Татьяна Трясунова
Учебно-методическое пособие «Дидактические игры и упражнения по развитию лексики»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическое пособие
Дидактические игры и упражнения по развитию лексики (обогащение существительными и глаголами) у дошкольников с нарушениями речи.
Нарушения формирования лексики у детей с нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса и неточности употребления слов.
Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые помогут детям:
• расширить объём словаря
• уточнить значения слов
• совершенствовать процесс поиска слова
Публикация «Учебно-методическое пособие „Дидактические игры и упражнения по развитию лексики“» размещена в разделах
• активизировать словарь, способствовать переводу слов из пассивного в активный словарь.
1. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на 2 группы, критерий классификации не называется.
«Найди лишний предмет», «Подбери картинки». Более сложные варианты: «Назови лишнее слово» (например, «лишнее» слово среди имё н существительных: море, озеро, река, мост, пруд; среди глаголов: выбежал, вошёл, вылетел, выскочил). Объясни, почему это слово лишнее.
2. С целью уточнения значений слов можно использовать задание: «Объясни, чем отличаются предметы» (с использованием картинок)
«Объясни значение слов» (глаголов). Например, взрослый называет глагол и просит ребёнка объяснить, что означает это слово:
а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.
«Объясни значение слов» (в словосочетаниях) : прозрачный ключ, железный ключ; глубокая норка, пушистая норка; острая коса, длинная коса…
3. Игра «Назови части». Возможны 2 варианта игры : по картинкам и по представлению. Например, взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
«Отгадай предмет по названию его частей». Например: ствол, ветки, листья, кора,- это дерево.
4. Разнообразные игры с мячом :
• «Скажи наоборот» (день – ночь, горе – радость, войти – выйти, говорить – молчать и т. д. ,
• «Придумай слова неприятели».
• «Кто как голос подаёт».
• «Кто как передвигается».
• «Кто как ест».
• «Что какие звуки издаёт»
• «Подбери как можно больше названий слов» (названий предметов – существительных к названию действия – глаголу)
Например, бежит (кто) человек, собака…
Бежит (что) река, ручей, молоко, время…
5. Разнообразные лото:
• «Кто что делает?»
• «Дикие и домашние животные»
• «Профессии».
•
6. Карточки и дидактические игры «Многозначность глаголов в русском языке»
Авторы Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Авторы предлагают 3 игры : «Подбери пары», «Скажи тоже самое иначе», «Запомни, назови». Эти игры помогают познакомить детей с многозначностью глаголов, научить подбирать и употреблять в речи глаголы, имеющие различие в смысловых оттенках, а также заменять их по смыслу подходящими синонимами.
7. «Играем с глаголами»
Автор Кривовяз И. С.
Это многофункциональное игровое пособие для детей от 3 до 8 лет. Использование игрового материала способствует активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, обогащению словаря за счёт глаголов, формируется грамматический строй речи, закрепляются навыки словообразования.
8. «Играйка»
Восемь игр для развития речи дошкольников. Автор: Нищева Н. В. Данные игры можно использовать в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Данные игры направлены на расширение словарного запаса по лексическим темам :
• Времена года.
• Осень. Деревья.
• Огород. Овощи.
• Сад, фрукты.
• Ягоды, цветы.
• Лес, грибы.
• Игрушки.
• Аквариумные рыбки.
Надеемся, что данные игры помогут вам сориентироваться в огромном разнообразии методических пособий, представленных в современной логопедии. Данные игры помогут обогатить словарный запас детей, а также вызовут познавательный интерес, что положительным образом скажется на развитии речи.