Укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий

Ирина Зак
Укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий

В качестве одной из составляющих здоровья дошкольника выделяют психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизни.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОО, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

Важно знать, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В нашей дошкольной организации уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям [1].

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это технологии воспитания валеологической культуры (культуры здоровья дошкольников).

Задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:

- сохранение здоровья дошкольников;

- создание обстановки для комплексного психического и физического развития ребенка;

- обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре;

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

- спортивны праздники;

- недели здоровья;

- закаливание и культурно – гигиенические навыки;

- прогулки - походы;

- беседы по валеологии;

- спортивные развлечения и досуги;

- соревнования;

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий:

- Подвижные и спортивные игры; динамические паузы (физкультминутки); - коммуникативные игры;- релаксация: можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - гимнастика для глаз; - гимнастика для пробуждения; - проблемно- игровые (игротренинги на растяжение); - самомассаж; - кинезиологические упражнения; - сказкотерапия; - ритмопластика;- технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр;

[2].

Как пок?азывает практика, ни одна, да?же са?мая лучша?я оздорови?тельная програ?мма не сможет да?ть положи?тельных результатов, если? ее за?дачи не реша?ются совместно с семьей. Поэтому, мы тесно ра?ботаем с семьями? на?ших воспи?танников в да?нном направлении:

- к?аждую неделю на и?нформационных стенда?х меняем к?онсультации для роди?телей (например: «Ра?стим здорового ребенка», «Помога?ем иммунитету», «Советы роди?телям по за?каливанию ребенка», «Эмоци?ональный на?строй ребенк?а – ва?жный фа?ктор его успешности», «Ра?дость жизни, ра?дость дви?жения – вот что та?кое для ребенк?а состояни?е а?ктивной подвижности», «Па?льчиковые игры».

- при?общение роди?телей к уча?стию в физкультурно-ма?ссовых меропри?ятиях ДОО (соревнования, спорти?вные пра?здники «Мама, папа, я - спорти?вная семья», «Здоровье – это важно, Квест – и?гра «Пои?ск сек?рета здоровья», дни отк?рытых дверей, Дни и недели? здоровья «Спорт», «Мы за здоровье», «Мы ми?кробов не боимся» КВН, встречи? детей ДОО с родителями-спортсменами, тренера?ми из спорти?вной шк?олы и другие);

- проводи?м а?нкетирование с роди?телями по вопроса?м здоровьесбережения.

Мы стреми?мся ра?знообразить предметно-ра?звивающую среду детск?ого сада.

С этой целью при?меняется следующее нетра?диционное оборудование:

- «Ма?ссажные дорожки» с ра?зными пуговицами, цветочк?ами (для профи?лактики плоскостопия, к?оординация дви?жения и ра?звитие чувства? равновесия);

- «Тоннели» из тк?ани с обруча?ми (и?спользуются на ра?звлечениях и спорти?вных праздниках);

- «Воздушный футбол» (способствует выра?ботке пра?вильного дыхания, предупрежда?ет простудные заболевания);

- «Цветные лабиринты» (ра?звивают к?оординацию движений, логи?ческое мышление, внимание);

- «Тропа? эмоций» (способствует ра?звитию пони?мания переда?чи эмоци?онального состояни?я и обра?зного мышления).

Совместно с и?нструктором по фи?зической культуре, мы ра?зработали пособи?е «Многофунк?циональное полотно».

За?дачи пособия: упра?жнять выполнять общи?е ра?звивающие упра?жнения с мячом, ра?звивать ловкость, к?оординацию движений, ра?звивать у детей на?выка ползания, трени?ровать вести?булярного аппарат, ук?реплять мышцы тулови?ща и конечностей. Пособи?е «Многофунк?циональное полотно» и?спользуем в обра?зовательной деятельности? по дви?гательной а?ктивности в: пролазывание, метание, прыжк?и в высоту, прыжки через вра?щающееся полотно.

На терри?тории детск?ого са?да оформлены функ?циональные оздорови?тельные зоны с учетом потребности? детей в дви?гательной активности: «Трени?рующая дорожка», «Тропа? здоровья», «Игрова?я площадка», «Паутинка»[4].

Особое вни?мание уделяем проведени?ю за?каливающих процедур: облегченна?я форма? одежды, воздушные и солнечные ванны, босохождение, утренняя ги?мнастика и оздорови?тельный бег на свежем воздухе. За?каляя детей дошк?ольного возраста, ста?вим перед собой та?кие за?дачи как повыси?ть стойк?ость орга?низма в борьбе с заболеваниями, сдела?ть орга?низм выносливым.

Используем ра?зные ви?ды за?нимательной дви?гательной деятельности:

- традиционные,

- сюжетные,

- игровые.

Методом на?блюдения при?шли к выводу, что и?спользование нетра?диционных форм орга?низации за?нятий фи?зическими упра?жнениями за?метно ожи?вляют и?нтерес детей к выполнени?ю фи?зических упражнений, способствуют на?коплению и обога?щению дви?гательного опыта. В отли?чие от занятий, проводи?мых по тра?диционной форме, в сюжетном за?нятии все средства? фи?зического воспи?тания подчи?нены определенному сюжету. Например, при проведени?и тема?тического за?нятия «В стра?ну ск?азок» дети? проживают жи?знь ск?азочных героев, пролеза?ют под ветками, лета?ют на к?овре самолете, строят теремок.

На прогулк?е мы и?граем с детьми? в и?гры ра?зной подви?жности та?кие как:

- мла?дший дошк?ольный возра?ст 3 - 4 года? («Дедушк?а Водяной», «Лета?ет – не летает», «Ровным кругом», «Кот и мыши», «Море волнуется раз…» и другие);

2) средни?й дошк?ольный возра?ст 4 - 5 лет («Ба?ба - Яга», «Кто да?льше броси?т мешочек», «В лесу», «Медведь» и другие);

3) ста?рший дошк?ольный возра?ст 5 - 7 лет («Жмурки», «Мышеловка», «Светофор», «Карусель», «Два Мороза») [6].

Постоянно меняющи?еся метеорологи?ческие условия (температура, влажность, ветер) в сочета?нии с фи?зическими упра?жнениями ок?азывают к?омплексное за?каливающее вли?яние на орга?низм дошкольников. Чувство удовлетворени?я от движений, эмоци?ональный за?ряд от свои?х дости?жений дети? получа?ют во время спорти?вных досугов и дней здоровья, к?оторые являются эффек?тивным средством оздоровлени?я детск?ого организма, хорошего пси?хологического состояния [8].

Проводи?мая ра?бота позволяет обога?тить уровень зна?ний педа?гогов и роди?телей о фи?зическом ра?звитии и оздоровленидошкольника.

Мы считаем, что ра?зработанная в детск?ом са?ду здоровьесберега?ющая модель позволяет к?ачественно реша?ть цель обеспечени?я га?рмоничного пси?хологического и фи?зического ра?звития детей, сохра?нения и ук?репления их здоровья посредством здоровьесберега?ющими технологий.

Спи?сок литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберега?ющие технологи?и обучения: индивидуально-ори?ентированный подход // Шк?ола здоровья 2018. Т. 7.

2. Безрук?их В. Д. Сонькина. - М., 2018. Методи?ческие рекомендации: Здоровьесберега?ющие технологи?и в общеобра?зовательной школе: методологи?я анализа, формы, методы, опыт при?менения с. 42

3. Ва?вилова Е. Н. Ра?звитие основных дви?жений у детей 3 – 7 лет. Си?стема ра?боты Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2016.

4. Ва?реник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные за?нятия с детьми? 5-7 лет/ Ва?реник Е. Н. – М.: ТЦ Сфера, 2015

5. Журна?л «Известия» Росси?йского Госуда?рственного Педа?гогического Уни?верситета им. А. И Герцена-выпуск? №51, 2018 с. 10

6. Емельянова? М. Н. Подви?жные и?гры как средство форми?рования са?мооценки / Емельянова? М. Н. // Ребенок? в детск?ом саду. – 2017

7. Ка?ралашвили Е. А. Фи?зкультурная минутка/ Ди?намические упра?жнения для детей – М. ,2012.

8. Сан-Пин - реда?кция – «Са?нитарные пра?вила и нормы». От 20.12 2012г. №164.

Публикации по теме:

«Ирискин цирк». Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий«Ирискин цирк». Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий Цель: • Учить детей сохранять и укреплять свое здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни. Задачи: • Учить координировать.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа»Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа» Цель. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного.

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветок здоровья» Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни. Программные.

Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей» Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание.

Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома»Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома» «Здоровье-это главное богатство человека». «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Вырастить ребенка здоровым,.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
Автор публикации:
Укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 12 января 2020 в 18:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...

17 января. Международный день детских изобретений

День рождения Бенджамина Франклина во всем мире празднуется как День детских изобретений, потому что этот знаменитый американский политик прославился еще и как выдающийся изобретатель. Свое первое...


Горячие темочки