Учить ли ребенка «давать сдачу»?

Светлана Попова
Учить ли ребенка «давать сдачу»?

Проблема повышенной агрессивности среди детей и подростков в последнее время стала все острее. Да что там кривить душой: среди взрослых агрессивных выпадов мы видим не меньше. Часто слышу такую фразу: «Мир стал таким жестоким, и мы должны защищаться». Так и хочется спросить: «А мир из кого состоит? Не из нас ли с вами?»

Два года назад я провела опрос среди детей двух подготовительных групп детского сада на тему конфликтов. С результатами я ознакомила их родителей, что заставило всех задуматься над проблемой: учить или не учить давать сдачи. Ответы детей просто потрясали!

89% детей на вопрос «Что значит «давать сдачу ответили: «бить, драться». На вопрос, всегда ли надо «давать сдачу», мнения детей разделились. Агрессивные дети ответили утвердительно. Дети со средним уровнем агрессивности сомневались в этом. Но когда конкретно надо «давать сдачу», как определить, специально ли тебя ударили или не нарочно, мальчики и девочки колебались. Что же получается? Взрослые учат, что надо «давать сдачу», возлагая при этом на самих детей дошкольного возраста ответственность в определении и оценке ситуации конфликта, забывая, что дошколята не могут это сделать в силу возрастных особенностей – неразвитости логического мышления! Вот и лупят детишки друг друга, оправдывая себя: «Я давал сдачу

Как же быть? Как учить ребенка реагировать на агрессивное поведение другого?

Расскажите ребенку, что от агрессора надо просто держаться подальше. Ни в коем случае не кидаться в драку. Следует запомнить правило: на агрессию нельзя реагировать агрессией, потому что это порождает еще большую агрессию и негативные последствия для всех участников драки. Отбиваться любыми средствами, драться, царапаться, кусаться нужно только в одном случае – если есть угроза жизни. Но это уже не детская проблема. Это уже то, что может угрожать во взрослой жизни.

А еще агрессивному ребенку надо говорить о своем отрицательном отношении к его поступкам: «Мне не нравится, мне больно, когда ты меня бьешь! Давай договоримся: я тебя не бью, и ты меня не бьешь!» Дать отпор драчуну – это значит не позволить ему проявить агрессивные действия по отношению к себе: выставить вперед руку и, глядя прямо в глаза разбушевавшемуся ребенку, сказать: «Не подходи!»

В каждой семье, группе детского сада, школьном классе должно действовать «золотое правило»: «Я никого не бью, и меня никто не бьет!» Только тогда мир станет мягче и добрее!

Начнем с себя: «Я НИКОГО НЕ БЬЮ, И МЕНЯ НИКТО НЕ БЬЕТ!»

Публикации по теме:

Агрессия у дошкольников Детская агрессия – одна из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для современного общества в целом. Усиливающаяся волна.

Мониторинг уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учить ли ребенка «давать сдачу»?
Опубликовано: 17 марта 2015 в 10:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....