Умственное воспитание детей

Светлана Граборова
Умственное воспитание детей

Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания.

В процессе умственного воспитания детей обучают определёнными знаниями и умениями. Формируют у них процессы восприятия, памяти. Мышления, развивают их пытливость, любознательность.

Важная задача умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы сообщая детям элементарные знания, вместе с этим формировать у них определённые способы восприятия (умение наблюдать, внимательно рассматривать и обследовать рукой предметы и т. д, а также простейшие способы умственной деятельности – умение анализировать, сравнивать и обобщать то, что было воспринято.

Умственное развитие детей происходит более интенсивно, если они усваивают не отдельные, разрозненные сведения, а известную систему элементарных знаний, отражающую простые, но существенные связи и зависимости, характерные для той или иной доступной ребёнку области действительности (живой и неживой природы, общественной жизни и т. д.).

Умственное воспитание детей – это сложный, многосторонний процесс, для осуществления которого используются различные виды деятельности детей – игра, труд, занятия и т. д.

Мышление ребёнка – дошкольника носит не абстрактный, а конкретный, наглядно- действенный и наглядно – образный характер. Однако это не означает, что дошкольники могут познавать лишь внешнюю сторону отдельных явлений, не способны выделить их общие существенные свойства.

Содержание и методы умственного воспитания в наших детских садах разрабатывались в соответствии с основными положениями советской педагогики и психологии, рассматривающих процесс психического развития детей как результат усвоения общественного опыта человечества. В этом процессе умственное развитие ребёнка – дошкольника выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта, как овладение элементарными знаниями и умениями. Такое усвоение знаний и умений является необходимым условием развития умственных способностей ребёнка, развития его восприятия, памяти, мышления.

Для того чтобы овладение новыми знаниями и умениями проходило успешно, необходимо, чтобы ребёнок усваивал их не пассивно, а активно, в процессе игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности.

Важной составной частью содержания умственного воспитания дошкольников является формирование и обогащение их наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, играющего существенную роль в познавательной деятельности маленького ребёнка.

Наиболее эффективно умственное воспитание дошкольников осуществляется в процессе обучения на занятиях. На занятиях создаются все условия для овладения знаниями в систематизированном виде.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется и вне занятий. Правильно организованная игра, экскурсия, беседа во время прогулки и т. д. расширяет кругозор детей, формирует у них умение наблюдать, анализировать.

В качестве основных методов обучения детей на занятиях выступают методы, направленные на формирование новых знаний, новых способов мыслительной деятельности.

Важную роль в дошкольном обучении играет организация воспитателем продуктивной деятельности детей – конструирование, рисования, труда и т. д. Эти деятельности имеют свою специфику, которая заключается в том, что здесь дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют окружающую среду, получая в результате реальный продукт.

Существенное внимание следует уделять формированию у детей умений планировать свою практическую деятельность – что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы выполнить основную задачу.

Существенное значение для умственного воспитания дошкольников имеют игровые методы. Дидактические игры, как правило. используются для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях. С помощью этих игр уточняются и закрепляются знания детей об основных свойствах предметов (форме, величине, цвете, о явлениях живой и неживой природы, математические знания и т. д.

Закреплению усвоенных знаний способствует также отражение детьми полученных впечатлений в игре, в конструировании, в изобразительной деятельности. Активно используя полученные знания в такого рода деятельностях, ребёнок прочно их запоминает и начинает их осмысливать более полно и глубоко.

В процессе обучения на занятиях воспитатель формирует у детей элементы учебной деятельности, вырабатывает умение внимательно слушать и выполнять указания. Действовать в соответствии с предложенным словесным или наглядным образцом, что имеет первостепенное значение для подготовки детей к школе, к систематическому обучению основам наук.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Воспитание вежливости у детей» Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их ребёнок выглядел привлекательно. Но мы не всегда помним, что привлекательность ребёнка.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулкиРазвитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Воспитание детей на Руси "Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Умственное воспитание детей
Опубликовано: 11 марта 2020 в 07:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки