МААМ-картинки

Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения

Людмила Ермакова
Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения

В силу особенностей детей раннего возраста, прежде всего их непосредственности, выявить индивидуальные особенности личности ребенка не представляет большой трудности. Индивидуальные различия могут идти по линии особенностей темпераментов, характеров, способностей, интересов, познавательной деятельности, сферы чувств и воли.

Публикация «Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения» размещена в разделах

В зависимости от условий жизни, как известно, изменяются и задатки. Причем между задатками и возникающими на их основе психическими особенностями нет однозначной связи. Это выражается в том, что на основе общих задатков при различных условиях воспитания у детей могут развиваться различные психические особенности и, наоборот, на основе различных задатков могут формироваться близкие по сходству психические особенности личности, если сходны условия развития. Так, на основе повышенной возбудимости и легкой истощаемости нервной системы при вдумчивом, осторожном воспитании может создаться предпосылка для развития повышенной чуткости и нежности. В других условиях воспитания на основе тех же задатков могут сформироваться черты «изломанной», настороженно-замкнутой или раздражительно-капризной личности.

К индивидуально-психологическим особенностям относится темперамент. Встречаются дети неуравновешенные, порывистые, с энергичными движениями, выразительной мимикой и жестикуляцией. Такие дети в шумных играх стремятся брать руководящие роли. Легко вступают в конфликты и ссоры с другими детьми без достаточных на то оснований.

Бывают и другие дети. Они тоже подвижны, проявляют интерес к шумным и подвижным играм, также стремятся занять в них руководящую роль. Но они уравновешены, легко уживаются с другими детьми.

Есть дети спокойные, инертные, малоподвижные, с невыразительной мимикой. Они предпочитают тихие и спокойные игры, легко уживаются в коллективе. Наконец, встречаются дети внешне спокойные, но внутренне возбудимые, с легкой склонностью к вспышкам. Они долго помнят обиды.

Многочисленные наблюдения показывают, что дети, систематически посещающие детский сад и воспитывающиеся в благоприятных семейных условиях, довольно рано научаются в доступной для них форме владеть своим темпераментом.

Дошкольники раннего возраста уже обладают особенностями отдельных черт характера, по-разному выполняют культурно-гигиенические навыки и правила общественного поведения. Так, одни легко выполняют указания и просьбы воспитателя. Для них с раннего детства слово взрослого является законом. Такие дети послушны, у них легко вырабатываются положительные привычки и дисциплинированность. Наряду с такими детьми воспитатель встречает детей упрямых, не приученных к выполнению запрещений. Воспитатель при этом должен понимать, что такие дети не являются по своей природе плохими, а что их индивидуальные особенности – результат условий жизни и воспитания. Следовательно, при целенаправленных воздействиях эти дети обязательно могут стать другими.

При условии воспитания в коллективе детского сада младших дошкольников возможно научать правильно оценивать как поступки других детей, так и свои собственные. Выслушивая оценку авторитетных воспитателей, дети стремятся организовать свое поведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми взрослыми людьми и условиями жизни в коллективе. В таких условиях формируются важнейшие черты характера –

критичность и самокритичность. В быстроте развития этих черт характера, как и многих других, сказываются индивидуальные особенности детей.

Огромную роль в формировании положительных черт характера играет личный пример не только взрослых людей, но и товарищей. В этом возрасте врожденный тип нервной системы проявляется прежде всего в быстроте и устойчивости образования той сложной системы нервных процессов, которую И. П. Павлов назвал стереотипом. Под влиянием одних и тех же воздействий у ребенка может довольно быстро складываться динамический стереотип или то постоянство действий, желаний, потребностей, которое и составляет привычки ребенка, способы его поведения и деятельности.

Индивидуальные особенности нервной системы ребенка выражаются также и в том, как быстро и насколько устойчиво вырабатываются у него привычки, знания, навыки и каковы характер и степень трудности их изменения.

Успех формирования гармоничной личности ребенка зависит от многих причин. Хочется отметить среди них наиболее значимую – единство требований, предъявляемых семьей и дошкольным образовательным учреждением. Соблюдение этого важнейшего требования существенным образом способствует формированию положительных черт ребенка и является важной составляющей профилактики девиантного поведения.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы Развитие дошкольников зависит от организации пространства, от размещения игрового, дидактического оборудования в развивающей среде. Построение.

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 1,6 до 3 лет) Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает.

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у детей раннего возраста «Путаница» Цель: 1) Обучающая: познакомить с правилами пожарной безопасности, профессией «пожарный» и специальным транспортом «пожарная машина». 2).

Неделя обучения правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в группе раннего возрастаНеделя обучения правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в группе раннего возраста .

Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников Авторы: Позднякова Я. Ю. заведующий,ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Хороших В. В. руководитель ОЭР, ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Буторина.

Осанка — важный фактор сохранения здоровья с раннего детства На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число.

Проблема неправильного семейного воспитания как фактор расстройств поведения у детей Одной из актуальных проблем на современном этапе развития нашего общества является распространение расстройств поведения в детском и подростковом.

Роль художественного слова при формировании основ безопасного поведения детей раннего возраста, в быту, социуме, природе Формирование основ безопасного поведения – сложный процесс, поэтому, в работе с детьми группы раннего возраста необходимо применение художественного.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 13:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД