Удивление, как стимул к познанию

НАТАЛИЯ ПРОКОПЬЕВА
Удивление, как стимул к познанию

Цель работы: анализ собственных наблюдений за эмоциями и поведением детей в ходе экспериментальной деятельности; выбор наиболее интересных опытов и экспериментов, стимулирующую детскую познавательную активность.

Задачи:

- выбрать интересные опыты, доступные для детского понимания, вызывающие у детей удивление, любопытство, ведущие к любознательности и желанию познавать и открывать новое;

- формировать у детей устойчивую привычку задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы;

- расширять представление детей об объектах окружающего мира, опираясь на личный опыт;

- поддерживать у детей интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности, пополнять их словарный запас;

Метод исследования: наблюдение за экспериментальной деятельностью детей.

Гипотеза: Я думаю, что процесс познания у старших дошкольников начинается с появления эмоции удивления. Удивление в свою очередь ведет к любопытству и любознательности, а детская любознательность стимулирует познавательную активность.

Познание начинается с удивления. Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами.

Евгения Павлова

Введение.

Меня, как воспитателя, волнуют следующие вопросы: «Как направить кипучую энергию и неуемную любознательность дошкольников в нужное русло? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?». В связи с этим я нахожусь в поиске приемлемых и доступных форм работы с дошкольниками, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Несомненно, самым любимым занятием у детей является экспериментальная деятельность, но повторить самостоятельно, раскрыть и запомнить «секрет» опыта, ребята могут лишь тогда, когда опыт или эксперимент вызвал у них удивление. Вот так и родилась идея собственной исследовательской работы «Удивление как стимул к познанию». В ней хочу поделиться своими наблюдениями за поведением детей в ходе познавательной деятельности, рассказать о наиболее интересных опытах, которые побуждают старших дошкольников к размышлению, развивают умение делать выводы и способствуют расширению представлений детей об объектах окружающего мира.

Опыт 1. «Движущиеся зубочистки».

Очень простой опыт, не требующий специальной подготовки. В емкость с водой, желательно чтобы емкость была прозрачная, предлагаю детям опустить 8 зубочисток.

Удивление, как стимул к познанию

Зубочистки плавают на поверхности беспорядочно, но стоит опустить кусочек сахара рафинада в центр чашки, как зубочистки начинают двигаться к краям емкости. Дети внимательно наблюдают за происходящим, удивленно задают вопрос «Почему двигаются деревянные палочки?». Обращаю внимание детей на появившиеся пузырьки, и ребята с легкостью находят ответ на свой вопрос: «Это воздух из сахара заставляет двигаться воду и палочки». Ничего сложного, но этот эксперимент приковывает внимание даже самых непоседливых, вызывает желание повторить его самостоятельно.

Опыт 2. «Плавающие яйца».

Для проведения этого опыта понадобились: большой стакан с водой, три пустых стакана, несколько столовых ложек соли, сахар, три варенных яйца. Предлагаю детям налить одинаковое количество воды в пустые стаканы. Дети с удовольствием берутся за это дело, так как им знаком способ измерения объема жидких веществ.

Затем предлагаю найти применение соли и сахара. Ребята растворяют в одном стакане соль, а в другом сахар, третий стакан остается с чистой водой. «Как вы думаете, что произойдет, если в стаканы с водой мы опустим яйца?». Дети предполагают, что яйца утонут, потому что они тяжелые. Опускаем яйца в стаканы с водой, и дети не верят своим глазам. В стакане с чистой водой яйцо сразу утонуло, а в соленной и сладкой воде яйца всплыли. Сколько ни пытались ребята потопить яйца, ничего не получилось. Естественно у детей возникли вопросы: «Почему в чистой воде яйцо тонет? В соленой и сладкой не тонет?». Первым догадался Женя: «Вода стала густая и тяжелая». Ребенок вспомнил, что вещества состоят из молекул (мелких частиц, чем молекулы находятся ближе друг к другу, тем плотнее вещество. Соль и сахар придали воде густоту, а значит и вес, молекулы соли и сахара заполнили пространство между молекулами воды. Это яркий пример, как закрепить знания детей о плотности жидких веществ.

Опыт 3. «Зимняя радуга».

Не только детей, но и взрослых завораживает прекрасный вид радуги после грибного дождичка летом. «Может ли радуга появиться зимой?», этот вопрос вызвал у детей смех и все ответили однозначно «Нет. Не может. Зимой радуги не бывает». Но стоило мне взять с руки распылитель воды, подойти к окну и брызнуть из него водой на яркий солнечный свет, как капельки стали опускаться вниз и переливаться всеми цветами радуги. Завораживающее зрелище! Очень жаль, что на фотографии радуги не видно.

Дети знают, что радугу можно наблюдать только перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. А что при этом происходит, они узнали из опыта. Лучи Солнца проходят через капельки воды (дождя). А каждая такая капелька отражает свет. Она разбивает белый свет Солнца на его составляющие - лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Белый свет превращается в разноцветную полосу, которую называют спектром (новое слово для детей).

Опыт 4. «Куда исчезли краски?».

Удивительный опыт, способный показать эмоции детской любознательности.

Воду в прозрачном стакане окрашиваем в синий цвет, для этого нам понадобился пищевой краситель. «Что произойдет, если в воду опустить несколько таблеток активированного угля?». Дети ответили, что вода станет черной, потому что уголь черного цвета. Опускаем в воду уголь (мы взяли три таблетки активированного угля). Через некоторое время, происходит чудо! Вода становится бледно- голубой. Звучит обычный детский вопрос: «Почему?». Дети знакомы с несколькими способами очистки грязной воды, в том числе и способом очистки воды активированным углем. «Уголь забрал краску»- сказали некоторые дети, а другие их поправили «Нет. Уголь очистил воду».

Опыт 5. «Магнитные шары».

Потрясающий опыт, самый веселый и занимательный из представленных. Идея проведения этого опыта появилась у меня совершенно случайно. Мы с ребятами выполняли аппликацию в технике коллаж, после этого занятия у нас осталось много бумажных обрезков. «Воздушные шары могут помочь навести порядок на рабочем месте» Последовал детский вопрос «Как?». «Очень просто. Стоит потереть шары о шерстяную косынку и поднести шары к бумажным обрезкам, как бумага начинает прилипать к воздушным шарам». Удивительно! Всплеск детских эмоций, удивление в глазах. Возникает вопрос: «Почему бумага прилипает к шарам?». Поиграв дети отвечают, что шары стали магнитными.

На этом опыт не закончился. Оказалось, шары прилипают к стенам и магнитной доске. Эффекта магнитизма можно добиться не только потерев шары о шерстяную косынку, но и об человеческую голову. Незабываемые впечатления от взъерошенных шевелюр мальчиков и настоящего волшебства. Это первое знакомство детей со статическим электричеством, с которым ребята познакомятся только в 8 классе! Предметы, которые после натирания получают способность притягивать к себе другие предметы, обладают электрическим зарядом (новое слово для детей).

Опыт 6. «Куда пропал запах?».

В пустую пластмассовую банку мы с ребятами «спрятали» запах духов. Положили в банку кукурузную палочку, закрыли плотно крышкой. Через некоторое время запах исчез. «Вот это да! Почему не пахнет?». Запах может забрать только кукурузная палочка, так как кроме нее в баночке ничего нет. Рассматриваем детское лакомство, приходим к выводу, что кукурузная палочка - хрупкая, в ней много дырочек (отверстий, это значит молекулы, из которой состоит палочка, находятся далеко друг от друга и поэтому молекулы духов легко могут поместиться между молекул палочки.

ВЫВОД:

В своей работе я представила всего шесть наиболее ярких и простых опытов, которые вызвали у детей эмоцию удивления, перерастающую в любопытство. Эти опыты доступны для понимания детей старшего дошкольного возраста, не требуют специальной подготовки и особых материальных затрат. В ходе проведения экспериментов дети вели себя непосредственно, не боялись задавать вопросы и ошибаться, самостоятельно находить правильные ответы и делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт. Опыты и эксперименты способны не только удивлять и вызывать у детей положительные эмоции, но и подталкивать детей к необычным способам познания мира, открытия для себя нового в обычном. Удивление ведет к вопросу: а как такое возможно? В ходе размышления у ребенка появляются предположения о возможном объяснении загадочного явления или пути разрешения проблемы. Жажда познания неизвестного – это душевные состояния человека, основанные на эмоциях. Я уверена, что процесс познания начинается с эмоционального переживания, а именно с удивления.

Публикации по теме:

«Огород — круглый год!»«Огород — круглый год!» Цель: Создать условия для наблюдений, опытов и экспериментов с разными полезными растениями на окне в детском саду. Задачи: 1. Развивать.

Центр исследовательской деятельности в средней группеЦентр исследовательской деятельности в средней группе Компонеты оборудования В центре исследовательской деятельности имеются приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, мыльные пузыри,.

Автор публикации:
Удивление, как стимул к познанию
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 22:24
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...

16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...


Горячие темочки