Папки-передвижки

Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения

Лилия Симакова
Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения

Период дошкольного детства напрямую связан с изменениями психического развития ребенка:

1. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На пятом году жизни возникает «детское общество», детям требуется общение друг с другом. Дошкольник вынужден считаться с другими в совместной деятельности. Равенство с детьми своего возраста, дает предпосылки для его самовыражения. У него появляется статус, зависящий от особенностей поведения, форм общения, знаний, умений. Дошкольник в общении со сверстниками реализует или не реализует свою потребность в признании.

Публикация «Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах

2. Происходят изменения в общении со взрослыми: увеличиваются требования к ребенку; взрослые целенаправленно организуют познавательную деятельность, развивая мышление, восприятие, память, речь. Взрослый часто является инициатором совместной деятельности ребенка со сверстниками. Так же взрослый помогает овладеть такими видами деятельности как : игрой, лепкой, рисованием и т. д.

3. Меняется отношение ребенка ко взрослому: взрослый- образец для подражания. Взрослый - источник оценки его поступков и других людей, событий. Оценка взрослого определяет развитие самооценки ребенка.

4. Появляются новые виды деятельности : игра, продуктивная деятельность, элементы труда и учения. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Во время игры: создается новый уровень общения, активно развивается речь, происходят благоприятные условия для развития воли, возникают более сложные мотивы поведения.

В процессе продуктивной деятельности совершенствуются восприятие, внимание, воображение, расширяются представления дошкольника об окружающем мире. Совместная продуктивная деятельность способствует эмоциональному, волевому и речевому развитию. Труд способствует формированию самостоятельности, нравственные мотивы поведения, систематизирует знания о мире.

Теоретический раздел

Равные возможности и равные условия получения общего образования вне зависимости от пола, которые справедливо могут рассматриваться как демократическое достижение системы образования России, тем не менее, порождают некоторые проблемы.

Исследования ученых показывают, что в системе общего образования, несмотря на определенное продвижение вперед в плане использования гендерного подхода в обучении, в некоторых аспектах общее образование продолжает оставаться "мужским" (нацеленным на психологические особенности развития детей и подростков мужского пола, на достижение в дальнейшем более высокого социального статуса мужчинами). Отсюда явное несоответствие между школьными успехами девочек и их профессиональными достижениями в зрелом возрасте. Асимметрия гендерных представлений в образовании сказывается на планах о будущем современных девочек - они снижают уровень своих социальных, профессиональных притязаний. Причем отмечается, что преобладание среди женщин- учителей (которые составляют 85,7 % от общего числа, зачастую усиливает формирование у девочек сниженных ориентации на высокую социальную роль женщины в обществе, профессиональную карьеру, ориентирует на традиционные ценности: жены, матери, хозяйки дома. Это происходит потому, что женщины-учителя также являются продуктами гендерной социализации и большинство из них не осознает предвзятого отношения к дальнейшей судьбе девочек и их роли в обществе.

Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому.

Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков, разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы.

При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. То, что в одном обществе считается типично «мужским», в другом обществе может определяться как типично «женское». Представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. К примеру, ещё в 70-е годы ХХ в. в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин (мода, пришедшая с Запада, как подражание хиппи и «Битлз») являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам (например, носить юбочку, если ты шотландец, и брюки, если ты узбечка).

Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства и тот факт, что они могут сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают удивительной устойчивостью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным.

Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру, осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа:

1) ребёнок узнаёт, что существует два пола,

2) он включает себя в одну из этих категорий,

3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.

Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности : я — мальчик, я — девочка. К трём годам ребёнок ясно различает пол окружающих людей, однако может не знать, в чём заключается различие между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Таким образом, трёхлетний ребёнок ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и длины волос — с помощью этих маркеров происходит классификация мира на два гендера. Мальчики никогда не носят платья и коротко острижены; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трёхлетний ребёнок допускает и возможность изменения пола с помощью стрижки или одежды, поскольку для него гендерная идентичность конкретна и соотносится с физическими признаками.

Гендерная идентичность к концу дошкольного возраста сформирована практически у всех детей, однако в основе её чаше всего лежат внешние признаки (имена, одежда, причёска). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие гендеру черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности) в большинстве случаев (70%) дети этого возраста не осознают.

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

быстрее схватывают новый материал;

легче усваивают алгоритмы и правила;

любят задания на повторение;

чаще используют ближнее зрение;

воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

лучше выполняют задания на сообразительность;

не терпят однообразия;

лучше выполняют задания при ярком свете;

новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению полоролевых социальных ролей.

Гендерный подход в образовании, т. е. учет гендерных психологических различий, позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

Основными задачами гендерной педагогики являются :

- разработка теоретических основ, концепций гендерного образования;

- разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей.

Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:

- создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватному возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых ролей;

- применение гендерно-ориетированных технологий обучения и воспитания.

Публикации по теме:

Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста». Счет –.

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится.

Лекция «Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения»Лекция «Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения» В феврале 2015 года в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания был дан старт первым районным Педагогическим чтениям «Патриотизм.

Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Тема «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений» Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.

Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.

Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.

Консультация «Технологии полоролевого воспитания как средство формирования гендерных особенностей дошкольников» «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо В настоящее время имеют место изменения в системе образования,.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при разработке основной программы дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 18:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД