МААМ-картинки

Удивление, как стимул к познанию (17 фото)

НАТАЛИЯ ПРОКОПЬЕВА
Удивление, как стимул к познанию

Цель работы: анализ собственных наблюдений за эмоциями и поведением детей в ходе экспериментальной деятельности; выбор наиболее интересных опытов и экспериментов, стимулирующую детскую познавательную активность.

Задачи:

- выбрать интересные опыты, доступные для детского понимания, вызывающие у детей удивление, любопытство, ведущие к любознательности и желанию познавать и открывать новое;

- формировать у детей устойчивую привычку задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы;

- расширять представление детей об объектах окружающего мира, опираясь на личный опыт;

Публикация «Удивление, как стимул к познанию» размещена в разделах

- поддерживать у детей интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности, пополнять их словарный запас;

Метод исследования: наблюдение за экспериментальной деятельностью детей.

Гипотеза: Я думаю, что процесс познания у старших дошкольников начинается с появления эмоции удивления. Удивление в свою очередь ведет к любопытству и любознательности, а детская любознательность стимулирует познавательную активность.

Познание начинается с удивления. Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами.

Евгения Павлова

Введение.

Меня, как воспитателя, волнуют следующие вопросы: «Как направить кипучую энергию и неуемную любознательность дошкольников в нужное русло? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?». В связи с этим я нахожусь в поиске приемлемых и доступных форм работы с дошкольниками, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Несомненно, самым любимым занятием у детей является экспериментальная деятельность, но повторить самостоятельно, раскрыть и запомнить «секрет» опыта, ребята могут лишь тогда, когда опыт или эксперимент вызвал у них удивление. Вот так и родилась идея собственной исследовательской работы «Удивление как стимул к познанию». В ней хочу поделиться своими наблюдениями за поведением детей в ходе познавательной деятельности, рассказать о наиболее интересных опытах, которые побуждают старших дошкольников к размышлению, развивают умение делать выводы и способствуют расширению представлений детей об объектах окружающего мира.

Опыт 1. «Движущиеся зубочистки».

Очень простой опыт, не требующий специальной подготовки. В емкость с водой, желательно чтобы емкость была прозрачная, предлагаю детям опустить 8 зубочисток.

Удивление, как стимул к познанию

Зубочистки плавают на поверхности беспорядочно, но стоит опустить кусочек сахара рафинада в центр чашки, как зубочистки начинают двигаться к краям емкости. Дети внимательно наблюдают за происходящим, удивленно задают вопрос «Почему двигаются деревянные палочки?». Обращаю внимание детей на появившиеся пузырьки, и ребята с легкостью находят ответ на свой вопрос: «Это воздух из сахара заставляет двигаться воду и палочки». Ничего сложного, но этот эксперимент приковывает внимание даже самых непоседливых, вызывает желание повторить его самостоятельно.

Фото №1 Гипотеза Я думаю что процесс познания у старших дошкольников начинается с появления эмоции удивления Фото №2 Удивление в свою очередь ведет к любопытству и любознательности а детская любознательность стимулирует познавательную активность

Опыт 2. «Плавающие яйца».

Для проведения этого опыта понадобились: большой стакан с водой, три пустых стакана, несколько столовых ложек соли, сахар, три варенных яйца. Предлагаю детям налить одинаковое количество воды в пустые стаканы. Дети с удовольствием берутся за это дело, так как им знаком способ измерения объема жидких веществ.

Фото №3 Познание начинается с удивления Фото №4 Оно появляется при встрече с необычными противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами

Затем предлагаю найти применение соли и сахара. Ребята растворяют в одном стакане соль, а в другом сахар, третий стакан остается с чистой водой. «Как вы думаете, что произойдет, если в стаканы с водой мы опустим яйца?». Дети предполагают, что яйца утонут, потому что они тяжелые. Опускаем яйца в стаканы с водой, и дети не верят своим глазам. В стакане с чистой водой яйцо сразу утонуло, а в соленной и сладкой воде яйца всплыли. Сколько ни пытались ребята потопить яйца, ничего не получилось. Естественно у детей возникли вопросы: «Почему в чистой воде яйцо тонет? В соленой и сладкой не тонет?». Первым догадался Женя: «Вода стала густая и тяжелая». Ребенок вспомнил, что вещества состоят из молекул (мелких частиц, чем молекулы находятся ближе друг к другу, тем плотнее вещество. Соль и сахар придали воде густоту, а значит и вес, молекулы соли и сахара заполнили пространство между молекулами воды. Это яркий пример, как закрепить знания детей о плотности жидких веществ.

Фото №5 Евгения Павлова Введение Фото №6 В связи с этим я нахожусь в поиске приемлемых и доступных форм работы с дошкольниками способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей детей Фото №7 Вот так и родилась идея собственной исследовательской работы Удивление как стимул к познанию

Опыт 3. «Зимняя радуга».

Не только детей, но и взрослых завораживает прекрасный вид радуги после грибного дождичка летом. «Может ли радуга появиться зимой?», этот вопрос вызвал у детей смех и все ответили однозначно «Нет. Не может. Зимой радуги не бывает». Но стоило мне взять с руки распылитель воды, подойти к окну и брызнуть из него водой на яркий солнечный свет, как капельки стали опускаться вниз и переливаться всеми цветами радуги. Завораживающее зрелище! Очень жаль, что на фотографии радуги не видно.

Дети знают, что радугу можно наблюдать только перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. А что при этом происходит, они узнали из опыта. Лучи Солнца проходят через капельки воды (дождя). А каждая такая капелька отражает свет. Она разбивает белый свет Солнца на его составляющие - лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Белый свет превращается в разноцветную полосу, которую называют спектром (новое слово для детей).

Фото №8 Движущиеся зубочистки

Опыт 4. «Куда исчезли краски?».

Удивительный опыт, способный показать эмоции детской любознательности.

Воду в прозрачном стакане окрашиваем в синий цвет, для этого нам понадобился пищевой краситель. «Что произойдет, если в воду опустить несколько таблеток активированного угля?». Дети ответили, что вода станет черной, потому что уголь черного цвета. Опускаем в воду уголь (мы взяли три таблетки активированного угля). Через некоторое время, происходит чудо! Вода становится бледно- голубой. Звучит обычный детский вопрос: «Почему?». Дети знакомы с несколькими способами очистки грязной воды, в том числе и способом очистки воды активированным углем. «Уголь забрал краску»- сказали некоторые дети, а другие их поправили «Нет. Уголь очистил воду».

Фото №9 Очень простой опыт не требующий специальной подготовки Фото №10 В емкость с водой желательно чтобы емкость была прозрачная предлагаю детям опустить зубочисток

Опыт 5. «Магнитные шары».

Потрясающий опыт, самый веселый и занимательный из представленных. Идея проведения этого опыта появилась у меня совершенно случайно. Мы с ребятами выполняли аппликацию в технике коллаж, после этого занятия у нас осталось много бумажных обрезков. «Воздушные шары могут помочь навести порядок на рабочем месте» Последовал детский вопрос «Как?». «Очень просто. Стоит потереть шары о шерстяную косынку и поднести шары к бумажным обрезкам, как бумага начинает прилипать к воздушным шарам». Удивительно! Всплеск детских эмоций, удивление в глазах. Возникает вопрос: «Почему бумага прилипает к шарам?». Поиграв дети отвечают, что шары стали магнитными.

Фото №11 Зубочистки плавают на поверхности беспорядочно но стоит опустить кусочек сахара рафинада в центр чашки как зубочистки начинают двигаться к краям емкости Фото №12 Дети внимательно наблюдают за происходящим удивленно задают вопрос Почему двигаются деревянные палочки

На этом опыт не закончился. Оказалось, шары прилипают к стенам и магнитной доске. Эффекта магнитизма можно добиться не только потерев шары о шерстяную косынку, но и об человеческую голову. Незабываемые впечатления от взъерошенных шевелюр мальчиков и настоящего волшебства. Это первое знакомство детей со статическим электричеством, с которым ребята познакомятся только в 8 классе! Предметы, которые после натирания получают способность притягивать к себе другие предметы, обладают электрическим зарядом (новое слово для детей).

Фото №13 Обращаю внимание детей на появившиеся пузырьки и ребята с легкостью находят ответ на свой вопрос Это воздух из сахара заставляет двигаться воду и палочки Фото №14 Ничего сложного но этот эксперимент приковывает внимание даже самых непоседливых вызывает желание повторить его самостоятельно

Опыт 6. «Куда пропал запах?».

В пустую пластмассовую банку мы с ребятами «спрятали» запах духов. Положили в банку кукурузную палочку, закрыли плотно крышкой. Через некоторое время запах исчез. «Вот это да! Почему не пахнет?». Запах может забрать только кукурузная палочка, так как кроме нее в баночке ничего нет. Рассматриваем детское лакомство, приходим к выводу, что кукурузная палочка - хрупкая, в ней много дырочек (отверстий, это значит молекулы, из которой состоит палочка, находятся далеко друг от друга и поэтому молекулы духов легко могут поместиться между молекул палочки.

Фото №15 Плавающие яйца Фото №16 Для проведения этого опыта понадобились большой стакан с водой три пустых стакана несколько столовых ложек соли сахар три варенных яйца

ВЫВОД:

В своей работе я представила всего шесть наиболее ярких и простых опытов, которые вызвали у детей эмоцию удивления, перерастающую в любопытство. Эти опыты доступны для понимания детей старшего дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и особых материальных затрат. В ходе проведения экспериментов дети вели себя непосредственно, не боялись задавать вопросы и ошибаться, самостоятельно находить правильные ответы и делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт. Опыты и эксперименты способны не только удивлять и вызывать у детей положительные эмоции, но и подталкивать детей к необычным способам познания мира, открытия для себя нового в обычном. Удивление ведет к вопросу: а как такое возможно? В ходе размышления у ребенка появляются предположения о возможном объяснении загадочного явления или пути разрешения проблемы. Жажда познания неизвестного – это душевные состояния человека, основанные на эмоциях. Я уверена, что процесс познания начинается с эмоционального переживания, а именно с удивления.

Публикации по теме:

«Огород — круглый год!»«Огород — круглый год!» Цель: Создать условия для наблюдений, опытов и экспериментов с разными полезными растениями на окне в детском саду. Задачи: 1. Развивать.

Центр исследовательской деятельности в средней группеЦентр исследовательской деятельности в средней группе Компонеты оборудования В центре исследовательской деятельности имеются приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, мыльные пузыри,.

Автор публикации:
Удивление, как стимул к познанию
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 22:24
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД