Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Наталья Веселкова
Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Дошкольники – прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, и образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации.

Одним из видов деятельности реализации данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

Однако современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания, интеллектуальная пассивность детей. Эти выводы исследователей подтвердили и наши наблюдения за воспитанниками старшего дошкольного возраста: дети мало задают вопросов, затрудняются в установлении причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира, в их систематизации, ослаблен интерес к экспериментированию.

Поэтому мы выдвинули гипотезу:

разработанные нами формы и методы взаимодействия с детьми в рамках учебного исследования будут способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, развитию воображения и творческой активности, следовательно, позволит качественно решить задачи образовательной области «Познавательное развитие», а в итоге – основной образовательной программы.

Соответственно сформулировали цель:

обеспечить развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательных способностей детей средствами учебного исследования.

Реализации этой цели способствовало решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать положения, которые являются основой работы по данной проблеме.

2. Разработать формы и методы взаимодействия с детьми в рамках учебного исследования.

3. Проанализировать и обобщить полученные результаты

Основываясь на всем вышеперечисленном, мы пришли к необходимости более углубленного решения данного вопроса, в результате чего и были разработаны формы и методы взаимодействия с детьми в рамках учебного исследования.

За основу мы взяли методику, разработанную американским педагогом Сандрой Кейплан, дополненную и описанную А. И. Савенковым в «Методике исследовательского обучения». Данная методика рассчитана на значительный возрастной диапазон - пять-девять лет, построена на игровой основе, предполагающей использование несложного специального оборудования: «исследовательского плаката» и карточек.

Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Исследовательский плакат сделан в виде кармашков с символическим изображением «методов исследования».

Карточки – «темы» будущих исследований.

Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый ее этап отражен в надписях, помещенных на кармашках плаката.

Организация учебных исследований проходила в два этапа:

первый этап – тренировочные занятия, они необходимы для того, чтобы каждый ребенок познакомился с «техникой» проведения исследования;

второй этап – самостоятельные учебные исследования, он проводится после того, как дети усвоят общую схему деятельности.

На первом этапе использовались такие формы работы с детьми, как беседы, решение проблемных вопросов, работа с карточками, составление схем, обобщение полученного материала, оформление доклада, обсуждение. Например, дети выбрали тему «Космос».

Далее ставилась задача: подготовить сообщение, доклад. Шло обсуждение вопроса о том, как собрать доступную информация о космосе и обработать её. Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Педагог рассказывал о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования» и подводил детей к тому, чтобы они сами их назвали. Для этого использовались проблемные вопросы: что мы должны сделать вначале? как вы думаете, с чего начинает исследование ученный? Путем обсуждения и дискуссии постепенно выстраивали линию из карточек:

«подумать»,

«спросить у другого человека»,

«понаблюдать»,

«провести эксперимент»,

«посмотреть в книгах»,

«посмотреть по телевизору (компьютеру)».

Теперь когда «исследователи» определили последовательность работ, начинался сбор материала.

Собираемые с детьми сведения фиксировали. Сделать это технически не сложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. Можно использовать разные формы: несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные детьми «на ходу» знаки и вкладывали в кармашки нашего плаката.

Следующий этап - анализ и обобщение собранного материала.

Раскладывали листочки с собранной информацией и начинали смотреть, что нового и интересного узнали, и обсуждать, что можем рассказать по результатам проведенного исследования. Выделяли главные идеи, попытались дать определения некоторым основным понятиям. На первых занятиях, естественно, шла активная помощь педагога исследователям в обобщении полученных данных, поскольку для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем именно на этом материале развивается мышление и творческие способности ребенка.

Как только информация обобщена, игру продолжали: на исследователей надевали академические головные уборы.

Исследователи делали сообщение – «доклад о космосе». Длился первый доклад недолго, но с приобретением опыта, доклады становились более глубокими.

После выступления исследователей обязательно устраивалось обсуждение их доклада, слушателям давалась возможность задавать вопросы.

Итак, на первом этапе мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Как только мы почувствовали, что дети освоили это, мы перешли ко второму этапу.

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекалась вся группа. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладывались на столе. И каждый ребенок выбирал себе то, что хочет.

Дети работали самостоятельно, они сами изучали всё, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Эта деятельность детей может идти автономно от обычной непосредственно образовательной деятельности, но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать и на НОД по познавательному развитию, развитию речи и т. д.

Работа над исследованием выходила и за рамки детского сада. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, эта работа не обходится без помощи родителей. Именно они снабжают детей необходимой литературой и помогают красиво оформить работу.

Нам удалось обеспечить развитие познавательных способностей детей средствами учебного исследования. Положительным моментом является то, что в группе нет детей, не усвоивших программу.

В итоге выдвинутая гипотеза подтвердилась: разработанная нами система взаимодействия с детьми средствами исследовательской деятельности будет способствовать развитию познавательных интересов, позволит качественно решить задачи образовательной области «Познавательное развитие», а в итоге – основной образовательной программы.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-po-teme_ls0tf.ppt | 8110,5 Кб | Скачан: 41
 
Публикации по теме:

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаПескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников «Интеллектуальные карты, как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»..

Математические викторины, как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста 1. Слайд Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида.

Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить.

Опыт работы. Нетрадиционная техника ИЗО как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Комментарии к презентации «Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экологического.

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2016 в 13:30
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в мини музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты».
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Березка».
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие» Перспективный план по познавательному развитию в средней...
Сентябрь [/ i] 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...
Конспект занятия по хореографии в МДОУ
Конспект занятия по хореографии в подготовительной группе Хореограф МДОУ детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка – 1» Филипичева Д. Н....