МААМ-картинки

Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения

Елена Ческидова
Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения

Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения может осуществляться в ДОУ в рамках методической работы.

Исследованиями методической работы, как части системы непрерывного образования педагогических кадров, как деятельности по совершенствованию их педагогического мастерства и развития профессиональной культуры занимались М. М. Поташник, В. П. Симонов, Н. В. Немова, А. К. Маркова, В. М. Рогожкин, П. В. Худоминский, А. М. Моисеев, С. Г. Молчанов

Публикация «Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения» размещена в разделах

Методическая работа в ДОУ – один из видов повышения профессиональной квалификации педагогов, как элемента системы непрерывного образования педагогических кадров, осуществляемого в рамках образовательного учреждения в течение учебного года и органично сочетающегося с повседневной практикой содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований.

В основу работы по повышению квалификации педагогов ДОУ целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика поможет руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определить цель формирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения. Цель - это «основной мотив самовоспитания и самообразования» педагога.

В психолого-педагогической литературе выделены функции методической работы :

1. Функции методической работы по отношению к общегосударственной системе народного образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту.

2. Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения.

3. Функции методической работы по отношению к конкретному педагогу.

Первые две группы функций «работают» на третью, поскольку ее реализация приближает образовательное учреждение к осуществлению задач развития.

К третьей группе функций методической работы относятся :

-совершенствование, обогащение знаний педагогов - предметных, частно - дидактических, дидактических, воспитательных, психологических, этических; развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации, убеждений, соответствующих задачам развития образовательного учреждения;

-развитие мотивов, творческой деятельности, потребности в самореализации;

-развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа подразумевает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, гуманизма, педагогического оптимизма, душевной щедрости);

-развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность, селективность, чувство меры;

развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;

-развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляция деятельности;

-формирование готовности к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию.

Следовательно, проектирование системы методической работы, определение ее содержания должно осуществляться с учетом реализации всех вышеназванных функций, а также с учетом специфики, особенностей работы образовательного учреждения.

В современном образовательном учреждении содержание методической работы должно формироваться, по мнению Г. В. Яковлевой, на основе как общих для всех учреждений, так и конкретных, индивидуальных источников. Необходим целый комплекс источников содержания методической работы, состоящий из:

1. Государственно-правительственных, федеральных документов.

2. Новых и усовершенствованных учебных планов, учебных программ, учебников и пособий, требующих расширения и обновления традиционного содержания методической работы.

3. Достижений научно-технического прогресса, новых результатов психолого-педагогических исследований, в том числе - исследований по проблемам самой методической работы в образовательном учреждении, включение некоторых в содержание этой работы повышает ее научный уровень.

4. Инструктивно-методических документов органов образования по вопросам методической работы в образовательном учреждении, дающих конкретные рекомендации и указания для отбора содержания работы с педагогами.

5. Информации о передовом, новаторском и массовом опыте педагогов.

6. Информации о массовом и передовом опыте методической работы в образовательных учреждениях, облегчающей в конкретных условиях решение вопроса о выборе конкретного содержания работы с педагогами.

7. Данных конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении, качестве знаний умений и навыков, уровня воспитанности и развитости воспитанников, помогающих выявить первоочередные задачи и проблемы методической работы и работы по самообразованию для данного образовательного учреждения.

Современные формы методической работы оказывают различное влияние на рост профессиональной компетентности педагогов.

По мнению Г. В. Яковлевой, необходим следующий отбор форм методической работы в зависимости от ее целей и содержания:

1. В целях осуществления профессиональной подготовленности целесообразно использовать :

-Теоретические семинары;

-Педагогические гостиные;

-Педагогические чтения;

-Научно-практические семинары;

-Научные конференции.

2. В целях формирования организационных навыков:

-Организационно-деятельностные игры;

-Педагогические мастерские;

-Тренинги.

3. В целях формирования проектировочных навыков:

-Проблемные семинары;

-Проектные семинары;

-Семинары-практикумы;

-Фестивали педагогических идей;

-Конкурсы методических разработок.

4. В целях формирования гностических навыков:

-Конкурсы профессионального мастерства;

-Научно-практические конференции;

-Педагогические чтения.

5. В целях формирования коммуникативных навыков:

-научные конференции;

-педагогические гостиные;

-педагогические мастерские;

-теоретические семинары.

6. В целях формирования конструктивных навыков:

-участие в ВТК;

-конкурсы методических разработок;

-проблемно-проектные семинары.

Для создания оптимальной системы методической работы в ДОУ необходимо руководствоваться следующими основаниями:

- целями, стоящими перед ДОУ, в соответствии с нормативно- правовыми документами;

- количественным и качественным составом данного педагогического коллектива;

- индивидуально-дифференцированным подходом к каждому педагогу, с учетом результатов диагностики профессионального мастерства, личностных профессионально значимых качеств педагогов, уровня их образования, характерных затруднений, испытываемых педагогами в осуществлении профессиональной деятельности;

- качественным анализом текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности ДОУ в целом;

- особенностями содержания методической работы, уровнем развития основных направлений и связей между ними;

- традициями, накопленными позитивным и негативным опытом организации методической работы;

- сравнительной эффективностью различных форм методической работы;

-оптимальным сочетанием использования тех или иных форм методической работы;

- особенностями взаимоотношений педагогов в коллективе;

- материальными, морально-психологическими условиями осуществления намеченных перспективных планов методической работы;

- реальными профессиональными способностями руководителей образовательного учреждения, уровнем их готовности к современному управлению методической работой;

- передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.

В научно-методической литературе выделены следующие основные направления методической работы.

1. В информационной области:

- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках в научно-методической и методической литературе;

- информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования;

- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных программах, педагогических технологиях.

2. В диагностико-прогностической области:

- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения профессионального мастерства;

- прогнозирование, планирование и организации общения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной, организационно-методической помощи в системе непрерывного образования.

3. В области содержания образования :

-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, парциальных программ нового поколения, современных педагогических технологий;

-методическое и научно- методическое обеспечение введения нового содержания образования.

4. В области повышения квалификации :

-дифференцированный подход в повышении квалификации педагогов;

-выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.

Управленческое воздействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий :

-нормативно-регламентирующих,

-перспективно-целевых,

-деятельностно-стимулирующих,

-информационно-коммуникативных, являющихся основными положениями теории системного управления образованием, разработанной Г. Н. Сериковым.

С точки зрения программно-целевого принципа, комплекс условий рассматривается в качестве перспектив (ожидаемых результатов) развития методической работы как одной из форм повышения квалификации педагогов; кроме того, комплекс условий является основанием для проектирования целевой программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации [Текст] / И. О. Котлярова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 320 с.

2. Сериков, Г. Н. Управление образовательным учреждением. Часть 1: Явление и понятия: Учебник для студентов педагогических специальностей. [Текст] / Г. Н. Сериков. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. – 280 с.

3. Тавберидзе, В. А., Калугина, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой [Текст] / В. А. Тавберидзе, В. А. Калугина. – М. : Школьная Пресса, 2008.- 160 с.

4. Управление дошкольным учреждением : Словарь-справочник [Текст] / Сост. С. Д. Сажина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Программа развития МБДОУ «Чебурашка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление системой повышения квалификации работников образования в условиях образовательного учреждения
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 19:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД