Формирование речевых умений и навыков у детей с недоразвитием речи

галина калинина
Формирование речевых умений и навыков у детей с недоразвитием речи

Фонематические нарушения влекут недоразвитие всей речевой функции, Поэтому помощь детям не может ограничиваться только устранением непосредственно выраженных недостатков произношения, а заключается в развитии речи в целом.

Система работы над речевыми навыками и умениями, положенная в основу учебной программы, предусматривает разностороннее речевое развитие детей. Однако учащиеся с недоразвитием речи нуждаются в дополнительных, специально организованных занятиях по формированию у них речевых умений и навыков.

Имеющийся словарный запас у указанной категории детей страдает целым рядом недочётов. К основным из них можно отнести незнание или неточное знание значений отдельных слов, смешение этих значений, а отсюда не всегда правильное употребление слов и предложений, неумение пользоваться доступными формами словоизменения и словообразования.

Особые трудности учащиеся с недоразвитием речи испытывают в подборе родственных и проверочных слов, так как они не умеют подмечать общность смысловых значений этих слов.

Возникает необходимость специально давать учащимся с отклонениями в речевом развитии ряд практических упражнений на подбор родственных слов, на изменение формы слова, на образование новых слов посредством приставок и суффиксов, т. е. обогащать их словарный запас путём знакомства с различными способами словообразования.

Следует учить детей различать на слух значимые части слова – морфемы, определять в ряде слов общность основной их части, обращать внимание и на отличительные признаки, иначе говоря, сопоставлять одинаковые корни и различные приставки или суффиксы, уточняя при этом их значение и возможность употребления.

С подобными упражнениями учащиеся сталкиваются во время изучения состава слов и частично при изучении частей речи. Однако для детей с речевыми нарушениями морфологический анализ слова, как и звуко-буквенный, должен стать повседневным видом работы и на уроке и на дополнительных внеклассных занятиях. При этом следует учесть, что учащиеся овладевают довольно быстро способом образования новых слов, но смысловые оттенки этих слов усваивают медленнее. Поэтому, в первую очередь, у детей необходимо выработать способность вслушиваться, выделять, сравнивать и правильно произносить как отдельные части, так и слово в целом. Этот навык облегчит им усвоение и смысловой стороны речи.

Работа над словом предполагает и постоянное накопление новых слов, обозначающих малознакомые детям предметы и явления, на основе специально организованных систематических наблюдений над действительностью. Расширение знаний и представлений, связанных со словом, - одно из необходимых условий речевого развития детей. Поэтому большое внимание должно уделяться расширению жизненного опыта детей.

Необходимо специально учить детей подмечать различные стороны предметов и явлений, учить соотносить части и целое, выделять и правильно обозначать признаки как отдельных предметов, так и их частей, а также качество действий. Тем самым расширится словарь детей за счёт употребления прилагательных и наречий.

Следует предусмотреть расширение словаря и за счёт слов, обозначающих действие или состояние предметов, так как глагольные формы слова являются основой для развития связной речи.

Надо научить детей пользоваться в речи предлогами: сначала уточнив с ними значение простых предлогов (на, под, над, в, с, за и т. д.); затем малознакомых предлогов,типа: через, между, перед, из-под и др.

В контекстах слово сочетается с разными словами, и ученик практически знакомится с тем, как меняется при этом форма сочетаемости, что позволяет ему одновременно усвоить как смысловое (лексическое, так и грамматическое его значение. Поэтому ведущим элементом изучения является овладение не изолированными формами слов, а усвоение их в словосочетаниях.

Наряду с обогащением словаря детей новыми словами необходимо большое внимание уделять уточнению и систематизации ранее самостоятельно усвоенных ребенком слов в процессе общения и обучения и их активизации в самостоятельной речи. В связи с этим важное значение приобретает постепенное углубление и расширения содержания уже знакомых детям слов, образование у них практических обобщений по лексическому значению слов.

Работа по уточнению лексического значения слова должна быть связана с требованиями правильного произношения звуков в отрабатываемом слове.

Необходимо следить за тем, чтобы ученик не искажал и структуру слова. В то же время следует учитывать и то, что исправлять неправильности в речи детей на уроках или на дополнительных занятиях следует осторожно, с большим тактом, чтобы не отбить у ребёнка желания научиться правильно говорить и чтобы он не потерял уверенности в своих возможностях.

Какова последовательность обучения правильной речи? В первую очередь привлечение внимания учащегося к нужному слову и выделение его из контекста. Затем – уточнение значения данного слова. Приёмы объяснения непонятных слов разнообразны: можно использовать сопоставление слов и его частей, подбор слов-синонимов, родственных слов, замену слов описательным оборотом и т. п. Наконец, организация речевой практики, когда слово употребляется в различных высказываниях, в ответах на вопросы.

Приведём для иллюстрации примерную форму работы, которую можно использовать для развития словарного запаса. Учитель называет несколько слов одной тематической группы, а ученик должен дополнить её по картинкам или самостоятельно. Затем учитель спрашивает ученика, почему он догадался, какие слова нужно назвать.

Рекомендуются также и такие упражнения по развитию словаря: название нужного слова по сюжетной картинке, по описанию его признаков, называние составных частей целого или, наоборот, дифференциация и правильное называние слов, близких по звучанию, подбор синонимов, антонимов, родственных слов и т. д.

Каждый учитель может разнообразить формы и методы работы в зависимости от характера материала, речевой возможности детей и цели занятий.

Вместе со смысловой стороной слова ученик должен осознать его грамматическую форму. В процессе чтения особенно наглядно для учащихся можно показать, какое большое значение в построении предложений имеет правильный выбор слова или его грамматической формы, например почему надо применять то или иное время, лицо глагола и как от изменения формы глагола меняется смысл прочитанного. Важно создать у ребёнка ориентировку на типичные для русской грамматики способы словообразования: для образования существительных используются чаще всего корень или суффиксы, для глаголов – приставки и т. д.

Постоянное внимание при развитии устной речи учащихся необходимо уделять раскрытию простейших причинно-следственных связей слов в предложении, помогающих ученику осознать предложение как грамматическое целое.

С этой целью можно использовать упражнения на установление связи слов в предложении по вопросам. Сначала такая связь определяется в пределах предложения, состоящего из двух-трёх слов, затем берутся для разбора предложения более сложных конструкций. К словам нужно ставить как смысловые вопросы, так и формально грамматические, что позволяет учащимся не только правильно установить связь слов в предложении, но и выявить лексико-семантические отношения между членами предложения.

Чтобы дети научились формулировать свои мысли, они должны овладеть не только схемой повествовательного предложения, но и навыком выделения главного в нём и умением соблюдать последовательность изложения.

Поэтому следует специально обращать внимание учащихся на порядок слов в предложении; научить их правильно строить предложения, используя для этого деформированные предложения, опорные слова, серийные и сюжетные картинки, описание предметов по памяти и т. д., сокращать и расширять предложения, выделять в них не только главные, но и второстепенные члены.

Сначала используется приём рассказывания по наглядной опоре (картине, плану, предварительно составленному, наводящим вопросом и т. д. следующий этап – обучение ребёнка свободному пересказу прочитанного. При пересказе следует научить ребёнка думать, в какой последовательности рассказывать, выделять главное, попутно останавливаться на второстепенном. Нужно следить, чтобы учащиеся пользовались в речи более совершенными формами предложений и при этом правильно употребляли слова по смыслу. И, наконец, последний этап связан с развитием умения свободно высказываться на любую тему.

Работа по развитию устной речи создаёт предпосылки для формирования правильного и осознанного чтения, для увеличения его темпа, потому что у учащихся создаётся опора, позволяющая им предвосхитить читаемое на основе восприятия предшествующей части слова или фразы.

Автор публикации:
Формирование речевых умений и навыков у детей с недоразвитием речи
Опубликовано: 5 июня 2016 в 20:02
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки