Юлия Григоркевич
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Конспект открытого занятия «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительные свойства воды
(экспериментирование - старшая группа)
Григоркевич Ю. А. (к педсовету)
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей в каких состояниях может находиться вода: жидкое, твердое, газообразное.
- закреплять знания детей о свойствах воды : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет форму.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов :
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников, Конспект открытого занятия „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- закреплять умения работать с посудой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Ход
В. Ребята вы знаете, что такое «лаборатория»? Чем занимаются ученые в лаборатории? Вот и мы сегодня, как настоящие ученые, будем проводить эксперименты. Для того чтобы узнать с каким веществом мы будем проводить опыты, нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
Помогут нам в этом загадки:
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали (дождь)
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (водопад)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (река)
Какое слово у нас получилось? Правильно ВОДА.
Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в нашу лабораторию. Вспомните, какие свойства воды вы уже знаете. Выставляем карточки (Вода не имеет вкуса, запаха, формы, вода без цвета, прозрачная, в воде можно растворять различные вещества).
Вы сказали, что в воде можно растворять вещества. Назовите, какие? Проверяем. (растворяют сахар).
Какой вывод можно сделать? (сахар растворился, вода изменила вкус, но не изменила цвет).
Я предлагаю вам попробовать растворить в воде вот эту жидкость. Что это? (масло). Как вы считаете, растворится оно в воде (версии). Проверяем.
Кто сможет ответить, почему масло с водой не смешивается?
Вывод: Оно легче воды, поэтому оно всплывает в виде пленки.
А сейчас поговорим о том, в каких состояниях может находиться вода?
ОПЫТ №1
Возьмите стаканчики с водой и перелейте воду в пустые стаканчики.
Что происходит с водой?
Д. ВОДА ЛЬЕТСЯ
В. Почему?
Д. Потому что она жидкая
Вывод : вода жидкое вещество.
Выставляем карточку, обозначающую жидкое состояние воды.
А что произойдет с водой на морозе? (она превратится в лед)
ОПЫТ №2
«Лед – твердая вода»
Возьмите кусочки льда в руки. Что происходит со льдом? (лед тает, с него капает вода).
Что образуется после того как лед растаял? (вода). Еще лед называют твердым состоянием воды.
Вывод: Лед - это твердая вода
Выставляем карточку, обозначающую твердое состояние воды.
Как вы думаете, что произойдет с водой, если ее нагреть? (станет горячей, пойдет пар). Проверяем.
ОПЫТ № 3
«Газообразная вода – пар)
Я налью в стакан воду. Какая она? (горячая). Как вы догадались? (от нее идет пар). Пар – это вода или что-то другое? (версии детей). Я возьму зеркало и подержу его над водой. Что произошло? (на нем появились капельки воды).
Как она здесь оказалась (ответы).
Теплый пар, попав на холодное зеркало, остыл и превратился в воду. Значит пар это что? (ответы) Правильно, вода. Еще пар называют газообразным состоянием воды, потому что он, как и все газы поднимается вверх.
Вывод: Пар – это газообразное состояние воды.
Выставляем карточку, обозначающую газообразное состояние воды.
Давайте еще раз назовем, в каких состояниях может быть вода. (жидкая, твердая, газообразная).
Скажите, а для чего нам нужна вода? (для умывания, полива…и т. д.).
Действительно, вода нужна для того, чтобы поливать растения, умываться, готовить пищу, утолять жажду. А какую воду мы пьем?
Что нужно сделать для того, чтобы вода стала чистой? (профильтровать)
Да, для этого нам нужны фильтры. А как вы думаете, что находится внутри фильтра? (внутри находится угольный порошок, он очищает воду).
Я предлагаю вам проверить, так ли это.
Опыт №4
Сначала мы сделаем фильтр. Возьму марлю, сверну ее в несколько раз, положу в сито, на марлю насыплю угольный порошок. А теперь сито положу на банку. Возьму стакан с водой. Какая она? (цветная, грязная). Да, в эту воду я добавила краску, поэтому она стала грязной. Осторожно пропущу ее через наш фильтр.
Что произошло с водой?
Вывод: (вода посветлела, очистилась. Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).
ИТОГ:
Ну вот и закончилась работа в нашей лаборатории. Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? О чем расскажете дома?