Консультация для учителей «Знакомые незнакомцы. Школьные болезни». Часть 3

Марина Логинова
Консультация для учителей «Знакомые незнакомцы. Школьные болезни». Часть 3

Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

Минимальные мозговые дисфункции — понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия, чтения (дислексия, счета (дискалькулия). Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

• Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.

• Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

• Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.

• Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

• Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

• Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

• Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

• Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период:

• внутриутробные инфекции

• интоксикации

• действие различных видов излучения

• генетическая обусловленность

Интранатальный период:

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

• длительный безводный период

• отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция

• родовой деятельности

• недостаточное раскрытие родовых путей

• стремительные роды

• применение ручных родовспомогательных приемов

• кесарево сечение

• обвитие плода пуповиной

• большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период:

• нейроинфекции

• травмы

Симптомы ММД:

• Повышенная умственная утомляемость;

• Отвлекаемость внимания;

• Затруднения в запоминании нового материала;

• Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;

• Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;

• Возможны головные боли;

Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду или начальной школе при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно.

Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.

Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3- х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. При ММД возникает комплекс нарушенного поведения: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, “без тормозов”, ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, “не разбирая дороги”, постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Далеко не обязательно дети с ММД имеют холерический темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления общей ослабленности мозга. Вместе с этим недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловленной неразвитости лобных отделов головного мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и критики. Непосредственно органически церебральной (мозговой) подоплекой ММД в подавляющем числе случаев будет хронический алкоголизм родителей, оказывающий повреждающее воздействие на эмбриональную стадию внутриутробного развития. Вместе генетические и церебрально-органические изменения мозга и создают описанные выше особенности характера и поведения этих детей.

Влияние на общение и деятельность:

С такими детьми трудно общаться, так как ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, болтает, не подумав. Дети отрицательно влияют на сверстников, с которыми дети, страдающие ММД агрессивны и требовательны. Часто родители таких детей жалуются, что у них нет друзей.

Социальные функции у ребенка с ММД находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим.

Типичные нарушения у детей с ММД

ММД часто является причиной задержки психического развития. Но родителям и учителям очень важно знать и помнить о том, что интеллект у детей с ММД совершенно нормальный. Безусловно, они вполне способны к обучению. Другое дело, что навыки письма, чтения и счета у таких детей формируются с запаздыванием, так же, как у многих из них позже сформировалась речь. Причем при отсутствии необходимой помощи со стороны специалистов такому ребенку некоторые дефекты этих навыков могут сохраняться на долгое время. Иной раз навсегда, как, например, ошибки в письменной речи.

Некоторые дети вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы, например "п" и "и", "м" и "ш". С возрастом могут проявиться и нарушения абстрактного мышления.

Если проявления ММД не скорректировать, то в дальнейшем проблемы с учебой никуда не исчезнут, а будут нарастать, подобно снежному кому, от класса к классу. Такие ребята, становясь подростками, неминуемо попадают в группу риска. Именно поэтому помощь детям с ММД должна быть оказана вовремя.

Помимо таких проявлений школьной дезадаптации, как проблемы с учебой и нарушения поведения, стоит поговорить о причинах неуспехов, связанных со здоровьем обучающихся. Этот тип нарушения весьма распространен и проявляется либо частых головных болях, болях в животе, либо в обострении хронических заболеваний. Подобные реакции вызваны зачастую психогенным механизмом, и поэтому многое в этой ситуации зависит от психологического климата в школе: от атмосферы в классе, от отношения учителя и учеников к ребенку И конечно, от семьи. Нередки ситуации, когда малыш буквально перед каждой контрольной жалуется, например, на боли в животе. Это никакие не выдумки: от одной мысли о контрольной у ребенка на самом деле начинает болеть живот. Зная о такого рода явлениях, ругать ребенка нельзя, тем более подозревать в плутовстве.

Типичные нарушения у детей с ММД

Дети с различными проявлениями патологии центральной нервной системы имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

Зрительно – моторная координация.

У детей с ММД нарушена зрительно-моторная координация. При слежении ребенком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него легкое подергивание глаз – нистагм, приводящие к частым запинкам при чтении, когда ребенок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается также и тремор (легкие толчкообразные движения в вытянутых руках). Часто ребенок с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, не может ровно пройти по прямой линии, начертить на полу, спотыкается при беге и прыжках.

Нарушения сна.

С раннего возраста ребенка родители замечают, что его трудно уложить спать. Ребенок может до позднего вечера бегать, как бы не уставая, однако родители хорошо понимают, что если его не уложить спать вовремя, он еще больше устанет, перевозбудится и заснет с большим трудом. Многие дети могут по ночам вставать, ползать по кровати, и к утру ребенка можно найти свернувшимся калачиком и спящим на противоположном от подушки краю. Некоторые дети подолгу не могут заснуть, другие же засыпают моментально, но ночью их трудно разбудить даже в случае необходимости. Они часто страдают энурезом.

Неспособность к сосредоточению.

Детям с ММД плохо удается концентрировать внимание. Они постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задания лишь частично, не вникая в суть. Поверхностность приводит к ошибкам и неудачным ответам, создавая за ребенком славу несерьезного, бездумного, легкомысленного и беспечного болтуна. Дети легко и много обещают и не выполняют даже трети обещанного; некритичны к себе; им кажется, что выполненное им задание безупречно. Замечания окружающих они не воспринимают; срабатывают механизмы психологической защиты, из которых предпочитаемыми являются вытеснение или отрицание. Даже если вам удастся добиться от ребенка осознания своей ошибки, оно бывает кратковременным, и уже через пять минут ребенок готов заново совершить ту же самую ошибку, которую только что признавал.

Трудности переключения.

Несмотря на то, что дети с ММД не умеют сосредоточиваться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает интерес. Обычно это игры, занятия с конструктором, компьютером. Способность ребенка подолгу заниматься тем делом, которое ему нравится, приводит родителей к неверному выводу, будто он может заниматься любым делом с такой же настойчивостью. Родители в связи с этим часто не верят специалистам, что ребенок не способен сосредоточиться и нуждается в лечении. Они настойчиво убеждают себя и специалистов, что ребенок при желании справиться с учебой, и, отказываясь от медицинской помощи ребенку, ждут, когда же тот сам справится с проблемной учебной ситуацией. Эмоционально-волевая незрелость, неразвитость навыков самоорганизации ребенка обрекают ожидания родителей на бесперспективность. Бездействие взрослых приводит лишь к потере ценного и столь необходимого для лечения ребенка времени.

Нарушение восприятия.

Ребенок с ММД часто не может правильно понять и использовать информацию, полученную от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у сверстников, встречаются забавные нелепицы в речи, искажения различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьезы. Такие нарушения в области зрительного и слухового анализатора приводят к неуспеваемости в школе. Из-за наличия дефектов в восприятии ребенок может плохо различать признаки сходства и различия, углы и формы, размеры в рисунках, звуки и буквы в словах (в речи и на письме). Ребенку становиться сложно вычленить необходимую фигуру из фона, увидеть, как из отдельных частей можно сложить целую фигуру. Дети могут часто ошибаться при определении таких понятий, как «верх-низ», «лево-право», «вперед-назад», «больше-меньше» и т. п., а также иметь характерные нарушения в восприятии собственного тела, которые приводят в частности к тому, что ребенок не может правильно определить положение частей тела при движении. Так, например, если лежащего ребенка попросить дотронуться своей левой пяткой до правого колена, он часто садится и смотрит на движение своих ног – и даже при визуальном контроле может допустить ошибку. С закрытыми глазами ребенок не всегда может назвать тот палец, до которого дотронулся взрослый.

Дезорганизованность.

Для детей с ММД характерна неразвитость умения организовывать и планировать свою деятельность. Они не чувствуют времени и не умеют правильно распределять его. Так, ребенок может не успеть сделать за урок задание, на выполнение которого у других ушло 20 минут, или два часа добираться из школы до дому, хотя живет совсем близко. При этом существуют отдельные дни, когда дезорганизованность детей с ММД усиливается и оно не могут сделать даже того, что обычно не вызывает у них затруднений. Взрослым кажется, что ребенок «встал на ноги». Учителя замечают, что есть дни, когда большая часть детей с ММД становится неуправляемой. У них резко падает работоспособность, они не могут усвоить даже простых вещей и не реагируют ни на какие попытки учителя расшевелить их и вызвать интерес к работе. Многие педагоги, наблюдая за такими детьми, приходят к выводу о том, что дети данной группы являются метеозависимыми и более чутко, чем остальные, реагируют на изменения погоды.

При наличии у ребенка минимальной мозговой дисфункции можно ожидать следующие отклонения:

Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом физическое утомление может полностью отсутствовать)

Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности

Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе умственные) при эмоциональной активации

Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности

Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации)

Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную

Двигательную гиперактивность, наиболее часто встречающуюся у мальчиков

Инфантильность, склонность к зависимым формам поведения, подверженность чужому влиянию, отсутствие интересов и устремлений, безответственность

Помощь педагога ребенку с ММД.

Помощь педагога указанным детям заключается в следующем:

Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе.

Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности ребенка с ММД. Учителю важно понимать : ребенка что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Учитель должен осознать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению.

Внимательно следить за динамикой проявления ММД у ребенка. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача.

Поддерживать постоянный контакт с родителями, держать их в курсе дел.

Поддерживать постоянный контакт со школьным психологом в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания.

Создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Не требовать от детей с ММД идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности.

В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы на позднее 15-20 минут от начала урока.

Находить возможность для детей с ММД проявить во время урока двигательную активность, отдохнуть: дать поручение сходить за мелом, за водой для цветов, вымыть тряпку для доски и т. п.

Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха на переменах не только детям с ММД, но и всему классу. Желательно направлять активный отдых детей, разумно регулировать его.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на кухне». Часть 3 «Игры в течение дня» (часть 3) Консультация для родителей «Игры на кухне» «Как – то пели три кастрюли Буль- буль- буль и трам- пам- пам.

Консультация «Умирают не от физкультуры, а от нераспознанной болезни» «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!» Внезапные смерти молодых людей.

Консультация для учителей математики 10–11 классов «Функции и их свойства в задачах с параметрами» § 1. Психолого-дидактический анализ Математика входит в число обязательных учебных предметов. В качестве одного из типичных недостатков.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для учителей «Знакомые незнакомцы. Школьные болезни». Часть 3
Опубликовано: 17 июля 2018 в 23:36
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по приобщению к словесному творчеству в средней группе
Тема: «Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» ( рассказывание) Образовательные области: «Познавательное развитие»,...
Лучший фотоотчет «Вот оно какое наше лето»
Наконец-то пришло долгожданное лето. Многие дети уехали из города с родителями: кто-то на море, кто-то к бабушке в деревню. Но а кто-то остался в городе,...
Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период»
Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период» Замечательное время года - лето! Это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Дети,...
«Лесные прогулки» Фоторепортаж.
Фоторепортаж "Лесные прогулки" Отпуск подходит к концу, так жаль! Но у меня есть замечательные воспоминания о лесных прогулках! Летом лес выгладить...
Фотоотчет о проделанной работе за август.
Фотоотчет о проделанной работе за август. Проводилось мероприятие на неделе «У воды и в воде»» 1. Беседа на тему «Моряк- профессия или призвание? » Цель:...