Получи документы

Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей

Ирина Юрьевна Молокова
Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей

Упражнения по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья начальных классов, направленные на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.

Чтение – это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, организовывает его, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение, может изменять и совершенствовать личность, именно через чтение человек познаёт окружающий его мир. Чтение несет свои функции: воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую. Поэтому так важно прививать ребенку читательский интерес. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают особые трудности при обучении, в частности при изучении русского языка и чтения. Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят беглость и правильность чтения, формируют недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп). Обучение чтению учащихся в младших классах ведется в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе. И первостепенную роль здесь играет качество чтения.

Публикация «Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей» размещена в разделах

Комплекс упражнений включает в себя:

1. Упражнения по обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

2. Упражнения на развитие внимания.

3. Упражнение на развитие скорости чтения.

4. Упражнения на развитие «Правильности чтения».

5. Упражнения на осмысленность (сознательность) чтения.

“Мы дышим!”Вздохнуть и произнести все гласные звуки.

ЭАО

А - У

А - О

Ы - И

Э – И - О

“Разомнём язычок!”

упражнения для развития четкости произношения:

• Самолеты взлетают: у-у-у.

• Машины едут: ж-ж-ж.

• Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

• Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

• Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

“Произнеси верно!»

чтение тихо и умеренно:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

“Учимся скороговорить!”

У тридцати трех полосатых

поросят тридцать три хвостика висят.

Как на горке, на пригорке. Стоят тридцать три Егорки.

Раз Егорка. Два Егорка….

Читаем цепочку слогов:

ло ба жу ня

Лиса

жа си ня ки

Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:

В З Ж Г Б Д

Ф С Ш К П Т

Сколько спряталось слов?

Волчишкоткрытоященокночь

рюклбюсрадостьуфркнп

бсолнцетргщоцэкинозгу

чклернопттелевизорччяг

щшгцкпстулрсеамтоджко

“Найди животное”

спрятавшееся среди строчек стихотворения:

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов парит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Чтение в ритм

Мышка Вилка

Марка Норка

Жарко Зайка

Цапля Чашка

Шишка Ветка

Нитка Тыква

Таблицы с фиксацией зрения на средней линии

(ряда чисел).

СО КИ

ЗИ МА

ВА ЗА

ТА 1 ТЯ

КИ 2 КЫ

МУ 3 МЮ

ТЕ 4 ТЭ

ВЁ 5 ВО

Расшифруй слова:

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР

роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

Читай как можно быстрее:

1. Однажды мужик пошел в лес.

2. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.

3. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.

4. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.

5. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер.

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так.

Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

Л. Н. Толстой

Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес

агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл.

ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх,

отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк

- отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар

окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар

и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.

К. Д. Ушинский

Исправь текст.

Летом Маша жил в деревне.

В письме своему другу Оле он однажды нарешал: «Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод».

Найди ошибки, исправь, прочитай правильно

(редактирование)

• Кто любит пруд – того и люди чтут.

• У работящего в руках тело спорится.

• Без пруда не вытащишь рыбку из труда.

• Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

Прочитай предложение с разными интонациями:

удивления, сомнения, радости.

Хорошо в лесу весной!

Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

• Ты пойдешь сегодня в театр?

• Ты пойдешь сегодня в театр?

• Ты пойдешь сегодня в театр?

• Ты пойдешь сегодня в театр?

Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались.

Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:

медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование навыков чтения у детей с отклонением в развитии» Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач коррекционной школы. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием.

Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ Система работы по формированию навыков социализации у детей дошкольного.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста Высказывание о том, что здоровье - основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый.

Формирование речевых навыков у детей 2–3 летФормирование речевых навыков у детей 2–3 лет ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ Возраст 2 – 3 года в отечественной психологии называют ранним возрастом. Важнейшими психическими.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Совершенствовать навыки умывания; формировать КГН (мыть руки перед едой) ; Закреплять умения в дежурстве: накрывать на стол столовые приборы.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Принц на цыпочках» Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными.

Косультация по теме «Формирование правильного речевого дыхания» Дыхание-это процесс газообмена между организмом и внешней средой. Различают два типа дыхания: физиологическое (обычное) и речевое. Речевое.

Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет» Дошкольный возраст – самый подходящий возраст для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении родного языка. Важно исправлять.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей
Опубликовано: 10 марта 2016 в 18:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД