Наталья Кучина
Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу (аппликация) Использование данного вида искусства в оформлении зданий нашего города
Цель:
способствовать формированию знаний обучающихся об одном из видов монументально-декоративного искусства – мозаике.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения мозаики, о роли М. В. Ломоносова в создании мозаичных панно в России
Публикация «Конспект урока „Роль декоративного искусства в жизни человека и общества, Мозаика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
2. Сформировать представление о технологии изготовления мозаики
3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию
4. Учить умению оценивать поисковую работу своих одноклассников
5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма
6. Развитие ценностной компетенции
Тип урока : интегрированный урок (изобразительное искусство, история, технология)
Вид урока : урок с применением элементов исследовательской работы
Оборудование урока :
1. Литературный ряд:
1) А. С. Меликсетян «Юному любителю мозаики», Москва, «Просвещение», 1979 г. ;
2) Н. М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1996 г.
3) Журнал «Юный художник» № 11, 2011 г.
2. Зрительный ряд:
1) Словарь: мозаика, монументальное, смальта, мозаичист.
2) Презентация к теме урока.
3. Интернет – ссылки:
1) https://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16810
2) https://www.lomonosovo.ru/biography/creation/mosaic/
3) https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Мозаика/
4. Для обучающихся:
1) Альбом;
2) Сообщения к уроку (индивидуальное задание)
Содержание урока :
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Человек с давних пор стремится украсить свой быт, сделать его более нарядным и праздничным. И это не случайно, в этом, по-видимому, выражается его любовью к прекрасному.
Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свои жилища и предмета быта.
Художественно отделанные предметы, которые имеют практическое назначение, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Их различают по форме, материалу, технике изготовления и обработке.
I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Дайте характеристику предметов декоративно - прикладного искусства. (На экране образцы знакомых промыслов (гиперссылка на)
• Слайд № 2. Хохломская посуда;
• Слайд № 3. Жостовские подносы;
• Слайд № 4. Дымковская игрушка.
По ссылке переходим на 1 слайд
На мольберте рисунок мозаики
3. Формирование новых знаний.
Что вы можете сказать об этом произведении искусства?
(На экране панно, которое выполнено в технике мозаика)
Действительно, это мозаика. С античности до наших дней она украшает фасады зданий и интерьеры.
Сегодня на уроке я ставлю перед собой цель: познакомить вас с одним из видов монументально-декоративного искусства – мозаикой (слайд №5) Рассказать вам историю возникновения мозаики. Во время рассказа мне будут помогать ребята, которые на прошлом уроке получили домашнее задание: подготовить сообщения о истории возникновения мозаики.
А какие цели ставите вы перед собой на этом уроке?
Мозаика является одним из видов монументального искусства.
В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты, керамики, дерева и других материалов. (определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд)
Искусство набирать узоры или картины из разных по цвету и фактуре материалов было известно еще в эпоху античности.
При раскопках в столице древней Македонии – городе Пеле, на полах некоторых домов, датируемых концом IV в. до н. э., найдены хорошо сохранившиеся мозаичные картины из речной гальки, в основном на мифологические и охотничьи сюжеты. На этом панно Дионис изображен в образе красивого обнаженного юноши. Профиль юноши - бога очерчен изящными тонкими линиями из полосок свинца. Тело Диониса набрано из мелкой белой гальки. Оно контрастирует с темным фоном картины. Другие части изображения выполнены из цветной гальки.
В Византии мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославилась мозаика «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Знаменитые равеннские мозаики обладали исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащали пространство храма. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками. В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики.
(Переход на следующий слайд (№7)
Наибольшего совершенства искусство мозаики достигло в эпоху Возрождения. В XVI веке средоточием мозаичного искусства становится Италия. При своем дворе папы основывают специальные мозаичные мастерские, искусные мастера создают образцы монументальной мозаики для украшения стен, сводов собора Святого Петра.
В конце XVI века мозаика постепенно перестает служить лишь украшением церквей, ее начинают использовать в области прикладного художественного промысла. Во Флоренции, например, мозаикой из пластин мрамора стали украшать столы, ниши дворцов и т. д.
На Руси искусство мозаики стало известно с XI века от византийских мастеров.
II. Возрождение монументальной мозаики в России
Презентация (сообщение ученика)
Совершенно верно, в наше время мозаикой украшают не только стены общественных зданий, но интерьеры различных помещений.
А в нашем городе есть здания или интерьеры украшенные мозаикой?
(гиперссылка на 10 слайд)
III. Мозаика своими руками
Давайте мы сегодня с вами попробуем создать панно.
IV. Как сделать «Схема выполнения задания»
1. Распечатайте рисунок. Переведите его на картон с помощью копировальной бумаги.
2. Нарежьте цветную бумагу на мелкие квадратики размером 3х3 мм или 5х5 мм. Для этого сначала нарежьте тонкую лапшу – узкие полоски шириной 3-5 мм, а затем «накрошите» их ножницами поперек.
3. Кисточкой нанесите на рисунок клей небольшими участками, чтобы бумага не намокала и не деформировалась.
4. Деревянной заостренной стороной этой же кисти сначала прижмите к намоченному поролону, а затем к цветному квадратику бумаги, чтобы перенести его в нужное место рисунка. Для удобства цветные квадратики из бумаги можно разложить по цвету в разные коробочки.
5. Кусочки бумаги сначала нанесите на контур рисунка, следя, чтобы они закрывали линю обводки. Затем заполняйте середину рисунка. Сделайте зеленую травку и цветочки: трава - это длинные полоски зеленой бумаги, нарезанной «лапшой», а цветы – разноцветные кусочки бумаги.
6. Вырежьте и наклейте глаза. Бороду козлику сделайте из тонких полосок белой бумаги, немного завейте их. Для этого проведите по полоске ножницами с небольшим усилием.
7. Контур козлика обведите черным фломастером. Получилась аппликация из бумаги в технике мозаика.
Можно наклеить козлика на согнутый в виде открытки картон. А можно вставить в рамочку и повесить на стену.
4. Практическое задание
5. Рефлексия
6. Выставка работ
Схема работы с гиперссылками в презентации учителя
I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Переходим по ссылке на слайд №2,3,4
По ссылке переходим на 1 слайд
На экране панно, которое выполнено в технике мозаика (гиперссылка)
Определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд, затем переход на следующий слайд №7 (гиперссылка на первый слайд)
II. Возрождение монументальной мозаики в России
Ссылка на презентацию (сообщение учащихся сопровождается презентацией)
Гиперссылка на 1 слайд
III. Мозаика своими руками
по гиперссылке на 8-9- 10 слайд затем на 1 слайд
IV. Как сделать
Переход на презентацию «Схема выполнения задания»