петр третьяков
Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников
Стопа — это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.
Публикация «Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.
Упражнения для профилактики плоскостопия
«Ежик»
И. П. - сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.
Этот мячик так хорош! (катать стопой мяч вперед-назад.)
Он на ежика похож.
Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) –
Мячик ножками катать.
Выполнить то же другой ногой.
«Лягушата»
И. П. - сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.
Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе,
Озорные, как ребята.
Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги,
Силу лапок показали.
Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами) :
Раз, два, три, четыре, пять!
«Корова»
И. П. - сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.)
По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)
«Переложи платок!»
И. П. - сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.
Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой,
Поднесу его к другой. (медленно перенести его к левой ноге.)
Я несу платок, не сплю,
Коврик я не зацеплю.
Выполнить то же другой ногой.
«Йог»
И. П. - сед, ноги с крестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.
Ноги с крестно мы сидели (надавливать на колени,
Но не пили и не ели.
Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх)
И о чем-то все мечтали.
Повторить упражнение, сменив ноги.
«Мои ножки»
И. П. - сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)
Эта ножка рисует. (то же левой ногой.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.)
Нарисуй кружок опять.
«Упрямцы»
И. П. - сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая.
Встретились два козленка,
Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг друга.)
Бодались, бодались,
Сражались, сражались.
Потом они устали,
Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)
«Нарисуй ногами!»
И. П. - сидя на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая.
Нарисуем мы ногами
Как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.)
Это высший класс!
Получается у нас.
«Гармошка»
И. П. - то же, на полу перед ногами расстелена простынка.
Соберу простынку ножкой,
Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.)
Разглажу быстро стопой
И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)
Используемая литература: журнал «Здоровье дошкольника» №2, 2014
Примерный перечень специальных упражнений :
Комплекс № 1:
И. П. лежа на спине.
1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком, перекладывание за голову с последующим возвращением в И. П.
6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
7. И. П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС, тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
8. И. П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6 секунд.
9. И. П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.
Комплекс № 2:
И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые. (КС – коленный сустав, ТБС – тазобедренный сустав)
1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием.
2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И. П.
4. И. П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС, ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
5. И. П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
6. И. П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И. П.
7. И. П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.
8. И. П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.
9. И. П. как в 3 Катание стопами палки.
10. И. П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.
Комплекс № 3:
И. П. стоя
1. Подъем на носки.
2. Подъем на пятки
3. полу приседы на носках.
4. Подъем на наружные своды стоп.
5. И. П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полу приседы.
6. И. П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
9. Разведение пяток, И. П. Разведение носков, И. П.
Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы
4. Ходьба на носках в полу приседе.
5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.
7. Ходьба по ребристой доске.
8. Ходьба по наклонной плоскости
9. Ходьба по следовой дорожке.
Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка; 2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик, определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.
И. П. сидя на стуле.
1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик, не выпуская ворсин.
И. П. стоя.
1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.
Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «У царя обезьян»
"Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими. "
1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.
2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.
3. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.
4. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.
5. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.
6. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
7. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полу приседе на носках.
8. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
9. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.
10. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И. П. выдох.
11. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И. П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И. П. - выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И. П. - выдох. Выполняется без отрыва стоп.
12. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И. П. стоя на обруче, в руках мяч. Полу присед, мяч подняли - вдох. И. П. - выдох.
13. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И. П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И. П. - выдох.
14. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И. П. Сидя.
15. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС, ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.
16. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И. П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И. П. - вдох.
17. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И. П. вдох.
18. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
19. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
20. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.
21. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
22. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.
23. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.
24. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.
25. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.
26. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.