Получи документы

Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»

Светлана Панченко
Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»

Тема занятия: «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»

Цели:

Продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению понимания взаимосвязи применения, свойств и химического строения веществ.

• Систематизировать знания об углеводах, жирах, белках их строении, нахождении в природе и свойствах, а также значении в жизни человека.

Публикация «Урок-исследование „Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов“» размещена в разделах

• Систематизировать знания обучающихся о качественных реакциях.

Продолжить формирование навыков работы с реактивами, химической посудой, учебной и научно-популярной литературой, Интернет ресурсами.

• Развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, чувство ответственности за порученное дело, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

• Воспитывать ответственное отношение обучающихся к своему здоровью (формировать представления обучающихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу, способствовать умению работать в группах.

Формируемые общие компетенции:

- ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Вид занятия: урок

Тип урока : урок – исследование

Технологии: проблемное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, ИКТ

Методы обучения: беседа, эксперимент

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, учебник, инструкции для проведения опытов Реактивы: виноград, виноградный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», молоко, сухие сливки, бульон «Магги», домашний творог, творожная масса, печенье, хлеб, рис, масло сливочное, маргарин, спиртовой раствор йода, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия

Наглядные пособия: презентация

Планируемые результаты обучения: каждый обучающийся должен знать качественные реакции органических веществ, решать экспериментальные задачи по распознаванию различных веществ, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.

«Человек есть то, что он ест»

Немецкий философ Фейербах

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

В настоящее время самой актуальной проблемой является здоровье человека. По-вашему, что такое здоровье? (вопрос обучающимся). Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Еще древние мудрецы знали: питание - один из важнейших факторов, определяющих наше здоровье. Сегодня вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений - диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д. Ведь именно питание тесно связывает внутреннюю среду организма с окружающей средой, как природной, так и искусственной, созданной руками человека. Для чего мы употребляем различные продукты питания? /для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. / Перед вами продукты : виноград, виноградный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», молоко, сухие сливки, бульон «Магги», домашний творог, творожная масса, печенье, хлеб, масло сливочное, маргарин. Какие питательные вещества в них входят? /белки, жиры и углеводы, витамины/. В каких продуктах содержатся белки и как доказать их наличие?/мясо, рыба, яйцо, молочные продукты; с помощью свежеприготовленного гидроксида меди (II)/. Как называется эта реакция? / биуретовая реакция (реакция на пептидные связи) : белокр-р + CuSO4 + NaOH ярко-фиолетовое окрашивание/. В каких продуктах содержатся углеводы? /фрукты, ягоды, кондитерские изделия – глюкоза, признак реакции – изменение цвета осадка с голубого на кирпично-красный/; картофель, рис, макароны – крахмал /окрашивание крахмала раствором йода, признак реакции – изменение цвета раствора с белого на синий/. В каких продуктах содержатся жиры?/животного и растительного происхождения/. В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество : жиры, белки, углеводы. Так, в молоке больше белка – значит, оно относится к белковой пище. Таким образом, можно разделить все продукты. Разделите эти продукты по питательным веществам. Глюкоза – виноград, сок, газированная вода. Крахмал – хлеб, рис, печенье, картофель. Белки – молоко, колбаса, «Магги», творог. Жиры – сливочное масло, маргарин. Перед вами ставится проблема – идентифицировать питательные вещества в данных продуктах питания; попробовать сделать вывод о качестве данного продукта; научиться работать с маркировкой продукта. 3. Исследовательская работа Инструктаж по ТБ. Группа делится на подгруппы, каждой подгруппе выдается экспериментальное задание. Выполнив работу, каждая подгруппа делает отчет по своим исследованиям продуктов питания. По ходу отчета обучающиеся заполняют таблицу, выданную перед уроком.

Продукт Предполагаемое питательное вещество Качественная реакция Вывод

Команда 1: проект «хлеб – всему голова», задание – определить содержание крахмала в картофеле, хлебе, сахарозе. Опыт: к каждому из образцов добавьте каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются? О чём свидетельствует изменение окраски? Команда 2: проект «белки – это жизнь», задание – определить содержание белков в курином яйце, колбасе «Докторская», мясе. Опыт: поместите в пробирку 2 – 3 мл 10% - ного раствора гидроксида натрия. К смеси прилейте 2 – 3 мл раствора сульфата меди (II). Пробирку встряхните и наблюдайте изменение цвета. О чём свидетельствует красно-фиолетовое окрашивание раствора? Команда 3: проект «белки – это жизнь», задание – определить содержание белков в молоке, домашнем твороге, творожной массе. Опыт: поместите в пробирку 1 г сыра, добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты и нагрейте до кипения. В охлажденный раствор прилейте несколько капель концентрированного раствора гидроксида натрия. Сделайте вывод по результатам эксперимента. Команда 4: проект «энергия - это жиры», задание – определить какой образец сливочное масло, а какой маргарин. Опыт: в пробирки с 1 г сливочного масла и 1 г маргарина добавьте 2мл воды и полученный раствор подогрейте. Что происходит? К растворам добавляйте по каплям подкисленный раствор перманганата калия, фиксируя количество капель. Сделайте вывод о химическом составе животного и растительного жира. Команда 5: проект «имидж ничто – жажда все», задание – определить содержание глюкозы в винограде, виноградном соке, газированной воде. Опыт: выжмите из винограда сок, разбавьте его вдвое водой и прилейте к полученному раствору равный объём щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте пробирку со смесью. Что вы наблюдаете? О наличии, какого углевода в винограде свидетельствует изменение окраски осадка. Также проведите опыты с образцами сока винограда и газированной воды. Обучающиеся изучают маркировку товара. В газированной воде изначально нет настоящих питательных веществ, необходимых организму, а только пищевые добавки. Практически все продукты содержат углеводы. Они необходимы организму, но их избыток приводит к отложению жиров и ожирению. Поэтому все рекомендации по изучению маркировки при покупке продукта, озвученные сегодня на уроке в исследовательских работах, необходимо соблюдать, если вы хотите быть здоровы. Притча: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»». Лучше употреблять натуральные продукты, иметь свое хозяйство и огород. Опираясь на свои знания и навыки, вы можете уже ориентироваться в продуктах и должны понимать, что можно употреблять, а что нельзя. Нужно помнить, что неправильное питание несет в себе нарушение в работе нашего организма; самые серьезные из них: дефицит полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов С, В, Е, фолиевой кислоты, ретинала, макро- и микроэлементов (кальция, железа, цинка, фтора, селена, йода и других, пищевых волокон. А грамотно ли вы питаетесь? Перед вами тест.

Тест Грамотно ли Вы питаетесь? 1. Сколько раз в день вы едите? а) четыре раза; б) три раза; в) два раза. 2. Вы завтракаете: а) каждое утро; б) только по выходным; в) крайне редко, почти никогда. 3. Что вы едите по утрам? а) кашу, йогурт и какой-то напиток; б) бутерброды или яичницу с беконом; в) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая. 4. Часто ли вы в течение дня перекусываете? а) стараюсь этого избегать; б) пару раз; в) постоянно что-то грызу и кусочничаю. 5. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты? а) каждый день и не по одному разу; б) три-четыре раза в неделю; в) один-два раза в неделю. 6. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками? а) не чаще раза в неделю; б) пару-тройку раз в неделю; в) не могу обойтись без сладостей ни дня. 7. Любите вы бутерброды с салом и копченой колбаской? а) почти не притрагиваюсь к такой пище; б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии; в) только на них и живу. 8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу? а) два-три раза или больше; б) у меня один рыбный день в неделю; в) раз в две недели, а то и реже. 9. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки? а) раз в день или вообще обхожусь без них; б) два раза в день; в) во время каждого приема пищи. 10. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день? а) одну или вообще не пью; б) примерно три-четыре; в) даже не считаю.

Результаты тестирования: ответ «а» - 2 очка, «б» - 1 очко, «в» - 0 очков.

Подсчитаем очки: 16 - 20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чем-то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее. 11- 15 очков. Вы - сторонник «золотой середины». Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму. 0 - 10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнутся серьезные проблемы не только с лишним весом, но и с пищеварительной системой, и по части эндокринологии. «Ваше здоровье в ваших руках». 4. Закрепление знаний Представьте, что вы покупатель. По каким правилам вы будете приобретать колбасу «Докторскую» /обучающийся должен рассказать по маркировке/. 5. Рефлексия Вспомните, какая проблема ставилась перед вами? Как вы считаете, удалось ли вам достичь цели? Убрать рабочее место. 6. Дом. задание : описать любой продукт, который вы употребляете - чипсы, кириешки, йогурт- состав, срок годности. Какие знакомые вещества вы могли бы определить, каким образом.

Литература.

1) Габриелян О. С. “Химия-10” М. : “Дрофа”, 2011.

2) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Химия, 10 класс.

3) Габриелян О. С. Химия 10 класс: Настольная книга учителя. - М. : “Дрофа”, 2004.

Публикации по теме:

Игра-исследование «Что вода расскажет о себе?» Задачи: Образовательные: учить на основе элементарного экспериментирования делать выводы и фиксировать их в речи, формировать интерес к.

Игры звуками, или Творческое исследование в ОО «Музыка» ИГРЫ ЗВУКАМИ ИЛИ ТВОРЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Горн Ю. П. МАДОУ№30 г. Североуральск, п. Калья Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном.

Интегрированный урок химии и биологии по теме «Углеводы. Значение углеводов в жизни человека» Цели: • Продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению.

Исследование детских межличностных отношений Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её.

Исследование травянистых растенийИсследование травянистых растений Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Ёлочка» находится в центре жилого массива. На территории.

Исследование вопроса об особенностях социальной адаптации первоклассников с ОВЗ В помощь педагогам современной начальной школы Троеглазова О. В, Методист МБУ «ИМЦ в системе ДПО (ПК) ГМР» Адаптация в первом классе – особый.

Путешествие в прошлое книг (проект-исследование, презентация) Введение. Книги с нами всю жизнь, с самого рождения. Я люблю книги: читаю сам и нравится слушать. Детском саду и дома их много и все они.

Социометрическое исследование по методике «Секрет» с 14 по 16 ноября 2016 года на базе МДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» педагогом-психологом, было проведено социометрическое исследование.

Статья Исследование профессиональной идентичности студентов-психологов ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Вопрос профессиональной идентичности студентов актуален, но малоизучен.

Свойства воды. Проект-исследование Содержание Введение. …. 1 I. Вода вокруг нас …. ….2 II. Вода в природе…. …. 3 III.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 22:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД