МААМ-картинки

Учебное исследование в коррекционной школе

Наталья Васильева
Учебное исследование в коррекционной школе

Учебное исследование в коррекционной школе

Окружающий нас мир стремительно меняется и все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой детей с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Как показывает практика, такие дети испытывают затруднение в трудовой, бытовой и психологической адаптации. Основная же задача специальной (коррекционной) школы– это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующим вливанием их в общество. Поэтому внимание теоретиков педагогической науки и педагогов-практиков как у нас в стране, так и за рубежом активно обращается к рассмотрению вопросов о переосмыслении концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Публикация «Учебное исследование в коррекционной школе» размещена в разделах

Это обстоятельство жизни побудило нас обратить внимание на новый вид деятельности - исследовательское обучение. Возможно ли оно в коррекционной школе?

Главная особенность исследовательского обучения – это активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер. Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Школьник из «потребителя» превращается в «производителя», что даёт ему возможность подготовиться к различным формам деятельности, способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению.

Согласно разработанной концепции, программа исследовательского и проектного обучения состоит их трех подпрограмм.

1. Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной – центральной. Занятия построены так. Что степень самостоятельности у детей с нарушением интеллекта контролируется педагогом.

2. Тренинг исследовательских способностей. Исследование и проектирование – занятия творческие, а творчество требует не только специальных знаний. Поэтому и здесь педагогу следует направить учащего с нарушением интеллектуально развития в нужное русло.

3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Для того чтобы мотивация поиска новых знаний не угасала, считаем, что необходимо знать ученику то, что результаты его работы интересны другим. С этой целью ввели в практику в своем классе коррекционно-развивающего обучения защиту исследовательских работ и проектов. Защита проводится в течение учебного года и является основным элементом мониторинга. Кроме этой формы мониторинга используем конференции, конкурсы.

Одной из важных задач этого направления работы является то, что детям с нарушением интеллекта необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, с помощью взрослого научиться аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Используя метод проекта в специальной (коррекционной) школе необходимо ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта. В связи с этим иногда просто необходимо использовать групповую, коллективную деятельность учащихся. Так как не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Здесь деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Используя метод проектов в своей практики многих педагогов подстерегают некоторые ошибки и опасности на данном пути.

Исследование и рукоделие. Детское рукоделие – занятие важное и полезное. Но мы, педагоги, должны здесь видеть развитие исследовательских способностей и познавательных потребностей. Детское рукоделие и детское исследование – разные виды деятельности. В своей работе очень часто используем всевозможные конкурсы, которые очень нравятся детям, развивая в них творческую смекалку, активность и выдумку. Например, девочки принимали активное участие в творческой выставке «Вторая жизнь наших вещей», где из вторичного сырья представляли сумки, игрушки.

Детские исследования и художественное творчество. Часто за детские исследования пытаются выдать разные продукты художественного творчества детей. Художественная и исследовательская деятельности различны. Они преследуют разные цели, решают разные образовательные задачи. Некоторые ребята с нарушением интеллектуального развития очень хорошо рисуют, поэтому именно для них стараемся включать в программу конкурсы плакатов и рисунков на природоохранную тематику. Например, «День птиц», «Энергосбережение», «Новогодний букет вместо елки».

Детские исследования и социально значимые задачи. Не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу в русло добровольно-обязательного труда, особенно детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. Прежде чем дать исследование причин и разрешение проблем уборки мусора, например, на школьной территории, наведение порядка на переменах или заучивание лозунгов или призывов, надо подумать, интересно ли это детям. В весенний период проводим конкурс на декорирование цветочной клумбы.

Таким образом, главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании и воспитании – развивать природную потребность в познании.

Исследование и реферирование. Некоторые педагоги не относят рефераты к исследовательским теоретическим работам. Здесь пересказываются и выделяются основные мысли авторов. Дети с нарушением интеллекта учатся анализировать, вдумчиво читать тексты. Поэтому целесообразно давать им написание рефератов на различные темы, например, «Зимующие птицы Ульяновской области»

Штампы и повторы. Хочется выделить, что не следует брать для наблюдения и исследования, повторяющиеся ранее темы. Это воровство не имеет ничего общего с профессиональной работой педагога и особенно развития самого ребенка.

Исследование и пропаганда. Прежде чем что-то пропагандировать, необходимо как следует исследовать и изучить. С ребятами проводим акции в защиту хвойных насаждений, «Новогодний букет вместо елки», что проходит в сочетании с исследовательской работой. Детям особенно важно понять, для чего это необходимо выполнять. Акция «День птиц», «Покорми птиц зимой» - в сочетании с острой необходимостью о том, что произойдет на Земле, если не будет птиц?

Исследование и расследование. Здесь необходимо максимально объективно изучать действительность, а не поддаваться эмоциям. Нашим ребятам нравится проводить исследование по теме «Расследование Е, исследуем нашу еду», соотносить пищевые добавки к опасным и наиболее опасным.

Защита детских работ. Текст, прежде всего, должен быть доступен ученикам. Основные фрагменты текста проговариваются как учителем, так и учеником. Научные термины, такие как предмет, объект, гипотеза, новизна должны быть разъяснены учителем и сформулированы вместе. Наиболее уместными для использования будут выражения, раскрывающие реальный процесс работы над проектом, например, мне было интересно узнать, меня удивило, я предположил, мне захотелось узнать, проверить, убедиться. Обязательной частью выступления должна быть рефлексия учащегося на получение знаний и практических умений во время работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в таких следующих формулировках как: в ходе работы над проектом я узнал,. а также научился. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах исследовательской работы, но и тех, кто хорошо задавал интересные вопросы и участвовал в обсуждении.

Таким образом, опыт показывает, что в классе коррекционно-развивающего обучения метод учебного исследования и проектирования возможен под присмотром и помощи педагога. Выпускники школы приобретают знания, умения и навыки, необходимые им при выборе профессии. Наши ребята неоднократно совершали выезд за пределы школы и защищали свои исследовательские проекты в ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов с проблемной темой «Сбережем тепло зимой». Исследовательская работа получила публичную огласку в печати, была опубликована в сборнике «Материалы научно-практической конференции «Мы - исследователи»». Награждены грамотой за активное участие в научно-практической конференции, также была подарена еще одна книга «Занимательные эксперименты», где ребята продолжат свою исследовательскую деятельность над экспериментами «Вода в растениях», «Поведение насекомых», «Пудинг для птиц», что поможет систематизировать материал, выдвинуть свои гипотезы, проанализировать свои идеи и предложения, обосновать вывод. Все вышесказанное поможет в дальнейшем в исследовательской работе.

Васильева Наталья Юрьевна, учитель класса коррекции, высшей категории МОУ «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида ГКОУ РО школа - интернат VIII вида №1 г. Новочеркасска Выступление на тему: «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании.

«На воде и в лесу» учебное занятие по окружающему миру во 2 классе (УМК «ШколаРоссии») Учитель: Дорофеева Надежда Владимировна Дата: 17.02.2015 года Предмет: окружающий мир УМК «Школа России» Класс: 2 «А» класс Раздел: Здоровье.

Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи.

Исследование моторики "Изучение позновательных процессов детей дошкольного возраста" (из опыта практического психолога Л. И. Камаевой). Москва 1994 год. Исследование.

Исследование «Наша ель» Исследование «Наша ель» Марина Сергеева Исследование «Наша ель» 1 слайд. Исследование на тему: "Наша ель" 2 слайд. Цель: узнать каковы.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Открытый урок по математике в 3 классе коррекционной школы «Длинный — короткий» Цель: систематизировать знания детей по понятиям «длинный - короткий». Задачи: • коррекционно - образовательные. Продолжать знакомить детей.

Социальное исследование-эссе «Анализ диагностик уровня подготовки детей к школе в России и за рубежом» Введение В настоящее время, в условиях реформирования системы образования и социально-экономических преобразований в нашей стране, проблема.

Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастаУчебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Дошкольники – прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Занятие для детей 10–12 лет с нарушением интеллекта в коррекционной школе «Я умею себя хорошо вести» Занятие для детей 10-12 лет коррекционных школ с нарушением интеллекта. Тема: Я умею себя хорошо вести Цель: Воспитание у детей вежливости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебное исследование в коррекционной школе
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 19:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД