Получи документы

Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе

Ольга Вячеславовна Надуева
Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема урока : Гласные буквы Ё, ё.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой, умение писать прописную и строчную буквы Ё.ё. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Публикация «Урок обучения грамоте „Звуки [Й-О], Гласные буквы Ё, ё“ в 1 классе» размещена в разделах

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Образовательные ресурсы 1. Презентация «Буквы Ё.Ё» [Электронный ресурс]. учебник, тетрадь, материал для изготовления буквы Ё.

Ход урока.

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

2. Речевая разминка.

1)Дыхательная гимнастика

а) «Именинный пирог»

б) «Рубим дрова»

в) «Сердитый ёжик»

2) Артикуляционная разминка

«Кошка лакает молочко»

«Собака рычит»

«Колокольчик»

3) Чистоговорки.

Ёжик-ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Это ёж - колючий ёж.

Его руками не возьмёшь.

3. Актуализация знаний.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи)

- Из чего состоит наша речь (Наша речь состоит из предложений)

- Из чего состоят предложения (Предложения состоят из слов)

- На что делятся слова (Слова делятся на слоги)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)

- Какие бывают звуки (Звуки бывают гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки (Гласные звуки бывают ударными и безударными)

- Какими бывают согласные звуки (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими)

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных (А ОУ Ы)

- Какие друзьями мягких согласных? (И Е Я)

- Почему?

- Какие буквы мы называем хитрыми (Е Я)

- Почему( - В начале слова и после гласной обозначают два звука)

-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

- Тогда проведём небольшое исследование.

- Назовите, что изображено на картинках. (Черника, малина, ёжик)

- Найдите одно слово, исключив два лишних. (Слово ёжик)

-Объясните свой выбор. (Называет животное, два слога, ударение на первый слог,

оканчивается на согласный)

-Какие звуки мы слышим в начале слова? (Й О)

- А какая буква пишется в начале слова (Ё)

4. Определение темы и задач урока

- Какая тема нашего урока? (Буква Ё, обозначающая два звука)

- Какую задачу поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме, научиться писать буквы Ё, ё ; читать слоги и слова с буквой Ё)

5. Знакомство с новым звуком.

- Произнесите слово по слогам. Ё - ЖИК

- Сколько слогов в слове ёжик? Два

- Какой слог первый? Ё-

- Какой второй? -жик

-Произнесите несколько раз первый слог. [й' о]

- Какие звуки слышите? [й' о]

- Сколько их? Два

- Какой первый? [й]

- Какой второй? [о]

- Составим схему слова ёжик.

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о]

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? Одна.

6 .Знакомство с буквами Ё, ё.

1.) На что похожа буква

- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква?

- Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.

2) Место в азбуке

- Теперь нам надо поселить нашу букву на ленте букв.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, к друзьям мягких согласных)

- А рядом с какой буквой? (О)

- Почему? букве Ё тоже есть звук [о])

- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. (Ёлка, ёрш, ёж)

Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

3) Конструирование печатной буквы Ё (работа в парах) из счетных палочек и арбузных семечек (из пластилина).

7. Физкультминутка «Ёжики»

Вот свернулся еж в клубок,

Может, ежик ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени)

Солнца луч ежа коснулся –

Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)

На спине твоей иголки

Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки)

Еж по тропке побежал,

Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)

А колючки тоже

На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)

На ежа мы поглядим,

Молочка ему дадим. (ладони складывают черпачком)

8. Чтение. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с буквой Ё.

1)Чтение слогов.

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором)

БЁ ДЁ ЗЁ ПЁ ТЁ СЁ

2) Чтение слов.

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

Буква ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

3) Чтение текста.

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

9. Физминутка для глаз.

10. Подготовка руки к письму.

1) Массаж пальцев.

2)Упражнение «Замочек»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

(Пальцы в замок, слегка покачивать, повертеть, покрутить, сомкнуть, постучать ладошками, показать ладошки)

11. Работа в прописях.

1) Обведение узора.

2) Письмо элементов букв по образцу.

3)Письмо буквы (с подробным объяснением учителя)

4) Письмо слияний:

- дети читают слог;

- называют слово с этим слогом;

- учитель подробно объясняет написание слога;

- написание слога детьми.

12. Итог. Рефлексия.

- Любопытный ё жик хочет снова задать вам вопросы:

- В каких случаях буква ё обозначает два звука? (Когда она стоит в начале слова и после гласной)

- В каких случаях буква ё обозначает один звук? (После мягкого согласного)

- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. Он дарит вам новогодние шарики на ёлку.

Выберите цвет, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

-Урок окончен! Можете украсить ёлочку своими шариками.

МОЛОДЦЫ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: - согласные и гласные звуки; - деление слов на слоги;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект подгруппового занятия «Гласные буквы и звуки» в подготовительной логопедической группе Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках и буквах. Задачи: Образовательные: - закрепить умение четко артикулировать гласные.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З]-[З’], [З’]-[С], [З’]-[С’], буквы З, С, В» Конспект занятия по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [з]-[з'], [з']-[с], [з']-[с'], буквы З, С, В». (УМК "Детский сад 2100"). Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Лэпбук «Гласные буквы и звуки»Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия "гласные звуки и буквы";.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе
Опубликовано: 6 июня 2019 в 16:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД