Лучший педагог года

Урок музыки (второй класс) по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Масленица»

Елена Пацева
Урок музыки (второй класс) по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Масленица»

Урок музыки 2 класс

по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

Планируемые результаты

Публикация «Урок музыки (второй класс) по программе „Музыка“ Е, Д, Критской, Г, П, Сергеевой, „Масленица“» размещена в разделах

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация, игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Тип урока : первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока : мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока : фортепиано, ПК (ноутбук, экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

• Слушание музыки

• Пение

• Инструментальное музицирование

Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал :

• Проводы зимы (р. н. п. Л. Зыкина)

• Р. н. п. «Как вставала я ранешенько»

• Р. н. п. «Блины»

• Частушки…

Ход урока.

1. Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р. н. п.)

Музыкальное приветствие :

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

-Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!

2. Актуализация знаний

Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П) Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р. н. песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях

-Совершенно верно. Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной. В это время празднуется большой и веселый праздник.

А о каком празднике пойдет речь, вы узнаете по стихотворению–загадке, которое вы сейчас услышите.

Отгадайте мою загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

3. Постановка цели и задач урока

Учитель: И тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.

Слайд №1

Подходит ли загадка к теме нашего урока?

Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

Учитель: Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарками, уличными играми, выступлениями ряженых, песнями, плясками.

Праздник не обходился без чучела Масленицы. Мастерили его из соломы. Наряжали в красивую, яркую одежду, Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

Слайд №2

- Ребята, посмотрите, я вам тоже принесла чучело масленицы, но чем оно отличается от той, которая на экране?

- Мы постараемся с вами при помощи полученных знаний во время урока украсить её и сделать красивой.

(ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ)

А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?

У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

Слайд №3

У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.

У: Кого ж надо было задобрить?

Д: зимушку

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?

Учитель:

Хорошо. И нам в этом поможет календарь Масленицы. Мы будем перелистывать листы календаря, потому что все дни масленой недели имеют свои названия.

Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней А кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

Все дни масленой недели имеют свои названия:

Итак, давайте откроем первую страничку КАЛЕНДАРЯ МАСЛЕНИЦЫ.

Слайд №4

У: Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

У: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Давайте вместе встретим масленицу песней

«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)

1. Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько.

Припев:

Пришла к нам Масленица, Принесла блины и маслице! *

2. Как стояла я у жаркой печи. Выпекала кренделя и калачи.

3. Ой. подружки, собирайтеся, В сарафаны наряжайтеся.

4. Будем вместе хороводы водить, Надо нам ещё и зиму проводить!

У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Что мы делали с вами в понедельник? (пели песню)

У: Второй день Масленицы – заигрыш Слайд № 5

беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

У: На что блины похожи? (на солнышко) Блины имели особое

значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,

(Макет солнышко)

Вот нам наше солнышко и поможет узнать в какие игры играли на масленицу :

• Катание с гор

• Бой мешками

• Ледяной столб

• Снежный тир

• Кулачные бои

• Перетягивание каната

• Ручеек

Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра ручеёк.

р. н. игра «ручеёк»

Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.

У: Чем мы во вторник занимались? (играли)

У: Третий день – среда – «Лакомка»

Слайд №5

- в этот день, зять приходил в гости к теще.

А кто такой зять? ЗЯТЬ – это ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему ТЕЩЕЙ. Теща угощала зятя вкусными--- блинами.

Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»

У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»

Разучивание песни.

А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

1. Дикцию (четкое произношение текста);

2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)

У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.

Физ. Минутка на песню Блины

У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?

-Пословицы и поговорки – широко распространённый жанр устного народного творчества. Про Масленицу народ придумал много поговорок и пословиц.

- Ребята, я принесла для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались.

(Раздаю ученикам разрезанные карточки.)

-Я прошу вас собрать пословицы и поговорки, а чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы.

(Работа в группах «НАЙДИ ПОСЛОВИЦУ»)

Дети работают по группам – собирают из двух частей пословицу.

Учитель:

Ребята, кто нашел свою пословицу?

Выходите в центр класса и прочитайте то, что у вас получилось.

Ученики парами выходят и читают свои пословицы и поговорки.

«Не житье - бытье, а Масленица»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».

«Блином масленым в рот лезет»,

«Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают».

Слайд №

Учитель: Что мы делали с вами в среду (играли и пели)

У: Наступает четверг широкий- середина масленицы,

раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

Слайд

У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?

Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)

Слайд №

У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой …Баян

У: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? (Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

Учитель:

Есть ли в классе ребята. Которые любят и знают частушки. Я бы хотела, чтобы вы мне помогли. А остальные дети будут помогать играть на музыкальных инструментах.

1.

Начинаю петь частушки

Прошу не смеяться.

Здесь народу очень много

Могу растеряться. 2.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны!

Подпевай-те, не зевайте,

Входите плясуны!

3.

Песни петь боюсь немножко,

Хоть и громко я пою.

Друг мой пляшет под гармошку

Я как вкопанный стою.

. 3. Учитель.

Вместе дружно мы живем

Вам частушки пропоем.

Нынче масленку встречаем

Всех блинами угощаем

Учитель: Чем занимались м ы в четверг (частушки пели и загадки отгадывали)

Учитель:В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу.

Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

- Ты прости меня, прости.

- Все обиды отпусти.

- Ребята. А вам приходилось когда-нибудь просить прощения прощенье?

Учитель: А у кого вы будете просить прощение на Масленицу (ответы)

- Давайте вместе попросим друг у друга прощенье.

- Так что мы делали с вами в воскресенье? (просили прощенье)

Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)

Для чего сжигали? (Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) Расстаются с Масленицей с сожалением : «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».

У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.

Рефлексия (подведение итогов урока)

У: Мы перелистнули последнюю страницу нашего календаря. И я обращаю ваше внимание на экран. МЫ видим там нарядную масленицу, а та, которая стоит перед нами не такая красочная и нарядная. Я предоставляю вам возможность украсить нашу масленицу. Отвечая на мои вопросы, мы сделаем её нарядной и красивой. :

-Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)

-И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-… (блины!

-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)

-А блины на Масленице символ чего (солнца)

-В какой день недели сжигали чучело?

-С каким праздником мы с вами познакомились (масленица)

У: И так, вы на уроке были внимательными, активными, и ответив на мои вопросы именно вы сделали её красивой и нарядной.

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, получаете все отличную оценку!

Ребята, я принесла каждому из вас по маленькой птичке, которые вы можете подержать в руках. Птички не простые, а со значением. На обратной стороне каждой птички написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:

кому-то найти поговорку про Масленицу,

кому-то сочинить частушку,

а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица».

И одно для всех общее – найти ответ на вопрос: «Что обозначает эта птичка в народных праздниках?» Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

До свидания!.

Список используемой литературы

1. УМК «Музыка» 2 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.

2. Алпарова Н. Н., Николаев В. А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год

Публикации по теме:

«День рождения музыки». Тематическое развлечение к международному Дню музыки Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления. Задачи : - Развитие художественно-эстетического.

«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс «Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс. Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков» Обобщающий урок по разделу «Музыка.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект музыкального занятия «Музыка рассказывает о животных и птицах» по программе О. П. Радыновой Цель: 1. Продолжать учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, расширять словарный запас детей, с помощью которого.

Конспект занятия «Природа и музыка» по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой Задачи: 1. Дать детям представление об изобразительных возможностях музыки 2. Учить различать смену настроения в произведении и выражать.

Мастер-класс по созданию тильды «Фея Музыки»Мастер-класс по созданию тильды «Фея Музыки» Представляю вам мою новую куколку, которую можно разместить в музыкальном зале как украшение или использовать для проведения музыкальных.

Проект НОД «Музыка» во второй младшей группе Открывайся, сундучок! Проект НОД «Музыка» во 2-й младшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Вид занятия:.

Урок математики по программе Л. Г. Петерсон в 4 классе «Одновременное движение по координатному лучу» ТЕМА: Одновременное движение по координатному лучу Дата: 09.02.17 г. Класс: 4 В Тип урока: урок открытия новых знаний. Основные цели: 1).

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок музыки (второй класс) по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Масленица»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 11:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД