Папки-передвижки

Ум ребёнка в пальчиках (Программа кружка)

Надежда Овчинникова
Ум ребёнка в пальчиках (Программа кружка)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

Публикация «Ум ребёнка в пальчиках (Программа кружка)» размещена в разделах

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению.

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении.

Поэтому проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторике детей дошкольного возраста, несмотря на достаточно широкое освещение в современной литературе, продолжает оставаться актуальной.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Цель данной программы - формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Задачи программы :

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи;

Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;

Совершенствование движений рук;

Развитие психических процессов;

Консультирование родителей по формированию речевого развития детей.

Объект – развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Предмет – Развитие психических процессов;

Основные направления программы :

1. Пальчиковая гимнастика

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

2. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

3. Игры с сыпучими материалами.

4. Игры с пуговицами

5. Игры с пробками от бутылок

6. Игры с прищепками

7. Игры с бусинами, макаронами

8. Игры – шнуровки

9. Работа с пластилином

10. Рисование

Методические рекомендации.

Программа «Ум ребенка – в пальчиках» предусматривает групповые занятия с детьми и родителями до 30 минут в зависимости от выполняемой работы 2 раза в месяц. Занятия проходят в группе. Весь процесс построен на игровом методе проведения занятий.

Формы и методы работы.

При определении содержания образования учитываются возрастные, психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Проект опирается на общие дидактические принципы: системность, наглядность, индивидуальность, последовательность, доступность, прочность.

Принцип наглядности осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы);

Принцип доступности реализуется в делении программного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей.

Принцип индивидуальности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности воспитанников, уровень развития их способностей к обучению.

Систематичность и последовательность обучения подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.

Формы работы:

- работа в парах с родителями;

- групповая.

Средства:

Материальные – группа; ТСО: магнитофон, компьютер, система мультимедиа.

Методы обучения:

- словесные;

- наглядно – зрительные;

- практические.

Наглядно – дидактический материал:

- рисунки, иллюстрации;

- образец воспитателя;

- видеоматериалы.

Учебно – тематический план.

Тема занятия Цель Содержание работы

Октябрь

1. «Игры-потешки» Цель: привлечь детей и родителей к выполнению пальчиковой гимнастики, к играм – потешкам с пальчиками. Предложить родителям выучить вместе с детьми потешки для игры с пальчиками. 1. Рассказ воспитателя о значении пальчиковой гимнастики.

2. Вместе с родителями и детьми выучить и проиграть с пальчиками потешки : «Моя семья», «Шёл козёл дорогою», «Части тела».

2. «Игры с пальчиками» Цель: привлечь детей и родителей к выполнению игр с пальчиками. Предложить родителям выучить вместе с детьми новые игры с пальчиками. 1. «Расскажи стихи руками» - театрализованная игра.

2. Игра «Теремок»

3. Игры – потешки с пальчиками.

Ноябрь

1. Игры с сыпучими материалами.

Цель: привлечь детей и родителей к играм с крупами. Учить брать фасоль тремя пальчиками. 1. Консультация о значении игры с крупой.

2. Игра с крупой: «Золушка»

2. Игры с пуговицами. Цель: развивать у детей и родителей интерес к играм с бросовым материалом. 1. «Выложи узор из крышек».

2. Изготавливаем бусы из пуговиц.

Декабрь

1. Лепка из теста. Цель: провести консультацию для родителей о значении работы с пластилином. Вызвать интерес к изготовлению солёного теста. 1. Консультация о значении работы с пластилином.

2. Лепка «Колбасок» и «Шариков» из солёного теста.

2. Лепка из пластилина. Цель: развивать у детей и родителей интерес к совместной деятельности. 1. Подготовка картона для работы (намазываем пластилин на картон).

2. Выкладывание разных узоров по желанию на подготовленном картоне из бросового материала или крупы.

3.

Январь

1. Рисование ладошками. Цель: вызвать интерес к рисованию ладошками у детей и родителей. 1. Консультация о значении рисования красками.

2. Рисуем «Солнышко» ладошками.

2. Рисуем пальчиками. Цель: развивать у детей и родителей интерес к нетрадиционным видам рисования. 1. Изготовление трафаретов для рисования.

2. Раскрашивание готовых трафаретов пальчиками.

Февраль

1. Игры со шнуровками. Цель: развивать интерес к работе в паре: взрослый – ребёнок. 1. Консультация о значении игр - шнуровок.

2. «Собери картинку» - игра – шнуровка.

2. Игры со шнуровками. Цель: продолжать учить навыкам шнуровки. 1. Показ и объяснение воспитателя.

2. «Шнурование» - игры со шнурками.

Март

1. Точечный массаж. Цель: учить родителей проводить с детьми точечный массаж. 1. Мастер – класс «Точечный массаж».

2. Точечный массаж с потешкой:

«Кран – откройся…», «Водичка, водичка…»

2. Учим потешки. Цель: научить понимать и передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств, побудить использовать жест, мимику, движения, выразительную интонацию. 1. Игры-драматизации с пальчиками.

2. Проговаривание потешек с пальчиками.

Апрель

1. Рисование манной крупой.

Цель: вызвать интерес к изготовлению поделок своими руками, развивать творческую деятельность у детей и родителей. 1. Приготовить рисунок для работы.

2. Рисование манкой. (мама намазывает клеем работу, а ребёнок сыпет манку).

2. Рисование на манной крупе. Цель: вызвать интерес родителей и детей к рисованию на манной крупе. 1. Консультация для родителей о значении нетрадиционных видов рисования. (2-3 мин.)

2. Рисование на манной крупе.

Май

1. Играем с прищепками. Цель: вызвать интерес к играм с прищепками. Побуждать участвовать в игровых импровизациях. 1. «Создай картинку» - игры с прищепками

2. Игровые мини-диалоги.

2. Весёлые картинки из пластилина. Цель: вызвать интерес к изготовлению поделок своими руками, развивать творческую деятельность у детей и родителей. Вызвать радостные эмоции. 1. Показ и объяснение воспитателя.

2. Изготовление картин из пластилина.

Ожидаемые результаты

К концу года:

- повышение интереса взаимодействия родителей к сотрудничеству с педагогами;

- повышение развития мелкой моторики пальцев рук;

- повышение развития точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

- формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи;

- повышение интереса к произведениям устного народного творчества;

- пополнение словарного запаса детей;

- совершенствование движений рук;

- позитивное взаимодействие детей в коллективе;

- умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям;

- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

- желание принимать участие в диалогах;

- заучивать понравившиеся потешки;

- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

- повышение развития психических процессов;

Публикации по теме:

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей Актуальность Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков.

«Роль семьи в процессе формирования личности ребенка». Советы молодым специалистам Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка-великое искусство, так как сам процесс воспитания-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ум ребёнка в пальчиках (Программа кружка)
Опубликовано: 27 января 2015 в 08:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ум ребёнка в пальчиках (Программа кружка)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Овчинникова (УИ 298090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД