Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Усачёва Марина
Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Усачёва Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск

В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»

Цель:

- Создать условия для изучения произведения В. Драгунского "Дымка и Антон".

- Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные, умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

- Воспитывать культуру межличностного общения, любовь к животным.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление». Используются приемы технологии: прогнозирование по названию, чтение текста от "остановки до остановки";

Ход УРОКА

I. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:

- Поднимите руку у кого дома есть собака.

- По цепочке назовите клички своих питомцев.

- Шалила ли когда-нибудь ваша собачка? Как вы к этому относились?

Прогнозирование по названию.

- Фрагмент из произведения "Дымка и Антон". Как вы думаете, о чём отрывок?

Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.

Краткий рассказ об авторе.

Всемирно известный писатель Виктор Драгунский (1913 - 1972) занимает по праву достойное место в детской литературе. Его добрые, весёлые истории про девчонок и мальчишек читаются детьми с интересом и удовольствием. В замечательных рассказах Виктора Драгунского приоткрывается завеса над самой обыкновенной жизнью ребят. Как они общаются с друзьями и подружками, как ведут себя с родителями, в какие попадают интересные и забавные ситуации.

Самым известным изданием Виктора Юзефовича можно назвать серию «Денискины рассказы». Такие рассказы как, например, «Тайное становится явным» или «Он живой и светится». Их герой – озорной Дениска Кораблёв - часто попадает в поучительные и удивительные истории. Мастерство и талант писателя позволили ему рассказать читателям о самых бытовых и ежедневных ситуациях ярко и радостно. Виктор Юзефович замечал незаметные вещи, находил интересное и необыкновенное в самом обыденном.

Прототипом главного героя был сын автора, а отец в этих рассказах – сам писатель.

Сегодня мы будем читать рассказ В. Ю. Драгунского "Дымка и Антон", но читать не как обычно, а с остановками.

II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:

• - чтение текста от "остановки до остановки";

• - вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

• - ответ - предположение, его обоснование.

Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).

Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.

Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.

Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.

Так удобней разбираться, кого какая укусила.

А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.

Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, вернее у четвертой ноги не было лапы. Он где-то ее потерял. Но он все равно бегал очень быстро и всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, но всегда возвращался к Ваньке. Антон любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.

Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.

Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе. И как только Дымка занялась Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает: «Я, ребята, ничего не знаю».

(Первая остановка)

- Чем можно объяснить такое поведение собаки?

Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.

(Вторая остановка)

- Что совершил пёс? Как это можно назвать? Проступок. Поможет ли кто-нибудь главному герою исправиться или он сам это сделает?

Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.

Я сказал:

Антон! На-на-на!

Он подошел, а я сказал ему:

— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.

Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.

(Третья остановка)

-Как вы думаете простит ли Дымка товарища?

Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала. Она посмотрела чуть-чуть искоса своими желтыми глазами и улыбнулась — простила, значит!

- Как Дениска понял, что Дымка простила товарища?

- Можно сказать, что Антон искупил свою вину.

III.Рефлексия

Групповая творческая работа:

1. составить лесенку, по которой прошёл наш герой. От поступка до искупления.

• искупление

• раскаяние

• стыд

• проступок

2. Выбор высказывания раскрывающего основную мысль рассказа:

«Грязь с лица можно смыть, грязь с души – нельзя».

«Наказывай не только за проступок, но и за намерение».

«Лишь временной бывает безнаказанность».

Мы составили с вами лесенку, по которой прошёл наш герой. От поступка до искупления. Конечно, лучше бы он не совершал ошибки, но если уж так случилось, то лучше её осознать и исправить - искупить. Ведь "Грязь с лица можно смыть, грязь с души - нельзя".

Д/З: инсценировать вторую часть рассказа.

Публикации по теме:

Урок литературного чтения в 4 классе «Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» Предмет Литературное чтение Класс 4 «А» Дата 07.11.2018 Уровень Школьный. Тема Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид.», «Как неожиданно.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 3-м классе по технологии развития критического мышления «В. Ю. Драгунский «Дымка и Антон»
Опубликовано: 24 августа 2019 в 19:56
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги
Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги Объемные поделки из бумаги выполнять увлекательно и просто. Предлагаю изготовить совместно...
Картотека «Подвижные игры в детском саду» в виде презентации. Часть 10
Картотека подвижных игр Колдун. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз,...
Фотоотчет НОД «Осенние листочки» средняя группа
Фотоотчет НОД "Осенние листочки" средняя группа. Уважаемые коллеги! Пролетело Лето и снова наступила Осень. Начался новый учебный год. Прозвенели...