Приложение МААМ

Урок математики во 2 классе «Умножение и деление чисел. История возникновения города Алдана»

Чащина Ирина
Урок математики во 2 классе «Умножение и деление чисел. История возникновения города Алдана»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок математики во 2 классе.

Тема урока : "Умножение и деление чисел. История возникновения города Алдан"

Учитель: Чащина Ирина Валерьевна, МБОУ СОШ №1 г. Алдан.

Цель урока – систематизация предметных знаний, универсальных учебных задач (решение предметных задач, интеграция знаний.

Задачи урока :

Публикация «Урок математики во 2 классе „Умножение и деление чисел, История возникновения города Алдана“» размещена в разделах

1. Воспитательные – воспитывать интерес к изучению истории родного края, формировать адекватную самооценку, уверенность в своих силах, воспитывать самостоятельность и ответственность.

2. Развивающие – развивать интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений, развивать организационные учебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять свои ошибки.

3. Познавательные–- повторять и закреплять знание таблиц умножения и деления, развивать умения решать текстовые задачи, уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого и делителя методом подбора.

Тип урока : урок решения частных задач.

Технология – практическая, здоровьесберегающая.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная,

-парная,

-коллективная.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:

-перенос знаний в новую ситуацию,

-проблемные ситуации.

Оборудование:

-компьютерный комплекс,

-карточки с индивидуальными заданиями,

- инструкция по работе в группе.

Урок систематизации и обобщения знаний в системе уроков по теме : «Табличное умножение и деление чисел»

Ход урока:

I. Организационный этап.

В северном заснеженном краю

Вдалеке от сердца всей России

Пишет биографию свою

Золотой Алдан под небом синим.

Мужеству людей предела нет,

Как грибы, поселки вырастают.

Над горами вспыхнул яркий свет,

Пред которым Север отступает.

Я иду по горному Алдану,

И шаги от радости легки, -

Золотою россыпью в тумане

Мне плывут навстречу огоньки.

- Эти стихи о нашем городе написал замечательный якутский поэт Иннокентий Тирский.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое нашего города, города Алдан, узнать историю возникновения родного края. А поскольку у нас урок математики, мне очень интересно узнать чему вы научились на уроках математики.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Решать задачу, примеры и уравнения)

- Каким вы хотите, чтобы был этот урок? (Полезным, интересным)

- Какими вы должны быть на уроке?

-Правильно. Активными, внимательными, дружными и аргументировано доказывать свою точку зрения.

III. Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа.

-Сначала давайте выясним, что же означает слово «алдан».

-В топонимике (так называется наука, изучающая географические названия, существует несколько гипотез (предположений) о происхождении слова «алдан».

-По одной из версии, слово «алдун» в переводе с эвенкийского языка означает «каменистое место». Действительно, русло реки Алдан в верховьях каменистое.

-По другой версии ученых «алтан» переводится с якутского языка как «медь».

-А как переводится название реки Алдан и города, в котором мы живем, с монгольского языка, вы узнаете, решив примеры и расположив ответы в порядке возрастания.

- Прочитайте «про себя» первый пример,назовите ответ.

- У кого такой же ответ? У кого другой получился другой ответ? Проверяем.

Т 3*9+3= (30)

О 83- (9+4)= (70)

Л 12-4:2=(10)

О 5*4-11= (9)

О 3*7-8=(13)

З (21+11) :8=(4)

- Давайте составим слово. Какая 1-ая буква, вторая и т. д.

- Какое слово у вас получилось? (Золото)

-Правильно,по-тюркски «алтан» - «золото». Пришлые тюркские племена и местные жители находили самородки золота почти во всех ручьях Алдана, и эту благодатную землю стали называть Алтан. Позже переиначили, заменив букву «т» поменяли на «д». Алдан – значит местность, богатая золотом.

-Какая гипотеза или версия о происхождении слова «алдан» на ваш взгляд наиболее правильная? Почему?

-Что такое золото? (Ответы детей)

-В среде старожилов города Алдана передавались устные рассказы о том, что задолго до официального открытия золота в ключах Алдана, люди уже знали дорогу к нему. Но тут 1914 год, началась первая мировая война. И о золоте забыли. Оно осталось лежать в земле алданской.

Вспомнили о нем только тогда, когда «вольный» старатель Михаил Прокопьевич Тарабукин, судьба которого в поисках лучшей жизни вела в самые дебри тайги, снова открыл клад природы.

Вскоре в Якутске сформировали экспедицию, которая во главе с Вольдемаром Петровичем Бертиным и прибыла к месторождению золота, открытого Тарабукиным. Эта встреча, Тарабукина и Бертина, и предопределила дальнейшее развитие нового золотоносного региона нашей страны.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне

1. Фронтальная работа. Решение примера на порядок действий.

- -Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Обратите внимание на правильное положение тетради при письме.

- Запишите пример в тетрадь.

-Обозначив порядок действий в выражении и найдя его значение, вы узнаете, сколько лет назад это произошло.

(58- 5*6) +63 = (91)

-Назовите по порядку действия и значения выражения.

- Итак, сколько лет назад Тарабукин нашел золото?

-Вот так, с легкой руки первооткрывателей,91 год назад 20 июня и родился золотодобывающий прииск.

-Кто сможет посчитать в каком году это произошло? (В 1923)

В 2013 году в Алдан отмечал свой юбилей – 90 лет, а этим летом 2014 года будет 90 лет золотодобывающей промышленности.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, умеете решать примеры, правильно определять порядок действий.

Физкультминутка.

2. Решение уравнений.

А) Работа в парах по вариантам.

-А теперь вам предстоит решить уравнения.

-Правильный ответ зависит от вашей совместной дружной работы. Будьте внимательны, не подведите остальных.

-Перед вами карточки, в них два уравнения. Один из вас (1 вариант) решает 1-ое уравнение, а сосед (2 вариант) -2-ое уравнение, обмениваетесь тетрадями, проверяете работу друг у друга. Сравниваете корни уравнений, выбираете больший и записываете соответствующую ему букву. Из этих букв вы должны составить слово, географическое название.

- Итак, готовы? Желаю удачи!

Карточка 1.

1 вариант: х• 5= 15 К

2 вариант: у :4 = 4 Н

Карточка 2.

1 вариант: 9 • а =9 М

2 вариант: 10 : х = 2 Е

Карточка 3.

1 вариант: х • 4 = 16 Р

2 вариант: у : 2 = 9 З

Карточка 4.

1 вариант: 10• а = 10 В

2 вариант: 12 : у = 3 А

Карточка 5.

1 вариант: х • 3 = 9 Ф

2 вариант: у: 9= 2 М

Карточка 6.

1 вариант: 6 • а = 24 Р

2 вариант: х : 9 = 4 Е

Карточка 7.

1 вариант: а • 6 = 30 Ю

2 вариант: х : 9 = 5 Т

Карточка 8.

1 вариант: а • 2 = 8 С

2 вариант: х : 2 = 7 Н

Карточка 9.

1 вариант: 10 : а = 5 Ь

2 вариант: у • 3 = 24 Ы

Карточка 10.

1 вариант: а • 9 = 36 Й

2 вариант: 27 : у = 9 Ё

Б) Коллективная проверка, составление слова, запись слова на доске.

-Читаем уравнения, называем их корни, выбираем больший корень и букву.

-Уравнения вы тоже умеете решать.

-Какое слово получилось? (Незаметный)

-Правильно, поселок Незаметный.

- А вы знаете, где он находится?

-Правильно, ключ, на котором Тарабукин нашел золото, назывался Незаметный, и поселку, построенному на этом ключе, тоже дали название Незаметный. Позже, в 1939 году поселок Незаметный был преобразован в город Алдан.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Коллективное решение составной задачи в 3 действия.

-Сейчас основная отрасль Алданского района – золотодобывающая промышленность. Первая плавучая фабрика золота, она называется драга, вступила в строй в 1926 году.

-Какие предприятия, занимающиеся добычей золота в Алдане, вы знаете? (Самые крупные предприятия -золотодобывающий холдинг «Селигдар» и компания «Алданзолото»)

-У кого родители работают на этих предприятиях? (Ответы детей)

а) постановка проблемного вопроса:

-Как вы думаете, сколько примерно золота в год добывают золотодобывающие предприятия Алдана? Ваши предположения.

-Давайте решим задачу и узнаем.

б) чтение задачи учителем.

В прошлом году артель «Селигдар» добыла 4 тонны золота, столько же тонн предприятие «Алданзолото». А остальные предприятия Алдана – на 7 тонн больше, чем «Селигдар» и «Алданзолото» вместе. Сколько всего тонн золота добыли все предприятия Алдана?

в) Чтение задачи учащимися.

-А теперь вы прочитайте задачу самостоятельно. Что непонятно?

г) Составление краткой записи:

С. -4 т

Ал. -4т }?

Остальные -? на 7 т >,чем

д) Коллективное решение (1 ученик у доски)

- Что нужно найти в задаче: часть или целое? (Целое)

- Как найти целое? (Сложить все части).

- Можем сразу сложить части? (Нет)

- Почему? (Не знаем третьей части. Сколько добыли золота остальные предприятия)

- Прочитайте, что сказано в условии задачи про другие предприятия? (На 7 т больше, чем «Селигдар» и «Алданзолото» вместе)

- Значит, что мы сначала найдем? (Сколько золота добыли «Селигдар» и «Алданзолото» вместе)

1) 4+4=8 (т)

- Теперь можем узнать, сколько золота добыли другие предприятия? Как?

2) 8+7=15 (т)

- Теперь можем найти целое? Как?

-Запишите третье действие.

3) 8+15=23 (т)

- Запишите ответ.

- Итак, сколько золота добыли все предприятия Алдана в 2013 году?

23 тонны драгоценного металла добыли в этом году предприятия Алдана.

-Как вы думаете это много?

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Вы сегодня очень хорошо занимались на уроке, и я хочу, чтобы вы подвели итог нашей работы: по желанию выберите себе фразу (несколько фраз, закончить ее (их) самостоятельно, озвучьте.

Сегодня узнал (а…

Я выполнял (а) задания…

Я научился (ась…

Я расскажу дома, что …

Я умею решать …

Мне понравилось…

(Ответы детей)

- Может вы добавите что-нибудь своё?

- Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны, внимательны и дружны.

-И в заключение, я хочу дополнить, что память о первооткрывателях Алдана осталась в названиях улиц города – улицы имени Тарабукина и Бертина, Увековечена она в памятнике, установленном в центре города. Им, первым, обязаны мы тем, что по улицам города Алдана спешим на работу, в школу, домой, объединенные одним словом – алданцы. Давайте будем любить город, в котором мы живем.

-Завершая наш разговор, скажу, что горжусь Алданом, его нынешней и прошлой историей. Горжусь тем, что Алдан до войны был первенцем золотодобывающей промышленности, дал стране в годы войны семерых Героев Советского Союза.

-Верю, наш уютный Алдан ждет достойное будущее. И на память о нашей встрече я хочу вам подарить закладки с фотографией нашего города.

IV. Домашнее задание.

-Запишите в дневник.

Дается дифференцированно

1. Стр. 8 № 2,3 (для всех)

2. Стр. 9 №8 (для самых любознательных)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Порядок» Урок математики в 1 классе по теме «Порядок» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа по математике (игралочка) «Утверждаю» «Утверждаю» Директор МБОУ «Гусиноляговская ООШ» Зам. директора по УВР Доулбаева А. З Мазуренко М. А. № «___»___2013г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок математики во 2 классе «Умножение и деление чисел. История возникновения города Алдана»
Опубликовано: 14 октября 2014 в 17:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок математики во 2 классе «Умножение и деление чисел. История возникновения города Алдана»» (включая файлы) размещена пользователем Чащина Ирина (УИ 253168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД