Ирина Лепская
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
Цель: Совершенствовать знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх).
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные :
- Познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
- Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Оборудование и материалы: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, пустые бутылки, воздушный шарик в форме мишки.
Ход ООД
Организационный момент.
(Воспитатель вносит в группу воздушный шар в форме мишки)
Воспитатель: Ребята я сегодня шла на работу и увидела на дереве воздушный шарик, он запутался в ветках и не мог дальше лететь, я его распутала, и он попросился к вам в гости, чтобы поделится с вами своими знаниями о воздухе.
Мишка: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Тёмыч.
Тё мыч: Посмотрите, как я умею, (Летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что Темыч умеет летать? А давайте выясним, какой он формы, какой он на ощупь, тяжелый легкий или воздушный. (Трогают руками мишку, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный).
Воспитатель: А давайте вспомним, что еще может быть воздушным?
(Мыльные пузыри, воздушный шар, шарик).
Темыч: Ребята, а как вы думаете, почему я летаю?
(Потому что у тебя внутри воздух).
Воспитатель: Подумайте, а нужен ли нам воздух? Зачем?
(Воздух нужен, мы им дышим).
- Кто еще дышит воздухом?
(Птицы, насекомые, животные, деревья, цветы и т. д.)
- А как можно назвать все это, одним словом?
(Живая природа).
Воспитатель: Ребята давайте поднесем свои ладони ко рту или к носу. Что вы почувствовали?
(Тепло).
- Это тепло вашего дыхания. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (Выводы детей)
Темыч: А давайте проверим! Ребята, воспитатель мне сказала, что у вас есть своя лаборатория т и хозяйничает там филин ФИФО, давайте пойдем к нему в гости и проведем опыты.
Опыт 1
(Ребята проходят в лабораторию, там, на столах стоят стаканы с водой и в них опущены трубочки)
Воспитатель: Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Темыч: Ой, ребята, что это происходит с водой?
(Выходят пузырьки).
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Темыч: Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Темыч: А попробуйте отгадать загадку загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Темыч: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
(Шторм, буря).
- Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь на лужах тоже появляются пузырьки.
Воспитатель:
Ребята, а кто-нибудь из вас знает опыты с воздухом?
- Давайте проведем еще один опыт
Опыт 2
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла (воспитатель показывает три воздушных шарика : из которых красный, зеленый надутый, а синий полуспущенный, ой а что случилось с синим шариком? Он какой то, стал грустный и маленький. (Ответы детей).
Темыч: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
(Надо его посильнее надуть).
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надувает). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
(Воздух).
Темыч: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Воспитатель: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете (Выводы детей)
- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый? Давайте проверим это опытным путем.
Опыт3:
Воспитатель: Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Смотрите, Темыч принёс нам волшебные пакетики.
Темыч: Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
(Он пуст).
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
(На подушку).
- Да правильно, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (Пакет опять стал пустым).
Воспитатель: Интересно, почему?
(Воздуха не видно, он прозрачный).
Темыч: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Физминутка: «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора
(Потягивание рук вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья-
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом на оборот.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, Темыч нам, что- то принес.
Темыч: Ребята смотрите, что я нашёл за дверью. Сундучок, давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
- Что это?
(Камешки)
Темыч:А как вы думаете, что с камешками можно делать?
(Высказывания детей).
Темыч: А я тоже видел во дворе, как дети камешки в лужу бросают. А давайте с этими камешками проведем опыт.
Опыт 4.
Воспитатель: Сейчас мы опустим в воду камешки и посмотрим, что произойдёт.
Темыч: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
(Камешки тонут).
Темыч: Интересно, а почему камешки тонут?
(Высказывания детей)
Темыч: Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
Да, ребята как много мы сегодня узнали о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (Высказывания детей).
Темыч: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
- Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята, как вы думаете?
(Дети делают выводы).
Воспитатель: Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Темыч: Ребята, мне говорил мой друг Зайка, что если нагреть воздух в шарике он подымится,
Воспитатель: А давайте проверим, так ли это. Вы присядете на свои места, а Темыч покажет нам еще один опыт.
(Дети присаживаются на стульчик)
Темыч: Смотрите ребята, я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду и мы с вами посмотрим, что произойдёт. (Дети наблюдают и комментируют процесс)
Темыч: Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх и поэтому, шарик надувается. Прав мой друг Зайка, что горячий воздух легче холодного.
Воспитатель: Ребята иду я недавно в детский сад, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом.
Опыт 7:
Темыч: А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
(Дети рассказывают о своем самочувствии).
- Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
(Чистый).
Воспитатель: Да, ребята всем живым существам на планете нужен чистый воздух. Наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. И чтобы спасти нашу планету надо с детства
любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Темыч: Ребята, мне с вами было сегодня так интересно, я вместе с вами очень узнал много нового, а вам понравилось мои опыты?
(Ответы детей).
В благодарность за нашу совместную работу, я вам дарю вам волшебные шарики. (Дети тоже благодарят мишку Темыча).
Темыч: До свидания, до скорой встречи.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много нового узнали о воздухе. А сейчас вы мне расскажите кому, какой опыт понравился больше всего.
(Обсуждение опытов)