторонами. На каждой из сторон пособия расположено поле с разными видами заданий. Каждая сторона пособия имеет свое название и возможности использования.
1 сторона – «Алиса краса – длинная коса» – представляет собой плоскостное изображение лица девочки с длинными волосами изготовленными из вязальных ниток. А кофточку девочки украшают разноцветные ленты.
2 сторона – «Летний день на дороге» - изображение машины, которая едет по дороге, над ней – небо с солнцем и облаками, перед машиной расположен светофор, на переднем плане – лужайка с цветами. Все круглые детали - колеса машины, фонари светофора, цветы, солнце, облака – разноцветные накручивающиеся пластиковые крышки разных размеров и цветов.
3 сторона «Фантазия» - представляет собой поле, разделенное на два сектора и изготовленное из бархатной бумаги на котором можно создать любую композицию с помощью ниток различной фактуры, цвета, длины.
4 сторона – «Цветочная композиция» - композиция, состоящая из многослойных элементов изображающих цветы, солнце, облака, бабочку, изготовленных из ткани различных цветов и пристёгивающихся к полю с помощью пуговиц.
Пособие имеет так же дополнительные элементы для самомассажа кистей (шары с различной фактурой поверхности):
- «Мякиш» - воздушный шарик с крахмалом и мукой внутри. - «Колючка» - шарик с аппликатором Кузнецова.
«Веселый язычок» - маленький воздушный шарик, наполненный крахмалом и мукой.
Эти элементы расположены сверху внутри пособия. Также там находится 2 дополнительных контейнера с лентами и вязальными нитками.
Требования к пособию
Пособие «Умелые ручки – ловкие пальчики» соответствует методическим, дидактическим и санитарно-гигиеническим требованиям, способствует решению программных задач в образовательных областях «Коммуникация», «Познание». «Социализация», решению коррекционных задач.
Использование пособия
Пособие может быть использовано в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми логопункта, его можно использовать в разных частях занятия.
Во время выполнения задания детьми, один ребенок может находиться в контакте с логопедом, а остальные выполняют задание самостоятельно. Поскольку пособие является ярким, красочным, каждый из его элементов носит сюжетный характер, у педагога есть возможность смены задания, перехода к другому игровому полю – оно вызывает живой интерес у детей – они с удовольствием выполняют задания логопеда, долго не утомляются.
1 сторона – «Алиса краса – длинная коса».
Дети учатся плести косички, делать хвостики. Вплетать ленты и завязывать банты. Выполняя задание по плетению косичек и завязыванию бантиков можно предложить ребенку в конце выполнения задания рассказать о том, что он делал, тем самым напрямую формируя у него умение логически правильно выстроить свой рассказ и использовать при этом различные грамматические конструкции. Спросить у ребенка о том, какие ленточки он использовал, в каком количестве. Какое имя может быть у девочки – назови девочку так, чтобы в имени был нужный (автоматизируемый) звук. Можно предложить составить описательный рассказ о том, какая она, используя как можно больше слов с автоматизируемым звуком (Р-радостная, задорная, красивая, очаровательная, озорная) Можно предложить ребенку проговорить чистоговорку или скороговорку с автоматизируемым звуком или с дифференцируемыми звуками во время выполнения задания на плетение или после его завершения.
Девочка красавица
Всем она так нравится
Две косички по бокам.
Ты попробуй, сделай сам.
Ленты разноцветные вплетены в косу
Девочку с улыбкою очень я люблю.
При проговаривании стихов, чистоговорок во время плетения, ведется речевая работа в трех направлениях: развитие мелкой моторики, по формированию лексико – грамматических представлений ребенка, а также звукопроизношению.
2 сторона – «Летний день на дороге».
Дети учатся подбирать по цвету и размеру крышки, закручивать их. Ребенку предлагается открутить и закрутить крышки по цвету. Во время закручивания крышек можно попросить проговорить стихи, словосочетания, слова, слоги с автоматизируемым звуком.
Ехала машина темным лесом, за каким то интересом,
Инте-инте интерес, выходи на букву «С».
После выполнения задания предложить составить рассказ о том, крышки каких цветов он использовал. Спросить у него, куда едет эта машина, что она везет и в какое время года происходит действие, спросить о том, по каким признакам ребенок догадался об этом. Можно попросить дать название сюжету, придумать и рассказать что было до того, и что будет после, назвать предметы на поле, в названии которых есть определенный звук.
3 сторона «Фантазия»
Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Дети учатся придумывать композицию, которую они хотят выложить, выбирать для себя необходимый материал, продумывать план действий выкладывать узоры и контурные рисунки из ниток различной фактуры, цвета, длины.
Работа по этой методике имеет несколько этапов:
1. Сначала необходимо научить ребёнка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый.
2. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к "рисованию по представлению". В этом случае развивается не только мелкая моторика, но и творческое воображение ребёнка.
3. Сочетание занятий ниткографией с рассказом, сказкой, загадкой. Можно попросить ребёнка изобразить героев сказки или ответ на загадку.
4. В последствии можно давать задания посложнее. Дети должны пересказать знакомый сюжет сказки и "нарисовать картинки из сказки нитью".
5. Можно предложить детям выложить букву, обозначающую автоматизируемый звук, произнести его изолированно.
6. Можно дать другое задание - выложить предмет, в названии которого есть автоматизируемый звук. В конце выполнения задания ребенку предлагается намотать одну из ниток на палец и одновременно с наматыванием произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, повторить за логопедом слова или придумать самому слова с автоматизируемым звуком.
ла-ла-ла – прилетела к нам пчела
ло, ло, ло — в осине дупло
лу. лу, лу — купили мы пилу
лы, лы, лы — вымыли полы
ал, ал, ал — темный подвал
алка, алка — у Коли палка
олка, олка — тонкая иголка
илка, илка — новая вилка
4 сторона – «Цветочная композиция»
Ребенок учится застегивать пуговицы, подбирать необходимые для него элементы различного диаметра. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинку, а затем самому воспроизвести ее.
Во время пристегивания элементов композиции можно предложить ребенку: придумать или повторить за логопедом слово, слог. Словосочетание с автоматизируемым звуком. Затем попросить ребенка назвать свою картину. Назвать элементы из которых состоит картинка и посчитать их. Назвать только те элементы, в названии которых есть автоматизируемый звук. Если такого нет сообщить об этом.
Например при автоматизации звука «С» –– счет: 1, 2, 3. 4, 5 листок и т. д. Назвать все элементы со звуком «С» лепестки, стебель, лист, солнце, сердцевина.
Дополнительные элементы для самомассажа кистей (шары с различной фактурой поверхности).
Служат для массажа (самомассажа) ладони ребёнка, воздействуя на биологически активные точки.
Предложить ребенку один из мячей например «Колючка» с использованием аппликатора Кузнецова- взять в обе руки мяч, не сжимая его в ладонях, логопед будет произносить различные слова с автоматизируемым звуком, а ребенок должен в тот момент, когда услышит нужный звук нажать обеими ладонями на него или поочередно то правой, то левой ладонью.
Можно предложить ребенку катать мяч в ладонях с одновременным произнесением изолированного звука, слогов, слов, предложений или чистоговорок с автоматизируемым звуком. Подобное задание можно предложить выполнить ребенку и с другими вариантами шаров.
«Веселый язычок» -ребенок учится соотносить название артикуляционного упражнения и показом ее с помощью «Веселого язычка», а затем с позицией языка. «Лопаточка» - язычок широкий, расслабленный. «Иголочка» - язычок напряжен, его кончик острый.