Получи документы

Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»

ЛЮДМИЛА ШУНИНА
Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»

Дошкольный возраст - самый интересный и замечательный период детства, когда фактически закладывается «фундамент» для дальнейшего развития личности, самосознания и мироощущения ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками.

К сожалению, в настоящее время число детей, нуждающихся в коррекции отклонений психического и речевого развития, детей дошкольного возраста с задержкой психического развития неуклонно растёт. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды игровой деятельности, но довольно редко - специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в сенсорной комнате.

Публикация «Консультация для воспитателей „Удивительный мир сенсорной комнаты“» размещена в разделах

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Задачи, решаемые путем использования сенсорной комнаты : расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.

Занятие в СК имеет три основных части: вводная (ритуал приветствия, разминка); основная часть (релаксация, игры); завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)

Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики…

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Главнейшей задачей педагога является повышение уровня здоровья детей, совершенствование памяти, формирование речи и навыков чтения; т. е. обеспечить получение ребёнком необходимых знаний для плавного перехода из детского сада в школу. Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребенка. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения. Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как: самостоятельную реабилитационную процедуру; способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям; средство оптимизации реабилитационного процесса.

Специально разработанные упражнения помогают детям постепенно осваивать приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учиться снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими. Важно для детей правильно усваивать программу без ущерба для здоровья, а также грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования.

Для работы в сенсорной комнате разработаны следующие рекомендации: необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате; соблюдать ограничение числа детей; способствовать отсутствию внешних шумов во время проведения занятий; соблюдать системность и структурность занятий. Опытным путем следует определить те стимуляторы, которые вызывают утомление и использовать их в занятие в последнюю очередь; дозированное использование зрительных раздражителей т. к. активное их использование может вызвать двигательную расторможенность; в отношении различных категорий «проблемных» детей использование СК должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.

«…Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату, возьмем капельки здоровья цветного дождика» - педагог включает зеркальный шар с источником света. Дети «берут» на ладони цветные капли и несут их с собой по жизни. Литература.

1. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.

2. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е. Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.

3. Сенсорная комнатаволшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой– СПб. : ХОКА, 2007

4. Г. Г. Колос «Сенсорная комната в ДОУ» Практические рекомендации. М. АРКТИ 2010

Публикации по теме:

Формирование произвольности у старших дошкольников через использование сенсорной комнаты. Цель занятия: релаксация, научение приемам снятия стресса и поддержания хорошего настроения, формирование навыков произвольного поведения.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики»Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.

Оформление игровой комнатыОформление игровой комнаты Дорогие коллеги и гости моего блога с наступлением весны мы наших птиц, снегирей и синиц, снеговика около ёлки со стены, сменили на шикарную.

Оформление приемной комнатыОформление приемной комнаты Вот и закончились прекрасные летние деньки, наши детишки, отдохнувшие и загоревшие, спешат в детский сад к своим любимым игрушкам и друзьям.

Оформление туалетной комнатыОформление туалетной комнаты В нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление туалетной комнаты. Посоветовавшись с родителями, я решила оформить туалетную.

Организация работы сенсорной комнаты в ДОУ Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми. Цель организации.

Презентация сенсорной комнаты Сад чудес Вот солнце вышло из темницы, Постепенно оживает всё вокруг: Начинают распеваться птицы, И дела идут за другом друг. Просыпаются.

Фотоотчет занятий по формированию у дошкольников сенсорной культурыФотоотчет занятий по формированию у дошкольников сенсорной культуры СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их.

Сообщение на педсовете «Использование тёмной сенсорной комнаты в ходе коррекционной работы с детьми с ЗПР» «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ЗПР.» В рамках реализации проекта «Капелька света» было проведено с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 13:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД