Папки-передвижки

Консультация «Умственное воспитание детей раннего возраста»

Валентина Юрикова
Консультация «Умственное воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Огромное значение для всей будущей жизни ребёнка имеет умственное воспитание дошкольника. Именно в возрасте от трех до пяти лет происходит закладка логического мышления, здоровой любознательности и стремления думать, размышлять, познавать. Основное влияние на умственное воспитание детей оказывает социальное окружение - родители, воспитатели, первые друзья малышей.

Публикация «Консультация „Умственное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах

Когда же начинается умственное воспитание? С первых дней жизни малыша, с первого прикосновения мамы, с первого нежного слова. Для ребенка очень важно общение с близкими, от них он получает первые знания о языке, о главных понятиях. Уже в два - три месяца ребенок манипулирует с игрушками, подключается моторика, оказывающая непосредственное влияние на умственное развитие. Вскоре малыш начинает познавать окружающий его мир посредством игры. Очень важно как можно раньше стимулировать ребенка к творчеству - к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Тогда дошкольник будет готов к обучению, к продуктивной деятельности, к самостоятельному познанию окружающего мира.

При умственном воспитании дошкольника важен индивидуальный подход, а также правильное распределение нагрузки. Ребенок не должен скучать во время занятий, нужно учитывать как возраст, так и темперамент малыша.

Умственное воспитание дошкольников включает в себя следующие цели: понимание окружающих нас явлений и понятий, развитие памяти, логического мышления, речи, ощущений, воображения, развитие любознательности и способности к обучению.

Период дошкольного возраста - это то время, когда ребенок ежедневно, ежеминутно получает новые знания, представления. Но эти знания будут поверхностны при отсутствии систематизации.

Умственные способности ребенка нуждаются в воспитании также, как и эмоциональные или физические, и также нуждаются в организованном подходе со стороны родителей и воспитателей.

Остановимся подробнее на основных направлениях умственного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание при умственном воспитании дошкольников следует уделить сенсорному воспитанию - а это ощущения и восприятие. Также чрезвычайно важно развитие речи - ребенок как и все мы думает и воспринимает информацию на родном языке. Дошкольникам нужно много читать, рассказывать, учить их грамотному пересказу и описанию. В дошкольном возрасте память детей увеличивается в геометрической прогрессии, они учатся запоминать сознательно, и требуется создать условия для развития памяти - например учить стихи наизусть, учить пересказу услышанного. Важнейший толчок умственному развитию дает воображение. Именно поэтому стоит заниматься творчеством с малышом с самого раннего возраста. Качество присущее любому здоровому ребенку - любознательность. Родители и воспитатели должны поддерживать стремление ребенка к познанию, вовремя отвечать на вопросы, устраивать наблюдения за окружающими предметами и явлениями.

Даже в том случае, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, для полноценного умственного развития необходима организованная деятельность в домашних условиях. Родителям следует понимать всю ответственность их выбора - оставлять или нет ребенка дома, и создать соответствующие условия для грамотного и полноценного умственного воспитания.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников.

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста : ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

В современных Программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении раздел Труд является обязательной областью знания. Разработчики Программ дошкольного образования включают в данный раздел сведения о значении труда, профессиональной деятельности взрослых, условиях и значении их работы, формирование трудовых навыков и другое с целью общего развития детей и воспитания трудолюбия в детях. Положительным в традиционном подходе к трудовому воспитанию является воспитание отношения к рукотворному миру, к красоте человеческого труда, человеческого творения. Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную. Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешнее учиться в школе, осознаннее и ответственнее воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, работа, как у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка. Труд дошкольников может и должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.

Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

• использовать полученные знания в практическом применении;

• принимать во внимание деятельность других воспитанников;

• предусматривать игровой замысел;

• корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

• познавательную зону;

• развивающую игротеку;

• тематическую библиотечку "Калейдоскоп профессий"

Развивающая среда представлена зоной:

«Страна профессий», созданной с учетом требований Базового компонента и программы «Уверенный старт», которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

Уголок «спецформа» - с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.

Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?»

И другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.

Второй этап работы - совместная работа воспитателя с воспитанниками.

Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

• традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

• трудовая деятельность и различные виды игр,

• решение проблемных задач и ситуаций,

• наблюдения и экскурсии,

• экспериментальная деятельность,

• встречи со специалистами,

• тренинги, дискуссии,

• театрализованная деятельность,

• развлечения,

• чтение художественной литературы и беседы за ней,

• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

• имитационные упражнения,

• изобразительная деятельность,

• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,

• разгадывание кроссвордов и загадок,

• просмотр диафильмов.

Нетрадиционные формы:

• творческое моделирование и проектирование,

• разработка и составление алгоритмов,

• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

• изготовление технологических карт,

• аукцион экономических идей,

• заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Занятия: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол», «Кто откроет мир ребенку».

Спортивное развлечение - «Спорт, нам дети, очень нужен», «Мы со спортом крепко дружим!», «Кругосветное путешествие Знаек», «Изучаем правила безопасного поведения на улице», «Моя Земля - земля моих родителей» (ознакомление с трудом лесника).

Игровая деятельность.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов. Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, я использовала такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);

«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);

«Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь?»«История вещей. Из чего мы сделаны?»

Воспитанники совместно с воспитателями разыгрывают целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все в нем», «строители нашего города», «Собираем модель солнечной системы».

Дети учатся

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска? Зачем шахтеру каска с фонариком? Зачем повару фартук и колпак? Зачем космонавту скафандр? и т. д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:

«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.

В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Наблюдения и экскурсии

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.

Проектная деятельность

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

Список используемой литературы.

1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.

3. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.

5. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание : традиции и современность. – М., 2002. – в.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Умственное воспитание детей раннего возраста»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 07:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Умственное воспитание детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Юрикова (УИ 1564716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД