Получи документы

Урок кубановедения в 1 классе

Скиба Анна
Урок кубановедения в 1 классе

Из истории кубанских фамилий.

Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением.

Задачи:

П - развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, формировать ценностно-смысловые установки, бережное отношение к духовным ценностям предков, способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций.

Публикация «Урок кубановедения в 1 классе» размещена в разделах

К - развивать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать речь, формировать умение составлять ответ по плану, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, формулировать собственное мнение и позицию.

П - познакомить с историей кубанских фамилий и их значением; формировать умение объяснять фамилии с точки зрения происхождения

Р - развивать умения фиксировать затруднения в своей деятельности и выявлять причины этих затруднений, формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, развивать умение контролировать свое поведение в группе.

Методы и приемы:

- словесные: рассказ, вопросы, ответы, беседа, интервью, речевые игры;

-наглядные: показ, рассматривание;

- практические: участие в играх.

Оборудование: Мультимедийная установка

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие.

У нашего Василия

Есть имя и фамилия.

Сегодня первоклассников

Записывали в класс,

Не растерялся Васенька

И заявил тот час:

- Есть у меня фамилия!

Я Вася Чистяков. –

Вписали вмиг Василия

в число учеников

Да, имя и фамилия –

Не пара пустяков!

Важны для человека имя и фамилия? Что дают каждому ребенку при рождении? (имя)

II Проверка домашнего задания

Игра «Ромашка»

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ромашка». У каждого из вас есть ромашка, вы напишите в центре своё имя, а на лепестках — как называют вас близкие, родные, как вы хотели бы, чтобы вас называли. Расскажите о своем имени. Один лепесток оставьте пустым. Дети рассказывают о значении и происхождении своего имени.

III Актуализация знаний Назовите ключевое слово темы.

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у меня есть,

И у тебя есть.

Чтоб тебя узнать,

Надо вслух ее назвать.

(Фамилия)

Тема урока : Из истории кубанских фамилий.

В нашем классе есть тезки, у них одинаковые имена, Как можно их различить? (по фамилии)

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами.

IV Целеполагание Зачем человеку фамилия?

Подготовленный ученик читает стихотворение Г. Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

V Совместное открытие новых знаний История происхождения русских и кубанских фамилий.

- Семья для каждого из нас — самое родное и близкое в жизни. Род — ряд поколений, происходящих от одного общего предка.

- Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давали «название» - фамилию. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Теперь фамилия это имя собственное и даётся человеку от родителей при рождении, как и имя. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями.

От названия внешних признаков: Худик – худой, Лобко – большой лоб.

Фамилия не сразу появилась. Слово фамилия пришло в Россию и в повседневную жизнь после указов Петра I.

Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. Их фамилии нередко отражали названия их владений: Тверской, Вяземский, Коломенский и т. д.

Следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям. В ней так же, как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не как наименования объектов, находившихся в их владении, а как обозначения мест, откуда вышли сами эти люди: Тамбовцев, Ростовцев, Брянцев, Астраханцев, Смолянинов, Москвичев, и др.

Значительную группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников: Успенский, Богоявленский, Рождественский.

Самая многочисленная часть русского населения - крестьянство не имело юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством в начале 1930-х годов.

Только спустя много лет фамилии стали закрепляться и переходить по наследству по мужской линии.

• Существует наука, изучающая фамилии – антропонимика.

- А кто знает, как ещё образовывались фамилии?

Физминутка.

Работа в парах. Игра «Расскажи! О чем говорят фамилии»

Будённый – фамилия была образована от слова будёный, которое широко известно в южнорусских диалектах. Всего основе лежит другое русское слово - будни, означающее «рабочий день». Поэтому диалектное слово будёный имеет значение «повседневный», «привычный».

Дубасов - эта фамилия никак не связана с глаголом дубасить - «сильно бить». Она возникла в северной части России, где в говорах ещё до сих пор встречается слово дубас. Им называют старинный сарафан особого покроя. Это слово могло через прозвище могло попасть в фамилию Дубасов.

Еремин – в основе этой фамилии лежит просторечная народная форма Ерема. Эту форму часто приобретало в русском языке церковное мужское личное имя Иеремия.

Зимин – фамилия образована от прозвища Зима. Его в старину мог получить ребенок, родившийся в русской семье в зимнее время года. Известны примеры таких нецерковных имен - прозвищ, основанием для выбора которых могли служить не только времена года, но и дни недели, явления природы, сопутствовавшие рождению ребенка.

Постников (Посников) – эта фамилия образована от народного имени Постник (или Посник). Так называли ребенка, родившегося во время поста; посты играл в жизни людей на Руси не маловажную роль.

Калашников – эта фамилия возникла через отчество от прозвища – названия профессии. Словом калачник в старину называли либо пекаря, либо продавца калачей – пшеничного хлеба в виде замка с душкой.

Карпов – эта фамилия не имеет отношения к названию очень распространенной в России рыбы карп. Она образована из отчества от церковного мужского личного имени Карп. Это имя по своему происхождению – греческое и означает «плод». Русские употребляли личное имя Карп в самых разных формах, отчества от которых также могли стать фамилиями: Карпеев, Карпиков, Карпичев, Карпочкин, Карпухин, Карпухин, Карпушкин, Катпычев и др.

Кузнецов – фамилия образована от отчества по именованию отца. Легко установить, что именование человека по этой профессии было широко распространено, поскольку кузнец был одним из самых необходимых и известных людей для жителей того или иного населенного пункта. Фамилия Кузнецов – одна из самых распространенных у русских.

Селиванов – фамилия имеет в своей основе (через отчество) церковное мужское имя Селиван (образованное от латинского слова силванус – «бог лесов»). Это имя в русском языке имело различные производные формы, от которых возникли такие фамилии, как Селиванкин, Селивантьев, Селивахин, Селивашкин и д.

Успенский – пример фамилии, возникшей в среде духовенства. Ее мог получить, например, священник или дьякон (помощник священника, служивший в Успенской церкви (церкви Успенья Богородицы).

Чайковский – первоначально эта фамилия представляла собой относительное прилагательное, при помощи которого называла человека, приехавшего из населенного пункта Чайка, Чайки, Чайковское. Такие географические названия и сейчас нередко встречаются на Украине. Фамилию Чайковский носил и украинский казак, который поступил на учебу в Киевскую духовную академию. Это был дед великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Чеботарев – фамилия образована из отчества от прозвища, в котором отразилась профессия человека. В русском языке было известно (ныне оно устарело) нарицательное слово чеботарь – «Сапожник».

Фамилия Кубанцев образована от прозвища Кубанец, которое происходит от слова Кубань. Кубань — это самая южная из крупнейших рек Российской Федерации. Вероятно, основатель рода Кубанцевых жил недалеко от этой реки, за что и получил прозвище Кубанец. - Как бы не звучала фамилия, носить её нужно с гордостью, она прошла через поколения и пришла к вам. Вы передадите фамилию своим детям, они — своим. Так фамилии будут жить много-много лет.

VI Закрепление полученных знаний

Работа по учебнику

В каждой кубанской станице найдется не один десяток людей, с которыми, благодаря их фамилиям, случаются самые разнообразные истории. Но есть и такие, которые кажутся нам обычными, они всегда на слуху, и нет в них, кажется, ничего, что могло бы вызвать улыбку или заставить задуматься об их происхождении.

Вот как рассказывал один старожил о происхождении своей фамилии: Однажды полководец А. В. Суворов навестил в госпитале раненых казаков и, увидел немолодого казака, с седым, лихо закрученным усом, спросил: «А ты кто?» - «Я Белый», ответил казак. – «Какой же ты Белый! Ты – Белоус», - улыбнулся полководец. Так и стал мой предок Белоусом! Не надо долго гадать о характере наших предков. Сами за себя говорят их фамилии. Мудрак – умный, Головатый – головастый, Жвавый – бойкий, Жура – грустный, Варивода - придира, Круть - крутой, Цокур - говорливый.

А такие фамилии, как Злой, Шило, Громовенко, Скалозуб, Крикун, Пивень, Зозуля, Баран, Ворона, Топор, Лихолит. Верхогляд, Локоть, говорят сами за себя.

Захарий Чепега – одна из самых ярких фигур в истории кубанского казачества. Одним из первых предводителей предков кубанских казаков был кошевой атаман Черноморского казачьего войска генерал-майор Захарий Алексеевич Чепега. Он происходил из дворян Черниговской губернии, из рода Кулишей. В молодости став запорожским казаком, получил прозвище Чепега, которое и стало его новой фамилией – «чепега» казачье прозвище, означающее рукоятку для плуга.

И сейчас на Кубани часто можно встретить людей со своеобразными фамилиями.

От названия ремесел: Коваль – кузнец, Колесник – колесный мастер, Мельник – работник мельницы, Крамарь – владелец лавки.

От названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель – журавль, Пивень – петух, Зозуля – кукушка, Волкодав – собака, Сорока, Синица, Кошка.

От имен: Иващенко – Иван, Петренко – Петр, Кондратенко – Кондрат, Игнатенко – Игнат.

Сколько у нас Дериглазовых, Забейворота, Копайгора, Халявко, Белоус и других самых разнообразных. Они нас иногда смешат, потому что мы не знаем их происхождения. А часто это слова кубанского диалекта.

Возьмем, к примеру, фамилию Арнаутов. А ведь слово «арнаутка» означает пшеницу высшего сорта.

Или вот еще один пример. Всем известные фамилии Бакалдин и Бардадым. На Кубани коровий или лошадиный след, наполненный водой, называют «бакалдой». Бардадым – это виноградные выжимки, которые остаются при изготовлении домашнего вина.

– И сегодня на Кубани можно встретить людей со своеобразными фамилиями. Учебник стр. 65.

3. Определите, по какому признаку объединены в группы эти фамилии.

Стр. 66 1) по названию птиц: 2)по ремеслу 3)по чертам характеру

Рассмотри иллюстрации. Постарайся узнать фамилии тех, кого изобразил художник.

Дзюба Коваль Туркало Крамарь,

работа по группам

Выбери и подчеркни фамилии, происхождение которых связано с:

названиями птиц - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Пивень, Зозуля, Бондаренко

названиями животных - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Бондаренко

профессиями, занятиями людей - Бондаренко, Коломиец, Кузнецов, Попов, Крамарь, Мельник, Шаповал, Коваль, Лаптев

особенностями внешности - Белоус, Петров, Толстопят, Кошкин, Худик, Беляков, Длинноух, Беззубов, Остроух, Красуля

именами - Иванов, Ерёменко, Петров, Максимов, Тимофеев, Васечкин, Никитин, Мельник, Игнатенко, Остроух, Кондратенко, Белозуб.

с чертами характера – Брехун, Ерёменко, Веселов, Петров, Дзюба, Тимофеев, Васечкин, Скучайло, Никитин, Мельник, Добряков, Игнатенко, Остроух, Хмурнов, Кондратенко, Туркало, Белозуб

Итог урока. Басня С. Михалкова «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится!

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков – лисицей!

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Харьков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном – ослом он был,

Ослом он и остался»!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии,

А в человеке!

VII Рефлексия

Книга нашего класса : На лепестке ромашки напишите фамилию и прикрепите в книгу нашего класса. Повесим ее в классном уголке, чтобы все знали ваши любимые имена.

Что нового узнали на уроке?

Чем запомнился урок?

VIII Дом. задание – Узнайте у родителей, как появилась ваша фамилия?

Публикации по теме:

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки» Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок английского языка в 5 классе Урок английского языка “The Alaskan Climate” по УМК “Spotlight”. 5-й класс с использованием проектной деятельности Тема модуля: В любую.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.

Урок математики в 6 классе «Сравнение чисел» Тема: Сравнение чисел Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок в 4 классе «Сказка в музыке» Тема: «Сказка в музыке» Приветствие!Вступительное слово. Ход урока. Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки. Когда вы были маленькими,.

Заключительный урок «Однородные члены предложения» в 8 классе Преподаватель: Худорожко Лилия Владимировна Учебное заведение: ГБОУ школа № 594 Московского района Учебная дисциплина: русский язык Тема:.

Автор публикации:
Урок кубановедения в 1 классе
Опубликовано: 17 марта 2019 в 19:29
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД