галина калинина
Формирование речевых умений и навыков у детей с недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематические нарушения влекут недоразвитие всей речевой функции, Поэтому помощь детям не может ограничиваться только устранением непосредственно выраженных недостатков произношения, а заключается в развитии речи в целом.
Система работы над речевыми навыками и умениями, положенная в основу учебной программы, предусматривает разностороннее речевое развитие детей. Однако учащиеся с недоразвитием речи нуждаются в дополнительных, специально организованных занятиях по формированию у них речевых умений и навыков.
Публикация «Формирование речевых умений и навыков у детей с недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Имеющийся словарный запас у указанной категории детей страдает целым рядом недочётов. К основным из них можно отнести незнание или неточное знание значений отдельных слов, смешение этих значений, а отсюда не всегда правильное употребление слов и предложений, неумение пользоваться доступными формами словоизменения и словообразования.
Особые трудности учащиеся с недоразвитием речи испытывают в подборе родственных и проверочных слов, так как они не умеют подмечать общность смысловых значений этих слов.
Возникает необходимость специально давать учащимся с отклонениями в речевом развитии ряд практических упражнений на подбор родственных слов, на изменение формы слова, на образование новых слов посредством приставок и суффиксов, т. е. обогащать их словарный запас путём знакомства с различными способами словообразования.
Следует учить детей различать на слух значимые части слова – морфемы, определять в ряде слов общность основной их части, обращать внимание и на отличительные признаки, иначе говоря, сопоставлять одинаковые корни и различные приставки или суффиксы, уточняя при этом их значение и возможность употребления.
С подобными упражнениями учащиеся сталкиваются во время изучения состава слов и частично при изучении частей речи. Однако для детей с речевыми нарушениями морфологический анализ слова, как и звуко-буквенный, должен стать повседневным видом работы и на уроке и на дополнительных внеклассных занятиях. При этом следует учесть, что учащиеся овладевают довольно быстро способом образования новых слов, но смысловые оттенки этих слов усваивают медленнее. Поэтому, в первую очередь, у детей необходимо выработать способность вслушиваться, выделять, сравнивать и правильно произносить как отдельные части, так и слово в целом. Этот навык облегчит им усвоение и смысловой стороны речи.
Работа над словом предполагает и постоянное накопление новых слов, обозначающих малознакомые детям предметы и явления, на основе специально организованных систематических наблюдений над действительностью. Расширение знаний и представлений, связанных со словом, - одно из необходимых условий речевого развития детей. Поэтому большое внимание должно уделяться расширению жизненного опыта детей.
Необходимо специально учить детей подмечать различные стороны предметов и явлений, учить соотносить части и целое, выделять и правильно обозначать признаки как отдельных предметов, так и их частей, а также качество действий. Тем самым расширится словарь детей за счёт употребления прилагательных и наречий.
Следует предусмотреть расширение словаря и за счёт слов, обозначающих действие или состояние предметов, так как глагольные формы слова являются основой для развития связной речи.
Надо научить детей пользоваться в речи предлогами : сначала уточнив с ними значение простых предлогов (на, под, над, в, с, за и т. д.); затем малознакомых предлогов, типа: через, между, перед, из-под и др.
В контекстах слово сочетается с разными словами, и ученик практически знакомится с тем, как меняется при этом форма сочетаемости, что позволяет ему одновременно усвоить как смысловое (лексическое, так и грамматическое его значение. Поэтому ведущим элементом изучения является овладение не изолированными формами слов, а усвоение их в словосочетаниях.
Наряду с обогащением словаря детей новыми словами необходимо большое внимание уделять уточнению и систематизации ранее самостоятельно усвоенных ребенком слов в процессе общения и обучения и их активизации в самостоятельной речи. В связи с этим важное значение приобретает постепенное углубление и расширения содержания уже знакомых детям слов, образование у них практических обобщений по лексическому значению слов.
Работа по уточнению лексического значения слова должна быть связана с требованиями правильного произношения звуков в отрабатываемом слове.
Необходимо следить за тем, чтобы ученик не искажал и структуру слова. В то же время следует учитывать и то, что исправлять неправильности в речи детей на уроках или на дополнительных занятиях следует осторожно, с большим тактом, чтобы не отбить у ребёнка желания научиться правильно говорить и чтобы он не потерял уверенности в своих возможностях.
Какова последовательность обучения правильной речи? В первую очередь привлечение внимания учащегося к нужному слову и выделение его из контекста. Затем – уточнение значения данного слова. Приё мы объяснения непонятных слов разнообразны: можно использовать сопоставление слов и его частей, подбор слов-синонимов, родственных слов, замену слов описательным оборотом и т. п. Наконец, организация речевой практики, когда слово употребляется в различных высказываниях, в ответах на вопросы.
Приведём для иллюстрации примерную форму работы, которую можно использовать для развития словарного запаса. Учитель называет несколько слов одной тематической группы, а ученик должен дополнить её по картинкам или самостоятельно. Затем учитель спрашивает ученика, почему он догадался, какие слова нужно назвать.
Рекомендуются также и такие упражнения по развитию словаря: название нужного слова по сюжетной картинке, по описанию его признаков, называние составных частей целого или, наоборот, дифференциация и правильное называние слов, близких по звучанию, подбор синонимов, антонимов, родственных слов и т. д.
Каждый учитель может разнообразить формы и методы работы в зависимости от характера материала, речевой возможности детей и цели занятий.
Вместе со смысловой стороной слова ученик должен осознать его грамматическую форму. В процессе чтения особенно наглядно для учащихся можно показать, какое большое значение в построении предложений имеет правильный выбор слова или его грамматической формы, например почему надо применять то или иное время, лицо глагола и как от изменения формы глагола меняется смысл прочитанного. Важно создать у ребё нка ориентировку на типичные для русской грамматики способы словообразования: для образования существительных используются чаще всего корень или суффиксы, для глаголов – приставки и т. д.
Постоянное внимание при развитии устной речи учащихся необходимо уделять раскрытию простейших причинно-следственных связей слов в предложении, помогающих ученику осознать предложение как грамматическое целое.
С этой целью можно использовать упражнения на установление связи слов в предложении по вопросам. Сначала такая связь определяется в пределах предложения, состоящего из двух-трёх слов, затем берутся для разбора предложения более сложных конструкций. К словам нужно ставить как смысловые вопросы, так и формально грамматические, что позволяет учащимся не только правильно установить связь слов в предложении, но и выявить лексико-семантические отношения между членами предложения.
Чтобы дети научились формулировать свои мысли, они должны овладеть не только схемой повествовательного предложения, но и навыком выделения главного в нём и умением соблюдать последовательность изложения.
Поэтому следует специально обращать внимание учащихся на порядок слов в предложении; научить их правильно строить предложения, используя для этого деформированные предложения, опорные слова, серийные и сюжетные картинки, описание предметов по памяти и т. д., сокращать и расширять предложения, выделять в них не только главные, но и второстепенные члены.
Сначала используется приём рассказывания по наглядной опоре (картине, плану, предварительно составленному, наводящим вопросом и т. д. следующий этап – обучение ребёнка свободному пересказу прочитанного. При пересказе следует научить ребёнка думать, в какой последовательности рассказывать, выделять главное, попутно останавливаться на второстепенном. Нужно следить, чтобы учащиеся пользовались в речи более совершенными формами предложений и при этом правильно употребляли слова по смыслу. И, наконец, последний этап связан с развитием умения свободно высказываться на любую тему.
Работа по развитию устной речи создаёт предпосылки для формирования правильного и осознанного чтения, для увеличения его темпа, потому что у учащихся создаётся опора, позволяющая им предвосхитить читаемое на основе восприятия предшествующей части слова или фразы.