Папки-передвижки

Проект «Удивительный мир часов»

Екатерина Григорьева
Проект «Удивительный мир часов»

МБДОУ «Детский сад «Хунав»

Удивительный мир часов

Подготовительная группа

07.04.2017

Содержание

Введение (пояснительная записка)

Актуальность проекта….

Цели и задачи проекта ….

Содержание проекта. 1 Этап – Подготовительный. ….

2 Этап - Основной…

Введение

Человек, который понапрасну

теряет время замечает, как стареет.

Е. Шварц.

Публикация «Проект „Удивительный мир часов“» размещена в разделах

С древнейших времен люди не просто существовали во времени, но и пытались осмыслить его суть. Человечество всегда отдавало себе отчет в том, что течение времени необратимо, но всегда пыталось его измерить.

Вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было прожить день, не следя за временем.

Мы измеряем время годами, месяцами, днями, часами, минутами, секундами. Мы знаем самые разные пословицы, поговорки и афоризмы о времени: "Делу - время, а потехе - час", "Всякому овощу свое время", "Лучше поздно, чем никогда", "Счастливые часов не наблюдают" и многие другие.

Чтобы ориентироваться во времени, человек изобрел специальный прибор - часы. Шло время, и люди совершенствовали механизм его отсчета. Известно, что далеко не сразу человечество стало отсчитывать начало нового дня с полуночи.

В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Актуальность проекта

Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «От Рождения до Школы» в разделе «Формирование элементарных математических представлений», блок: ориентировка во времени. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.

Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Именно поэтому актуально становиться разработка проекта воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».

Прогнозируемый результат реализации проекта :

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

- используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;

- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Цели и задачи проекта

Цель:

Создание благоприятных условий для закрепления и углубления знаний детей о часах и времени.

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

- Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Проект реализуется в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно - эстетическое развитие;

• Физическое развитие

Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой.

Продолжительность - краткосрочный (апрель 2017 год)

Участники:

1. Дети;

2. Родители;

3. Воспитатели.

Содержание познавательных областей Содержание деятельности

Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно», Дидактические игры: «Кто больше знает?»,

«Успей вовремя», «Четвёртый лишний», «Назови сутки», «Когда это бывает?», «Собери картинку».

Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?», «Часики-часы»,

Отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Художественно–эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах,

Чтение «Сказка про часы с кукушкой»,

Рисование «Такие разные часы»,

Аппликация «Часики»

Социально– коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов», Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов» - игровой сюжет «Покупка часов», «Часовая мастерская»

Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки»

Физкультминутка «А часы идут, идут…»

Содержание проекта

1 этап - Подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

Изучение проблемы, разработка мероприятий

Систематизация материала по данному вопросу.

Подбор экспонатов для организации мини - музея «Загадочный мир часов».

Изучение научной литературы по данному вопросу.

Подбор художественной, энциклопедической литературы.

Изготовление альбома «Виды часов».

Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме

Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

Подбор материалов для проведения исследования.

Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап – Основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

• Беседы «История часов или какие бывают часы?», «Часики-часы», «Что такое сутки?», «Что такое часовые стрелки».

• Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

Чтение художественной литературы: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.

Стихи о человеке и его часах: Ирина Гурина «Весёлые часы», «Больные часы»

Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой», О. Шалимова «Солнечные

часы.

• Прослушивание аудиосказки «Песочные часы», просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»

• Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы)»

• Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах

• Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение

Е. Борисова

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

• Рассматривание иллюстраций часов.

• Рисование «Часы»

• Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)

• Аппликация «Часики»

Дидактические игры: «Собери картинки», «Всё о времени», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Когда это бывает?».

• Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

• Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время).

• Создание альбома «Такие разные часы»

• НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»

• НОД по познавательному развитию «Часы. Время»

- Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов», «Какие бывают часы»

• Изготовление макетов разных часов.

Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Работа с родителями: рисование совместно с детьми разных часов (для выставки).

• Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов.

• Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов» интересные экспонаты.

• Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)

• Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем», «Как научить ребёнка определять время»

3 этап - Заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

Создание мини - музея «Загадочный мир часов»

Создание коллекции разных часов

Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы»

Создание презентации «Удивительный мир часов»

Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием

Подборка детских книг о часах и времени

Информационное обеспечение проекта :

Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.

При создании мини - музея «Загадочный мир часов» перед собой поставила следующие задачи:

• формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;

• формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

• формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;

• формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

• дать элементарные знания об окружающем;

• заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Предварительная работа:

Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;

Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;

Разучивание стихотворения Е. Борисова

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

Использование дидактических игр по теме «Часы»;

Деятельность воспитателя в реализации проекта :

Разработка и реализация плана проекта;

Подготовка конспекта занятия;

Подготовка, организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;

Подбор научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия «Почемучки», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени».

Оформление мини-музея «Загадочный мир часов» из моделей часов, сделанных руками детей и родителей;

Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы»;

Разработка рекомендаций для детей и родителей по данной тематике;

Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.

Деятельность родителей в реализации проекта :

• Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;

• Беседы с детьми;

• Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;

• Рассматривание иллюстраций;

• Рисование часов совместно с детьми;

• Изготовление моделей часов совместно с детьми.

Заключение

В результате реализации проекта дошкольник узнал, для чего нужны людям часы, познакомился с разновидностями часов и их историей. По наблюдениям сделал вывод: если бы на земле не было часов, то все пошло бы «кувырком», не было бы порядка и учета. Ночь и день длились больше положенного времени и люди бы не смогли вовремя вставать утром, ложиться спать и ходить на работу. Самолеты, поезда, корабли сбились бы с курса. Вовремя не смогли бы полететь космонавты в космос и вернуться на землю.

В ходе реализации проекта расширились представления детей о времени, часах, часовом механизме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М. : Издательство «Просвещение», 1991

3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. : Издательство «Учебная литература», 2000

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. : Издательство «Учебная литература»,2004

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10

9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков. : Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

10. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятия - МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.

11. Котляр Э. П. «Часы-часики», малыш, 1984 г.

12. Прокофьева С. Л. «Часы с кукушкой» Малыш 1984 г.

13. Помораева И. В., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М. Мозаика – синтез. 2013 -176 с.

14. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. – М: просвещение, 1991 – 47 с.

15. Сорокина А. В. «Дидактические игры в детском саду».

16. Соболева А. В. «Загадки – смекалки» Гном – пресс,2006 г.

17. Сапгир Г. В. «Часы» Лабиринт Пресс, 2009 г.

18. Шварц Е. П. «Сказки о потерянном времени», Оникс, 2009 г.

19. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-udivitelnyi-mir-chasov.html

20.

21.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Удивительный мир космоса»Краткосрочный проект «Удивительный мир космоса» Краткосрочный проект тема «Удивительный мир космоса» Вторая младшая группа Возраст детей 2-3года Воспитатель: Аксенова МВ Тема: «Удивительный.

Проект в старшей группе «История возникновения часов» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «История возникновения часов» Цель: формирование временных представлений у детей.

«Удивительный космос». Проект Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Обуховский детский сад №2 «Улыбка» Мини – проект по теме: «Удивительный.

Проект «Удивительный мир — космос» Проект ко Дню космонавтики «Удивительный мир - Космос» 1разновозрастная группа Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории.

Проект «Удивительный мир космоса» Название проекта «Загадочный мир космоса» Тема проекта Расширять представления детей об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая.

Проект «Удивительный мир космоса» Проект «Удивительный мир космоса» тип проекта: - обучающий - исследовательский - игровой Актуальность проекта: Космические приключения.

Проект «Удивительный мир насекомых» Информационная карта педагогического проекта Автор: Чембеева Аина Шабановна Воспитатель: МБДОУ д/с ОВ №24 Станица Кущёвская Продолжительность.

Проект «Удивительный мир помпонов»Проект «Удивительный мир помпонов» Тип проекта: творческий, кратковременный Сроки реализации проекта: январь-декабрь 2019 г. Участники проекта: дети старшего дошкольного.

Проект в старшей группе «Удивительный мир часов» Актуальность Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и.

Проект «Удивительный мир» Тип проекта: По времени - краткосрочный (1 месяц) По доминирующей в проекте деятельности – исследовательский. По характеру контактов –.

Автор публикации:
Проект «Удивительный мир часов»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 10:17
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД