Уголок народно-прикладного искусства

Евгения домникова
Уголок народно-прикладного искусства

Народно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств.

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера групповой комнаты, в оформлении которой включены произведения народного творчества. Немаловажное место занимает знакомство с народно-прикладным искусством, подбор наглядного материала, и конечно занятия декоративной лепкой и роспись готовых изделий. Всё это способствует художественному воспитанию детей, так как в основе народного искусства – симметрия и ритм.

Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда ковры, кружева, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей.

Для того чтобы народное декоративно-прикладное искусство вошло в быт группы, радовало детей, расширяло их понятие, воспитывало вкус нужно располагать достаточным количеством предметов народного творчества.

В нашей группе я организовала уголок народно-прикладного творчества: игрушки, посуда, доски изготовленные, и расписанные своими руками. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях.

Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины украшенные орнаментом по типу изразцов.

Декоративная лепка способствует приобретению умений работать с глиной, красками, соответствующими инструментами, так как узор наносится специальными печатками, стеками. Соответственно идёт развитие мелких мышц кисти ребёнка, ребёнок учится работать кончиками пальцев, что делает их более чувствительными.

Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе ребёнка. Я внимательно рассматриваю работу ребёнка, показываю её другим детям, предлагаю рассказать, как удалось сделать такую красивую игрушку. Подвожу ребёнка к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее.

И конечно, чтобы заинтересовать и увлечь детей изделиями народных мастеров воспитателю нужно самому знать народные промыслы, историю их возникновения, знать к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь увлекательно рассказать о мастерах, которые делают игрушки.

В нашем уголке народно-прикладного искусства находятся предметы, которые могут быть использованы в работе с детьми.

Дымковские игрушки. Пластичной формы, необычные по яркости и узоры. Это живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни франтихи, кони, индюки с пышными хвостами и др. Основные элементы орнамента являются комбинации из кружков, точек, линий волнистых и прямых.

Уголок народно-прикладного искусства

Филимоновские игрушки. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.

Все игрушки очень веселы, и когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета.

Роспись игрушек традиционна: коней, коров, баранов, петухов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях.

Если смотреть на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми цветами радуги.

Каргопольские игрушки. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Это первое впечатление создаётся из-за того что в цветовую гамму росписи входят чёрные тёмно-зелёные и коричневые цвета. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят жёлтый, голубой и оранжевый цвета.

Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, ёлочек точек полос.

Для каргопольских игрушек характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигуры несколько приземистые, с короткими руками и ногами. Туловище удлинённое, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова.

Тверская (Калининская) игрушка. Декоративные игрушки в особой гамме цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.

Кроме росписи игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой. Фоном игрушки является цвет обожжённой глины.

Гжель: декоративная посуда и игрушки. Изделия гжели славятся благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне.

Однако синева узоров не однотонна, а в полутонах и оттенках синего и голубого цвета.

Наносится узор мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны, колокольчики.

Хохломские изделия: чаши, миски, ложки и др. Изготовлены из липы, ольхи, осины, покрытые алюминиевым порошком, и расписаны яркими красками. В печи серебряные предметы от жара превращаются в золотые.

Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки, пушистая травка, цветы, ягоды, листья. Так же в узор включается изображения птиц и рыб.

Городецкие изделия: ложки, солонки, разделочные доски и др. Роспись яркая, живописная. Это букеты, гирлянды цветов, птиц с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Основной мотив – цветок.

Фон предмета чаще не окрашен, имеет цвет дерева, но встречаются композиции на чёрном, красном и зелёном фоне.

Наш уголок народно-прикладного искусства.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка» Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства «Мастерилка» Разработала: воспитатель Бесчастная Т. В. Возраст детей: 4-6.

Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства» Деловая игра «Развитие математических способностей посредством декоративно-прикладного искусства». Окружающими предметами, впервые пробуждающими.

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Конкурс декоративно-прикладного искусства «Бабань парь» («Бабушкин сундук»)Конкурс декоративно-прикладного искусства «Бабань парь» («Бабушкин сундук») Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению- народное искусств:народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет.

Конспект НОД Тема: «Использование народно-прикладного искусства в работе с детьми по рисованию» Цель: пополнить и расширить словарный запас детей за счет слов: роспись, шаль, казаки, посиделки, завалинка, вечерка, печатать, орнамент.

Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет)Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет) Конкурсы, выставки декоративно – прикладного искусства – это возможность для каждого воплотить свои фантазии и мечты, показать свой талант,.

Рисование по мотивам народно-прикладного искусстваРисование по мотивам народно-прикладного искусства фотоотчёт Мы с ребятами продолжаем осваивать росписи русского народно – прикладного искусства. Ещё наш выдающийся педагог Е. А. Флёрина.

Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные.

Роль дидактических игр в процессе знакомства с особенностями декоративно-прикладного искусства Народные художественные промыслы, одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Развитие речи и грамота
  • Цветы
Автор публикации:
Уголок народно-прикладного искусства
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 22:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки