Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»

ЛЮДМИЛА ШУНИНА
Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»

Дошкольный возраст - самый интересный и замечательный период детства, когда фактически закладывается «фундамент» для дальнейшего развития личности, самосознания и мироощущения ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками.

К сожалению, в настоящее время число детей, нуждающихся в коррекции отклонений психического и речевого развития, детей дошкольного возраста с задержкой психического развития неуклонно растёт. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды игровой деятельности, но довольно редко - специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в сенсорной комнате.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Задачи, решаемые путем использования сенсорной комнаты: расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.

Занятие в СК имеет три основных части: вводная (ритуал приветствия, разминка); основная часть (релаксация, игры); завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)

Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики…

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Главнейшей задачей педагога является повышение уровня здоровья детей, совершенствование памяти, формирование речи и навыков чтения; т. е. обеспечить получение ребёнком необходимых знаний для плавного перехода из детского сада в школу. Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребенка. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения. Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как: самостоятельную реабилитационную процедуру; способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям; средство оптимизации реабилитационного процесса.

Специально разработанные упражнения помогают детям постепенно осваивать приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учиться снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими. Важно для детей правильно усваивать программу без ущерба для здоровья, а также грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования.

Для работы в сенсорной комнате разработаны следующие рекомендации: необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате; соблюдать ограничение числа детей; способствовать отсутствию внешних шумов во время проведения занятий; соблюдать системность и структурность занятий. Опытным путем следует определить те стимуляторы, которые вызывают утомление и использовать их в занятие в последнюю очередь; дозированное использование зрительных раздражителей т. к. активное их использование может вызвать двигательную расторможенность; в отношении различных категорий «проблемных» детей использование СК должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.

«…Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату, возьмем капельки здоровья цветного дождика» - педагог включает зеркальный шар с источником света. Дети «берут» на ладони цветные капли и несут их с собой по жизни. Литература.

1. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

2. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е. Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.

3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой– СПб.: ХОКА, 2007

4. Г. Г. Колос «Сенсорная комната в ДОУ» Практические рекомендации. М. АРКТИ 2010

Публикации по теме:

Формирование произвольности у старших дошкольников через использование сенсорной комнаты. Цель занятия: релаксация, научение приемам снятия стресса и поддержания хорошего настроения, формирование навыков произвольного поведения.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики»Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.

Оформление игровой комнатыОформление игровой комнаты Дорогие коллеги и гости моего блога с наступлением весны мы наших птиц, снегирей и синиц, снеговика около ёлки со стены, сменили на шикарную.

Оформление приемной комнатыОформление приемной комнаты Вот и закончились прекрасные летние деньки, наши детишки, отдохнувшие и загоревшие, спешат в детский сад к своим любимым игрушкам и друзьям.

Оформление туалетной комнатыОформление туалетной комнаты В нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление туалетной комнаты. Посоветовавшись с родителями, я решила оформить туалетную.

Организация работы сенсорной комнаты в ДОУ Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми. Цель организации.

Презентация сенсорной комнаты Сад чудес Вот солнце вышло из темницы, Постепенно оживает всё вокруг: Начинают распеваться птицы, И дела идут за другом друг. Просыпаются.

Фотоотчет занятий по формированию у дошкольников сенсорной культурыФотоотчет занятий по формированию у дошкольников сенсорной культуры СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их.

Сообщение на педсовете «Использование тёмной сенсорной комнаты в ходе коррекционной работы с детьми с ЗПР» «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ЗПР.» В рамках реализации проекта «Капелька света» было проведено с.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 13:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего...
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного...
Коллективная работа в младшей группе на тему «Золотая Осень»
Коллективная работа «Золотая Осень» Нетрадиционная техника рисования «Пальчиками» Цель: учить детей рисовать в технике "Пальчиками" листья деревьев, вносить...
«Экскурсия по городу»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Активная форма взаимодействия с родителями. Тема встречи родительского клуба...
Тема: Финансовая грамотность – это очень важно! Форма: родительский клуб, встреча. Цель: Заложить основы финансовой грамотности, способствующие...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк». Цель. Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Задачи. • Развивать и обогащать сюжет...