Получи документы

Урок литературного чтения «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад»

Вера Сурова
Урок литературного чтения «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад»

Аннотация.

Методическая разработка урока литературного чтения «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад» содержит программный материал 3-4 классов. Данный урок разработан с целью знакомства младших школьников с творчеством И. А. Бунина, пополнения словарного запаса учащихся, формирования у школьников умения выделять языковые средства, воспитания любви к своей Родине. Рассчитан на два часа изучения.

Публикация «Урок литературного чтения „Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения „Листопад“» размещена в разделах

Конспект соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, предназначен для учителей начальной школы, методистов.

Авторы учителя начальных классов МКОУ СШ № 1 города Дубовки Цыбанева Е. Н., Сурова В. Н.

Содержание:

1. Введение….4

2. Методическая разработка урока литературного чтения для 3- 4 классов «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад»…. 5

3. Заключение….…9

4. Список использованной литературы….10

Введение.

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

П. Мериме

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Педагоги нашей школы особое внимание в воспитании у младших школьников чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и является главной задачей. Чем раньше начнём решать эти задачи, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения. Что же питает душу ребёнка? Естественно, это живопись, музыка и, конечно же, поэзия. Главной ролью поэзии является овладение ребенком богатства родного языка. Вспоминаются слова Н. В. Гоголя: «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка необходимо с того, что очень близко младшему школьнику – это родная природа. Именно природа дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года.

Художественное слово помогает школьнику понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на уроках.

Мы предлагаем методическую разработку урока литературного чтения для 3-4 классов «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад».

Цель урока : знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

Задачи урока :

• формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока.

I. Организация класса. (с. 2)

В класс осень заглянула снова

И приглашает нас на славный бал,

Где правит и танцует слово

И гордо занимает почётный пьедестал.

II. Вступительная беседа.

Действительно, наш русский язык, наше русское слово занимает почётное место в сокровищнице мировых языков, а их, по подсчётам ученых, более пяти тысяч.

Философ Иван Александрович Ильин, выступая на Пушкинском юбилее в 1937 г., так сказал о русском языке: «И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык! В нём вся она – наша Россия. В нем все дары её : и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость, и простота, и размах, и паренье, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота».

Особенно красив поэтический русский язык. Многие и многие русские поэты подарили миру свои бессмертные произведения, и в череде этой особое место занимает творчество первого русского лауреата Нобелевской премии в области литературы Ивана Алексеевича Бунина. (с. 3)

- Кому присуждается Нобелевская премия?

- Нобелевская премия присуждается за особые заслуги в различных областях науки и культуры. Неудивительно, что получил её Иван Бунин, потому что стихи писать он начал в 7 лет, а печататься в 17 лет. (с. 4) Стихи Бунина прекрасны и загадочны, а образ природы занял центральное место в творчестве поэта. Особенно поэт любил осень (с. 5-6) с её запахом грибов и удивительным спокойствием, которое осень дарит каждому, кто чувствует её. Вся любовь к родной природе нашла отражение в стихотворении «Листопад» (с. 7)

- Что означает слово листопад?

-Прочитайте определение в словаре Ожегова. (с. 8)

III. Постановка цели урока.

-Предположите, каким увидел листопад поэт?

- Верно ли вы предположили, узнаем познакомившись с произведением. У Бунина есть такие слова «Если бы у меня не было рук и ног и я бы мог только сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только – видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…»

(с. 9) «Листопад» Бунина полон красок, которые льются с поэтических страниц удивительно точно подобранными словами. А у нас в классе тоже листопад. Посмотрите на доску (рисунок ствола дерева). Листья с дерева облетели и упали к вам на парты. С помощью этих листьев вы оцените вы оцените свою работу в конце урока, прикрепив листочки к стволу дерева. Красный лист – многое не получилось, жёлтый – есть над чем работать, зелёный – всё удалось.

IV. Словарная работа. (с. 10)

- Прежде чем познакомитесь с произведением, давайте узнаем значение новых слов :

Лазурь – синева, светло-синий цвет.

Терем – дом в виде башни.

Лиловый – цвет сирени или фиалки.

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылёк – небольшая бабочка.

V. Первичное восприятие. Анализ первичного восприятия.

Учитель читает стихотворение

- Какую осень вы увидели?

- С чем автор сравнивает лес?

- Что общего между теремом и лесом?

- Почему сравнивает именно с теремом, а не с царскими палатами?

- Почему слово осень пишется с заглавной буквы?

-Какая осень у Бунина? Зачитайте.

-Какие ещё прилагательные можно подобрать к слову осень?

- Сделаем вывод:в русском языке великое множество средств речевой выразительности, с помощью которых можно передать красоту русской природы, и Бунин успешно ими воспользовался.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? Давайте вспомним вместе. (с. 11)

- А как поэт называет осень?

- О чем грустит осень-вдова?

-Как можно догадаться, что красота леса последняя?

- Почему тихо в лесу?

-Разбейте текст на логические части.

- Что нарушает тишину леса?

-Как надо читать эту часть? Почему?

- Какую часть текста нужно читать восторженно и громко? Почему?

-Какую часть нужно читать тихо? Почему?

Итог: оценивание работ детей учителем.

Физминутка

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет,

Раз – наклон, и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает,

Листья желтые летят-

Опять в природе листопад

VI. Вторичное восприятие текста. Анализ вторичного восприятия.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Предложите задание для текста.

- Что такое эпитет? Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

-Найдите в тексте эпитеты? Зачитайте.

- Придумайте и запишите в тетрадь по литературному чтению свои эпитеты на тему осени.

- Какими ещё средствами речевой выразительности передается красота осеннего леса?

- Благодаря чему это возможно?

- Сделаем вывод: создать такие волшебные строчки можно только благодаря богатству и красоте русского литературного языка.

- Прочитайте стихотворение выразительно. (выразительное чтение произведения 2- 3 ученика)

Игра «Рассыпались сравнения». Работа в парах.

- А сейчас будете работать парами. Рассыпались сравнения. Назовите их парами и объясните.

просветы Терем

ёлочки Сеть из серебра

Осень оконца

лес Тихая вдова

паутина Белый лепесток

Мотылек Вышки

Итог: проверка и оценивание работы детей. (с. 12)

VII. Творческая самостоятельная работа.

- Вы увидели листопад Бунина, а сейчас я предлагаю вам в парах нарисовать листопад по выбору красками, пастелью, цветными карандашами. А рисовать вы будете под красивую классическую мелодию композитора П. И. Чайковского «Времена года. Осень» (с. 13)

Анализ выполненных работ

- Чувства к родной природе вы сейчас передали с помощью красок, как настоящие художники, композиторы- нотами выражали чувства, но самые точные, идущие от сердца- это поэтические строки великих русских поэтов.

- А. И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

VIII. Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Итак, верными оказались ваши предположения, озвученные в начале урока?

IX. Рефлексия.

- Оцените вашу работу и прикрепите свои листья к нашему дереву.

X. Домашнее задание.

По выбору:

1) Наизусть «Листопад» И. А. Бунин.

2) Написать синквейн к слову листопад.

3) Подготовить к викторине по творчеству русских поэтов стихи о природе.

И закончить урок хочется словами неизвестного автора :

Прощается осень с тобой листопадом,

Но только, мой друг, не грусти…

Ты томик стихов рано утром открой,

И запах волшебный, читая, вдохни

Так пахнет рябина, грибы на поляне,

Так пахнут родные места

Дыши этим воздухом, не забывая, Какая вокруг красота!

Спасибо за урок! (с. 14)

Заключение.

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков

любви к своей стране…»

К. Г. Паустовский

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее

богатств.

Творчество И. А. Бунина связано с природой : поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. У поэта чувство красоты развито до высшей степени. Благодаря этому чувству Бунин создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Стихотворение «Листопад» впервые было напечатано в 1901 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и с посвящением М. Горькому. Позднее это посвящение И. Бунин снял, а само стихотворение дало название одному из самых известных его сборников, который получил высокую оценку А. Блока, М. Горького, А. Куприна и А. Эртеля, который писал И. Бунину 17 марта 1901 года : «Люблю ваши стихи, простые, без нынешних выкрутасов и сверхъестественных напряжений фантазии и языка. От ваших стихов на меня почти всегда веет свежестью и простотою нашей милой природы». М. Горький, прочитав сборник, назвал И. Бунина «первым поэтом наших дней».

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад» встречаются разнообразные средства языковой выразительности: фонетические (аллитерация, лексические (метафоры, олицетворение, сравнение, эпитеты, синтаксические (риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис).

Мы считаем, что русская поэзия обогащает речь младших школьников. Они учатся описывать и сравнивать явления природы. Словарный запас обогащается словами, обозначающими эмоциональное состояние. Школьники обращают внимание на музыкальность и плавность стихов, замечают, как лаконичен язык поэтов.

С помощью родного языка можно творить чудеса. Так пусть же через величие родного слова красота, доброта входят в детские сердца, вселяя любовь к Отечеству, к родному языку.

Список использованной литературы.

1. Баборенко «И. А. Бунин» материалы для биографии Изд. «ИХЛ» 1967 год

2. Предисловие П. А. Николаева «Ликующее и скорбное слово», Изд.

«Просвещение» 1986 год

3. А. К. Тарасенков «Поэзия Ивана Бунина» Изд. «Советский писатель» 1956 год

4. Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи : учебник / Т. П. Плещенко. М. : Владос, 2008.

5. Фото из книги В. Н. Муромцевой-Буниной. Жизнь Бунина. -М., Советский писатель, 1989.

Ресурсы Интернета:

https://www.museum.ru/imgB.asp?4695

https://chelny.ucoz.ru/_ph/4/2/946756194.jpg - https://i045.radikal.ru/1107/10/4f7673531014.jpg

https://os1.i.ua/1/101/146185.jpg

https://sfw.org.ua/uploads/posts/201009/thumbs/1284292648_48331750_1654221_3d40b4f5.jpg

https://valentina-panina.ru/usr/fckeditor/PicsDesktop_net_1.jpg -

https://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html https://mp3.classic-

https://infourok.ru/konspekt_uroka_i.bunin._listopad-482130.htm

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/22/cherez-poeziyu-k-vospitaniyu-lyubvi-k-rodnomu-yazyku

Работу выполнили:

Цыбанёва Елена Николаевна

учитель начальных классов МКОУ СШ №1 г. Дубовки,

Сурова Вера Николаевна

учитель начальных классов МКОУ СШ №1 г. Дубовки.

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Урок чтения в подготовительной группе Путешествие по сказкам!Задачи образовательные Учить детей понимать красоту и силу русского языка Закреплять знания о сказках и о сказочных.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения на тему «В. В. Набоков «Первая любовь» Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Владимир Владимирович Набоков. «Первая любовь» Цели: Познакомить обучающихся с творчеством.

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья» Урок литературного чтения во 2 классе по теме: В. Осеева «Сыновья» Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты» УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ «Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»» (ШКОЛА 21 ВЕКА) УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В. Тип урока: урок первичного предъявления.

Урок основы смыслового чтения Основы смыслового чтения 5 класс Дата проведения___ Тема урока: Чтение и анализ текста «Русский арьергард и французский авангард».

Занятие по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Мировича «Листопад» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Учить детей воспроизводить текст, используя интонационную выразительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 20:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД