Орлана Намзын
Упражнения для физкультминуток для начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для физкультминуток.
Детям-дошкольникам и первоклассникам свойственны неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно хорошо сформированной осанки, недостаточно хорошо сформированный мышечный «корсет», уплощение стоп, высокая чувствительность к учебной нагрузке зрительного анализатора. Поэтому под особым контролем должны быть формирование правильной осанки и сводов стоп, укрепление зрительного аппарата младших школьников. Упражнения-физкультминутки надо проводить на всех уроках и во время активных перемен.
Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены звездочкой.
Публикация «Упражнения для физкультминуток для начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Комплекс 1.
Физкультминутка «Тюша-толстячок». Рекомендуется показать детям плюшевую игрушку-зверюшку.
Тюшка-плюшка толстячок спрятал шапку в сундучок,
В сундуке проснулась мышка, мышка серая глупышка
Только шапку увидала, сразу в обморок упала.
1. И. п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – руки на пояс; 2- руки к плечам; 3- руки вверх; 4 – руки через стороны вниз и т. п. 4 раза, темп средний.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- отвести локти назад, прогнуться, левую ногув сторону на носок; 2-3 –держать; 5-6 – и. п. ; то же правой ногой. 6 раз, темп средний.
Отводя локти назад, вздохнуть, плечи развести, хорошо сблизить лопатки, удерживать напряжение, ноги выпрямить.
3. * И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон назад;2-4 – держать4 5-6 – и. п. 4 раза. Темп медленный.
Выполняя наклон назад, ноги в коленях не сгибать, хорошо сблизить лопатки.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – наклон вперед, руки в стороны; 2 – и. п. 4 раза, темп средний.
5. * И. п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – поворот головы вправо; 2 – и. п. ; 3-4 – поворот головы влево; 4 – и. п. ; 5 – руки через стороны вверх; 6 – и. п. 4 раза, темп медленный.
Поворачивая голову в сторону, смотреть в строну и назад, в и. п. – смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза).
6. * И. п. – о. с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 сек. В и. п. – глаза открыть
Массируя веки, нельзя сильно давить на глазные яблоки.
Игра «Солнечный зайчик». Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (или руки за голову, локти в стороны, спина прямая. Вместе учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.
Мы похлопаем в ладошки – очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:
Скачут побегайчики, солнечные зайчики,
Мы зовем их – не идут.
Были тут и нет их тут
* Дети и следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: «Где зайка?» говорят и показывают рукой.
Игра способствует закреплению стереотипа правильной осанки и тренирует зрительный аппарат.
Игра «Радуга». Дети вместе учителем произносят:
Радуга-дуга-дуга, унеси меня в луга,
На травушку шелковую, На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
*Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3-5 сек. Учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек. Игра «Радуга» - это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему.
Игра «Одуванчик».* Дети сидят за партами, на столах у них лежат несколько фишек (кружочки из бумагами); желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:
В желтой шапочке стоит, словно солнышко горит.
Вот проходит день за днем – желтой шапки нет на нем.
Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить произошедшие изменения. Учитель справшивает: «У кого из вас созрел одуванчик?» Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность 20-30-сек. У некоторых учащихся учитель просто меняет фишки местами. Можно рекомендовать детям плотно зажмурить глаза. Речитатив можно усложнить, добавив слова:
В шапке он уже другой – нежно-белый пуховой!
Для формирования стереотипа правильной осанки сидя за партой, дети принимают положение: руки за спину, пальцы переплетены, плечи разведены.
Комплекс 2.
Физкультминутка «Будильник». «Включить внимание детей поможет игрушка-собачка.
Мой будильник по утру
Сам гуляет по двору.
А когда собраться нужно,
В первый класс идти пора,
Мой будильник не послушный убегает со двора!
Первую строчку речитатива произносит учитель, дети повторяют за ним последующие слова.
1. И. п. – о. с. 1. – отвести руки назад, ладонями вперед; 2-3 – держать; 4 – и. п. 4-6 раз, темп средний. Мышцы, сближающие лопатки, напряжены, голову держать прямо.
2. *И. п. – сидя на краю стола лицом к проходу, руки в упоре сзади. 1. – приподнять ноги – «угол»; 2-3 – держать; 4 – и. п. 4 раза, темп медленный. Ноги впрямить, носки оттянуть, плечи развернуть, смотреть прямо. Упражнение поочередно выполняет один, затем другой ряд.
3. И. п. – сидя за партой, руки на столе. Попеременные движения ног: на пятку, на носок, 15-20 сек., темп средний.
4. *И. п. – сидя на стуле, руки на поясе, локти в стороны, пятки вместе, носки врозь. «Загребание песка» ногами (дугообразные движения стопами через стороны вперед, носки соединить, пятки в стороны, подтянуть стопы под себя). Можно также «нарисовать» стопами букву «Ф» 6 раз, темп средний. «Загребая песок», опираться на внешний свод стопы, пальцы ног поджаты.
Комплекс 3.
Физкультминутка «Утята».
Возле речки пять утят
В ряд на камешке сидят.
В воду пять утят глядят,
А купаться не хотят
1. *И. п. – стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания способом брасс на груди, затем на спине. 20 сек. темп медленный.
2. *И. п. – о. с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 сек. темп средний
3. И. п. – сидя на краю стула лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье. Имитация плавания способом брасс, движения ногами, 20 сек., темп средний
Речитатив полностью произносит учитель. Выполняя упр. 1, хорошо сближать лопатки, смотреть прямо. В упр. 2 спину держать ровно, не наклоняться вперед. Упр. 3 выполнять рядами поочередно. Следить, чтобы дети хорошо подтягивали колени к животу, стопы «брали» на себя и затем «выталкивали» их по кругу вперед (как лягушка).
Комплекс 4.
Физкультминутка «Гости»
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
1.*И. п. – стойка ноги вместе, руки за спину, согнутые в локтях. 1 – глаза зажмурить; 2-3 – держать; 4 – глаза открыть. 4-6 раз, темп средний.
2. И. п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон туловища вперед, руки на затылок, локти в стороны; 2 – и. п. 4-6 раз, темп медленный
3. И. п. – о. с. 1 – отвести левую ногу назад на носок, руки на пояс; 2 – и. п. ; 3-4 – то же правую назад на носок. 4-6 раз, темп средний.
4. И. п. – сидя на краю стула лицом к проходу, руки в упоре, держась за сидение стула. Имитация движений «велосипед». 30 сек., темп средний.
5. И. п. – о. с. Ходьба на месте на внешнем своде стопы. Руки за спину, пальцы переплетены. 20 сек., темп средний, руки через стороны вверх – вдох; и. п. –выдох.
Выполняя упражнения, сохранять правильную осанку.